В исторической литературе нет работ, посвященных типологии средневековых погребальных сооружений. Единственной публикацией, где делается попытка поставить вопрос о происхождении одного из типов каменных гробов, является статья Н. Н. Воронина «Боголюбовский саркофаг» (КСИИМК, 1947, XIV).
Письменные источники, в частности русские летописи, достаточно часто упоминают погребальные сооружения («гроб камен», «рака мраморяна» и др.), но какие-либо указания на форму этих саркофагов отсутствуют.
В лицевых средневековых рукописях представлены формы гробов, хорошо известные по фресковой живописи и иконописи, т. е. традиционные прямоугольные гробницы. На миниатюрах они изображены с крышками плоской, двускатной и сводчатой формы. Причем саркофаги с высокими двускатными крышками приведены в рисунках Радзивилловской летописи и некоторых ранних списках сказаний о Борисе и Глебе, иллюстрирующих события, связанные с Киевом и Киевской землей, где находки таких погребальных сооружений хорошо известны.
Каменные саркофаги - одна из самых интересных групп гробов, появившихся на Руси в XI в. На сегодня она составляет около 220 находок. В этой группе выделяется несколько типов. Первый тип - это саркофаг-ящик прямоугольной формы. Тип подразделяется на три вида.
Вид 1. Сакрофаг-ящик прямоугольной формы, изготовленный из монолита. Представлен 60 находками. Время бытования XI - середина XIII в. Имел в это время повсеместное распространение. Различаются саркофаги с крышками: плоскими, высокими двускатными и пологими двускатными.
Вид 2. Составные саркофаги-ящики прямоугольной формы. Представлены 63 находками. Датируются XI - серединой XIII в. Выделяются два приема крепления плит: с помощью железных скоб и за счет пазов, специально выбиваемых в плите-днище и плитах-стенках. Саркофаги этого вида имели широкое распространение (кроме Владимиро-Суздальской и Рязанской земель).
Вид 3. Саркофаги-ящики из монолита, имитирующие составные. Представлены пятью находками, датированными XII - первой половиной XIII в. Зафиксированы в основном в районе Новгорода (Юрьев и Аркажский монастыри).
Ко второму типу относятся каменные саркофаги ладьевидной формы. Известно 15 находок XIV-XV вв. сосредоточены в Новгороде и его окрестностях. Видимо, стали изготовляться в подражание каким-то деревянным погребальным сооружениям (аналоги почти неизвестны). Имеют расширение в середине или в верхней половине саркофага.
К третьему типу отнесены саркофаги антропоидной формы (70 находок). Имеют вид ящика трапециевидной формы с выступающим оголовьем полукруглой формы. На территории Владимиро-Суздальской земли и Московской Руси зафиксированы в XII --середине XVII в. Саркофаги этой формы известны с глубокой древности (Египет, середина II-I тыс. до и. э.; Ближний Восток, середина I тыс. до н. э.; Малая Азия, Кавказ, середина I тыс.н.э.). На территории Европы известны только три находки саркофага этого типа (IV, XI-XIV вв.). Несмотря на значительные временные и территориальные лакуны, развитие и распространение гробов антропоидного типа через Малую Азию и Кавказ на территорию древней Руси представляется несомненным.
К четвертому типу относятся саркофаги-ящики трапециевидной формы с нишкой для головы внутри. Известны три находки конца XVI - середины XVII в. (Москва). Самые ранние саркофаги этого типа датируются серединой I тыс. до н. э. (Финикия, Малая Азия). Получают широкое распространение на территории Западной Европы в I тыс. н. э. и существуют вплоть до XVI-XVII вв.
Столь подробное рассмотрение истории развития саркофагов III и IV типов вызвано тем, что в западноевропейской исторической литературе для их обозначения пользуются одним термином («саркофаг антропоидной формы»), не вникая ни в конструктивные, ни в территориальные и временные особенности их распространения. То, что у антропоидных гробов (с выступающим оголовьем) является определяющим признаком типа, у саркофагов-ящиков с нишкой внутри - лишь деталь внутреннего устройства. Поэтому идентифицировать эти два типа нельзя, как нельзя применять для их обозначения один и тот же термин. Прослеженная путаница в этом вопросе - результат неразработанности типологии каменных саркофагов в современной исторической литературе.
К пятому типу относятся саркофаги-ящики трапециевидной формы с нишками для головы внутри (конец XVI - середина XVII в., три находки в Москве).
В XI-XIII вв. отмечено повсеместное распространение саркофагов-ящиков из монолита и достаточно широкое использование составных гробов во всех землях кроме Владимиро-Суздальской и Рязанской. Именно здесь найдены самые ранние саркофаги антропоидной формы, больше нигде не нашедшие распространения и в более позднее время. Существование в этот период наряду с каменными гробами многих других способов погребения говорит о том, как сложно проходил процесс формирования городского обряда захоронения в первые века христианизации Руси.
Для исследования истории развития погребального обряда в XIV-XVII вв. привлекаются материалы Московской Руси и Новгорода (южные и западные земли в это время входят в состав Великого Литовского княжества, где на погребальный ритуал влияет уже католическая церковь). Для этого периода на Руси характерно распространение антропоидного типа саркофагов (Москва и Подмосковье, Рязань, Суздаль) и локальное использование ладьевидных (Новгород).
Социальная принадлежность захоронений в каменных саркофагах определяется однозначно. Все они найдены в храмах (изредка возле них) и принадлежали представителям высшей знати периода феодализма - князьям и членам их семей, высшим церковным иерархам, посадникам и т. д. Сооружения были дорогостоящими и доступны далеко не каждому.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Краткие тезисы докладов научно-практической конференции (сборник 2)
1988 год