Культурно-археологическое своеобразие северо-запада Белоруссии связано с тем, что в раннем железном веке здесь обитали племена двух балтских культур: днепро-двинской и штрихованной керамики.
В раннем железном веке территория Верхнедвинского, Миорского и Браславского р-нов, исключая окрестности Браславских и Освейских озер была малонаселенной. Кроме того, наличие на многих поселениях керамики с шероховатой и гладкой поверхностью ранних образцов (Барсуки, Урагово), характерной для прибалтийских древностей, свидетельствует о разноплеменности населения региона. В ряде мест существовали и «островки» с иноплеменным населением (Тясты).
К середине I тысячелетия на смену культурам раннего железного века приходит новая, которая существенно отличается от них. Северо-запад Белоруссии становится зоной проникновения с одной стороны племен, представленных древностями с характерной гладкостенной и облитой керамикой, с другой - носителей тушемлинско-банцеровской культуры. Археологически фиксируется большая активность со стороны первых. Незначительный процент присутствия керамики тушемлинско-банцеровской культуры не влияет на общий культурный фон рассматриваемого региона. Следует констатировать, что западнее линии Освея - Диена и левобережья р. Диены проникновение древностей тушемлинско-банцеровской культуры ограничено. Ранние насыпи культуры длинных курганов, которые генетически связаны с тушемлинско-банцеровской культурой, здесь не зафиксированы.
Погребальные древности северо-запада Белоруссии известны с последней четверти I тысячелетия, что связано с колонизацией региона славянами. Они представлены насыпями, в плане круглой, овальной, реже удлиненной формы и единичными длинными курганами (Рацкий Бор, Вята, Потино, Игналино, Субовшина). Выделяется четыре группы погребальных памятников с присущими каждой из них локальными различиями: дисненская, браславско-миорская, освейская и босинская. По обряду погребений и характеру находок наиболее близки дисненская и освейская группы. Хронологически выделяются курганы VII-IX вв.; X - начала XI вв. и XI-XII вв. В количественном отношении разница между ними незначительна. Для ранних курганов характерны захоронения кальцинированных костей в ямах, на материке, в насыпи или у ее вершины преобладают остатки кремации на материке. Кости помещались в сосуд или накрывались сосудом, перевернутым вверх дном. Для погребального инвентаря характерны ножи, калачевидные кресалы с язычком, пряжки, проволочные кольца и узкопластинчатые височные кольца с заходящими крючкообразными концами, грибовидные и трапециевидные подвески, спиральные пронизки, лимоновидные бусы, бусы из синего и темно-красного стекла.
Наблюдается эволюционная связь между курганами с кремацией и ингумацией.
Среди общих особенностей погребальных древностей следует отметить приземистую форму сосудов, обилие ножей, наличие в погребениях с ингумацией лепных сосудов, раннее появление ингумаций в подкурганных ямах.
В раскопанных насыпях, расположенных на рубеже с Литвой (Опса, Устье, Богино), не выявлено почти ни одной характерной черты культуры восточнолитовских курганов. На правобережье Западной Двины, несмотря на соседство с латгалами, не обнаружено ни одной типично латгальской вещи.
Можно предварительно наметить пути славянской колонизации северо-запада Белоруссии. Первая волна славянского расселения относится ко времени не ранее VII-VIII вв. Это были носители уже сложившейся культуры длинных курганов, продвижение которых шло по левобережью Западной Двины. В течение VIII-IX вв. славяне, впитавшие в значительной мере элементы балтской культуры, довольно глубоко проникли в рассматриваемый регион (Свила, Опса, Устье, Рацкий Бор, Богино). Этому во многом способствовала его малонаселенность. В X-XI вв. увеличивается приток населения, о чем свидетельствует возникновение новых сельских поселений и курганных могильников Лесная, Укля, Заборные Гумна, а также освоение старых городищ (Браслав, Прудники).
Таким образом, к концу I - началу II тысячелетия кривичи широко заселили северо-запад Белоруссии. Каждая курганная группа, несмотря на общие черты, имеет свои особенности, свидетельствуя о сложности племенной структуры древнерусского населения.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1987 год