1000 лет назад, в 988 г., как сообщают летописи, Древнерусское государство официально признало христианство в качестве религии. «Крещение Руси» стало крупным событием в истории европейского средневековья. На арену европейской истории вышло крепнущее государство, занимавшее обширнейшие земли на стыке Востока и Запада.
Принятие христианства Киевской Русью привело к важным переменам во многих сферах общественной жизни восточного славянства. Возрастает международное значение Руси. Теперь Русь заняла равноправное место в системе государств христианской Европы. Ведь до середины XI в. в христианском мире еще сохранялось формальное религиозно-политическое единство. Крещение Киевской Руси открывало ей дорогу для установления политических, экономических и культурных связей со многими странами европейского средневековья.
Принятие христианства Русью способствовало укреплению внутренней жизни восточнославянского общества. На смену языческой религии с ее племенными особенностями устанавливаются новые идеологические представления, освящающие и закрепляющие господство феодального класса с позиции христианского вероучения.
Наиболее тесные культурные контакты устанавливаются со славянскими странами, прежде всего, с Болгарией, а также с Чехией и Польшей. На Русь поступают памятники болгарского книжного искусства, которые переписывались здесь. Чешские жития святых Вячеслава и Людмилы были известны на Руси и стали образцами для первых русских агиографических произведений. С другой стороны в Чехии XI в. были известны жития русских святых.
Неоценима роль «крещения Руси» в активном развитии материальной и духовной культуры восточного славянства. Принятие христианства стало мощным импульсом в творческом усвоении культурной жизни, выработанной в христианском мире, который, как известно, наследовал опыт тысячелетней цивилизации античности.
С христианством связано возникновение зодчества па Руси. Появляются до этого неизвестные монументальные каменные строения. На Руси при зарождении архитектуры были приняты художественные традиции столицы Византийской империи Константинополя (строительная техника, конструкция, приемы и формы Декорации). Христианские храмы Киева и Чернигова раннего периода являются одновременно и памятниками русской архитектуры, и памятниками византийского искусства - художественного направления общего для обширной территории Средиземноморья. Киевские соборы принадлежат к наиболее крупным сооружениям среди всех видов памятников константинопольского круга, ибо их заказчиками были великие князья могущественного государства. Ранняя киевская архитектура положила начало всему русскому зодчеству, в XII в. стало истоком развития архитектуры всех древнерусских княжеств.
Принятие христианства способствовало развитию письменности и возникновению литературы в восточнославянской среде. Начало русской письменности восходит к языческой поре (в деловых и дипломатических документах), христианство стало импульсом дальнейшего распространения письменности в Древней Руси. Литература же возникла, прежде всего, в связи с потребностями христианской церкви. Сначала на Руси появляются книги богослужебного характера. На их основе шел процесс становления культовой литературы. Возникают оригинальные произведения церковного, а вскоре и светского (летописи) характера. Развитию письменности и литературы способствовало становление монастырей и устройство школ.
Христианство привело к появлению на Руси нового типа культуры- книжного. Книжная культура охватила более широкие территории, чем область восточнославянского расселения, способствовало взаимодействию восточного славянства с другими этносами в пределах всего греко-славянского мира, к взаимообогащению. Книжная культура ввела Древнюю Русь в сферу культур европейского масштаба.
Христианство на первых порах охватило прежде всего городское население Древней Руси и в свою очередь способствовало бурному росту городов и развитию городской жизни. Рост городов означал значительный подъем ремесленной деятельности. Установившиеся контакты с Византией и странами Западной Европы привели к становлению на Руси ряда новых видов ремесла. В развитии ювелирного ремесла Русь вскоре обогнала многие европейские страны. Н& Руси получает распространение черневое дело и производство перегородчатых эмалей, и в этих видах ювелирного искусства русские мастера достигли высокого совершенства.
Большая роль принадлежит христианству в нравственном и эстетическом воспитании восточнославянского общества.
Наконец, нельзя не отметить значение христианства в становлении древнерусской народности и формировании единого для всего восточного славянства языка. Христианская идеология и искусство вместе с развитием городской жизни и распространением письменности и просвещения стали мощным импульсом формирования единой культуры и языка славянского населения Восточной Европы. Все это самым активнейшим образом способствовало консолидации славянских племен в единую народность.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Краткие тезисы докладов научно-практической конференции (сборник 2)
1988 год