Кузьмин С. Л. Которский погост (археологическая характеристика микрорегиона I- II т.н.э.)

Dec 08, 2008 15:30

Территория Которского погоста, зафиксированная Писцовой книгой 1498-1501 гг., формировалась в ходе поэтапного земледельческого освоения междуречья верховьев рек Плюссы и Городоньки.
Во второй половине I тыс. н. э. (более точные хронологические Рамки указать трудно) на территории микрорегиона фиксируется ряд скоплений могильников культуры длинных курганов («гнезд»).
Очевидно, за ним стоит некое территориальное единство носителей культуры длинных курганов, условно обозначенное термином «куст». Основная масса курганов сосредоточена в двух «гнездах» - у деревень Курея и Которск. В состав комплекса памятников у д. Курея входит городище-убежище, защищенное с напольной стороны двумя мощными валами. Это, пожалуй, наиболее сильное в фортификационном отношении укрепление, связанное с культурой, длинных курганов в Поплюсье. У подножья городища Н. В. Xвощинской обнаружено селище, в материалах которого присутствует лепная гладкостенная керамика. По всей вероятности, Курея была центром «куста» памятников культуры длинных курганов в Верхнем Поплюсье. Уже на этом этапе отчетливо прослеживается специфика данного микрорегиона. Это своеобразный мостик между бассейном Плюссы и Восточным Причудьем, с одной стороны, и Верхним Полужьем, с другой. Очевидно, уже в эпоху длинных курганов начинает формироваться региональная сеть коммуникаций. Не последнюю роль при этом играет путь верхнее Полужье - р. Городонька - р. Курея - р. Пскова - низовья р. Великой. В пользу этого свидетельствует находка сасанидской монеты 613 г. в кургане у д. Малые Струги (левый берег р. Куреи).
На рубеже IX-X вв. в среднее течение р. Городоньки и северную округу оз. Песно из Верхнего Полужья проникают носители культуры сопок. Ими осваивается компактная (до 3-4 км в радиусе) территория, центром которой становится поселение у д. Которск, состоящее из городища-убежища и большого (около 1,5 га) селища. На селище выявлено несколько горизонтов застройки. Открыты остатки наземных срубных построек с дощатым полом и углубленным в материк подпольем. Размеры одной из них довольно внушительны - около 8X6 м. С ней связан ряд находок, демонстрирующих высокий социальный статус ее хозяев (весы, гирьки, дирхемы, железное стремя). Материалы нижнего слоя Которского селища однозначно демонстрируют его связь с системой ближней и дальней торговли на севере Руси, расцвет которой приходится как раз на IX-XI вв. Кроме упомянутых весов, гирек и дирхем, в раскопе найдено более 30 разнообразных бусин. Особый интерес представляет находка подвески-планки с утиными лапками, имеющая широкие аналогии в восточнофинских древностях конца I - начала II тыс. н. э. Ближайшая в территориальном отношении подобная подвеска происходит из слоя X в. Земляного городища Старой Ладоги. Все это свидетельствует о том, что население Которска было задействовано в систему торгово-даннических отношений. Поселение, возникшее как центр локальной группы носителей культуры сопок, продвинувшейся в Верхнее Поплюсье из Полужья через Дремяцкое плато и вытеснившей носителей культуры длинных курганов (уничтожив или ассимилировав), со временем превращается в древнерусский погост. Особую роль при этом, очевидно, сыграл поход княгини Ольги, помещенный в летописи под 947 г. Движение Ольги во Псков шло, если считать летописное известие достоверным, по упомянутому пути, возможно, с этими событиями связан пожар, датирующийся серединой X в.
По материалам Которского поселения весьма трудно проследить процесс взаимодействия носителей культуры сопок с племенами культуры длинных курганов, определить его характер и вклад субстратного населения в культуру микрорегиона в конце I тыс. н. э. Более рельефно эти связи выступают на материалах погребальных памятников. Особенно интересен, в этом отношении, курган 1, исследованный в группе Которск IV, сочетающий в своем устройстве и погребальном инвентаре черты, присущие как сопкам, так и высоким насыпям культуры длинных курганов.
Не позднее третьей четверти XI в. в микрорегионе начинают распространяться древнерусские трупоположения (курган 5 в могильнике Которск III), что свидетельствует об успехах христианизации, опирающейся на рассматриваемой территории на важный административный пункт - Которский погост. В связи с этим особенно интересна находка привески-иконки из оловянистого сплава, происходящая из кургана 5 могильника Которск III, которая является едва ли не самой ранней находкой подобного рода на территории Новгородской земли. Интересно отметить, что древнерусские погребения в пределах микрорегиона представлены различными вариантами: погребения под курганной насыпью без каменных обкладок (Которск III и др.), с каменными обкладками (Которск XII), грунтовыми могилами (Которск I, возможно, Полосы), жальничными могилами (Городоня) и впускными погребениями в насыпи с трупосожжениями (Плюсса I, возможно, Полосы). Все это свидетельствует об определенных этнографических различиях в среде населения микрорегиона в древнерусское время. Для окончательного ответа на вопрос о причинах этой неоднородности необходимы дальнейшие целенаправленные полевые работы.
В древнерусское время и последующий период идет постепенное расширение освоенной земледельческой деятельностью зоны, начинается процесс активной внутренней колонизации, что способствует окончательному оформлению рассматриваемого региона в территориально-административное единство, зафиксированное Писцовыми книгами, как Которский погост.

АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции
1989 год

Кузьмин, могильник, 1989

Previous post Next post
Up