Об этом сообщили на вчерашней пресс-конференции по итогам археологического сезона сотрудники Псковского археологического центра.
Директор Псковского археологического центра, рассказала, что в 2008 году раскопки на территории некрополя, проводившиеся под руководством старшего научного сотрудника Псковского археологического центра Татьяны Евгеньевны Ершовой, принесли ошеломляющие результаты. Этим летом удалось открыть сразу три камерных погребения.
Прежде, чем рассказать о новых открытиях, археологи напомнили, что первое камерное погребение было открыто в Пскове в 2003 году. Именно тогда Псков пополнил список мест, где были открыты некрополи с богатыми захоронениями 2-ой половины X века. На месте обнаружения камерных гробниц была исследована территория площадью около гектара и с этого момента открыто в общей сложности семь погребений. Друг от друга их отличает наличие курганной насыпи, деревянного сооружения: камеры (сруба или каркаса), богатого инвентаря. Подобные памятники археологии называют камерными погребениями.
Елена Александровна отмечает, что камерные захоронения или гробницы - один из самых редких и замечательных памятников европейской археологии второй половины X века. Они известны в Дании, Швеции, на Украине, в России.
На территории Древней Руси открыто более 70-ти таких погребений.
Эти захоронения связаны с некрополями крупных городов и торговых посе¬лений: Гнездово(Смоленск), Киева, Чернигова, Шестовиц, Тимерёво, Старой Ладоги. В этот список вошел и Псков.
«Для камерных погребений Древней Руси несомненно, что люди, нашедшие своё упокоение в таких гробницах, были связанны со скандинавской культурной традицией и имели высокое положение в обществе, входили в состав политической элиты древнерусского государства».
ОТКРЫТИЕ ЛЕТА
Камерное погребение V, как называют его археологи, совсем небольших размеров (2,4 х 2,6м). Татьяна Ершова предполагает, что это захоронение юноши, сопровождаемое богатым инвентарем. По периметру сруба в погребении обнаружены гвозди, забитые в доски.
- У правого плеча стоял небольшой глиняный гончарный сосуд, у другого плеча - деревянный, обтянутый кожей футляр с весами и разновесами. Сохранился поясной набор, состоящий из ременных накладок из цветного металла и каменного оселка с серебряным колечком для подвешивания. У бедра - боевой топорик с бронзовым кольцом и нож в кожаных ножнах. В ногах лежали два ледоходных шипа и корабельная заклёпка, - рассказывает Татьяна Евгеньевна.
Как сообщили археологи, другое обнаруженное камерное погребение VI вызывает наибольший интерес. Это большая камера размерами 5,6 х 5,56м, которая была ограблена в древности, ещё в период существования насыпи кургана и деревянных перекрытий. «Костяк был извлечён из могилы, а затем обратно сброшен», - предполагает Татьяна Ершова.
В этой камере раскрыто деревянное ложе: «кресло» с расписными деталями, на котором полусидел погребённый. Кроме того, в конструкции камеры использованы детали ладьи. В головах и ногах этого человека лежали две обезглавленные птицы. По предварительному определению орнитологов - это костяки глухаря и петуха. Погребённому был положен большой деревянный сундук с железными оковками, рядом стояло деревянное ведро, окованное железом. Примыкала к этим вещам деревянная расписная доска. В той же части сруба на полу находилась деревянная чаша диаметром 40см, рядом с которой стояла коническая восковая свеча. Напротив, у юго-западной стены, сохранился фрагмент одежды с многочисленными серебряными пуговицами, а рядом лежал вверх дном, вероятно, деревянный ковш с серебряной, украшенной чернью оковкой венчика. Внутри него найдены чашечки весов с коромыслом в берестяной упаковке. Под весами находились два серебряных диргема и некий монетовидный предмет из цветного металла с пяти-строчной надписью латиницей. Некоторые предметы, находившиеся сначала на останках погребённого, при вторжении древних грабителей были перемещены. В центре сруба найдены серебряные подвески: литой крест, пластина со знаком Рюриковичей, диргем. Там же, на некотором расстоянии друг от друга, найдены костяной составной гребень-расчёска в футляре, железный нож с рукоятью, обмотанной серебряной проволокой.
Судя по сопровождающему инвентарю, можно говорить об очень высоком общественном положении погребенного. Наличие креста и восковой свечи в погребении говорят о том, что погребённый - христианин, хотя и похоронен по языческому обряду. Скорее всего он был представителем княжеской власти и наделялся большими полномочиями. Подтверждение этому - найденный в погребении серебряный предмет со знаком Рюриковичей. Известно всего три привески, на которых изображена тамга Рюриковичей в виде двузубца. Погребённый в камере VI мог быть представителем двух князей: Святослава Игоревича или Ярополка Святославича, но на «лицевой» части псковской привески кроме двузубца в центральной части между зубцами помещён ещё и ключ.
Как отмечают археологи, подобная разновидность тамги Рюриковичей раньше была неизвестна. Возможно, этот двузубец с ключом впоследствии стал трезубцем Владимира. Ему с 969 от отца Святослава достались Новгородские земли, коими он управлял до 977г., когда, гонимый Ярополком, вынужден был укрыться в Швеции, дабы не повторить печальную судьбу среднего брата - Олега Древлянского.
Погребение VII
Работы на VII камерном погребении тоже увенчались интереснейшими результатами. В относительно небольшой камере (3,6х2,3 м) открыто погребение, инвентарь которого весьма богат. Здесь найдены крупные, не определенные пока железные предметы, глиняная гончарная миска, деревянное ведёрко с железными оковками. Интересен развал некоего предмета (возможно, ларчика) инкрустированного цветными стёклами. Из украшений обнаружены: серебряный браслет, стеклянные зелёные бусы, две из которых на золотых колечках с завязанными концами. Рядом найдены серебряные накладки. Найдено очелье из ткани с золотым и серебряным шитьём и две серебряные фибулы. По предварительным данным - это погребение маленькой девочки.
Уже сейчас можно говорить, что многолетний труд псковских археологов по изучению камерных погребений некрополя Окольного города дал важные и неожиданные результаты.
Так, могильники Х века, в которых камерные погребения общественной элиты составляли бы значительные скопления, почти не известны. Обычно такие погребения бывают «рассредоточены» среди многих рядовых курганов. Единственное исключение - могильник, обнаруженный при раскопках древнейшей Десятинной каменной церкви в Киеве. Открытые там языческие и полуязыческие погребения в камерах - срубах современные исследователи склонны рассматривать как родовое кладбище Рюриковичей. Князь Владимир увенчал кладбище церковью, тем самым освятив место упокоения своих предков и старших родственников. Псковский могильник близ Старовознесенского монастыря, вероятно, явление того же порядка.
Факт ограбления в древности некоторых могил тоже сближает вновь открытый во Пскове могильник с некрополем Десятинной церкви. В обычных курганных кладбищах Х века такие явления крайне редки. Таким образом, могильник Х века в пределах Окольного города Пскова находится в ряду наиболее ярких и значительных открытий в российской археологии последних десятилетий. Как сообщила Елена Яковлева, археологам предстоит большая работа по обработке полученных материалов и их подготовке к солидной научной публикации.
Напомним, что…
Камерное погребение I «варяжской гостьи» (раскопки 2003 года под руководством Е.Я. Яковлевой) было совершено в срубе (4х4,5м.), поделенным на «жилой» и «хозяйственный» отсеки. В нем находились останки женщины 35-40 лет в традиционной скандинавской одежде с многочисленными украшениями. В «мир иной» ее сопровождали костяная расческа, железные ножницы, кожаный кошелек с серебряными деталями отделки. В головах усопшей находился деревянный сундук, укрепленный железными оковками, в котором могли лежать меха и ткани. В «хозяйственном» отсеке стояли большой бронзовый таз, деревянное ведро с железной ручкой и другие деревянные сосуды, один из которых был украшен серебряными накладками. Наибольший интерес специалистов вызвал набор украшений, состоявший из серебряных предметов и бус. Комплекс этого памятника - один из самых представительных среди камерных погребений Древней Руси.
Камерное погребение II (раскопки 2004г. под руководством А.В. Михайлова). Самая небольшая по размерам камера (примерно 3м x 2.4м). Останки похороненной в ней женщины и все предметы сохранились очень плохо. Среди покрытых коррозией железных шлаков специалистам удалось опознать остатки своеобразного ларца с круглой, украшенной тиснеными бронзовыми пластинам крышкой. Такие ларцы известны в Дании и Швеции. Кроме ларца в камере найдены: железное навершие не сохранившегося предмета, огниво с бронзовой рукоятью, железный ключик и небольшой нож с костяной ручкой, перевитой серебряной проволокой.
Камерное погребение III (раскопки 2005 года под руководством Е.Я. Яковлевой) было ограблено в историческом прошлом (не позднее XV в.). Наиболее ценные, с точки зрения грабителей, предметы и украшения были вынесены из камеры вместе с останками. Сохранились отдельные серебряные украшения, восковые свечи, детали мебели. Погребальная камера- сруб(4,7x3,9м.), перекрытый сверху накатом из плах, имела бревенчатый пол. Под полом находился берестяной короб с женской одеждой, в которую были завернуты парные скандинавские бронзовые позолоченные фибулы (застежки для одежды). Уникальной находкой сделались ткани и детали платья. Установлено, что наряд состоял из рубахи и сарафана, сшитых из тонкого синего льняного полотна. Бретели сарафана скреплялись позолоченными фибулами. В отделке использованы детали из шелка византийского круга. Камерное погребение IV - одна из самых больших камер, открытых на сегодняшний день в Пскове (5,2х5,5м) (раскопки 2007г. под руководством Т.Е. Ершовой). Устройство гробницы напоминает по размеру и конструкции 1-ое погребение. Вероятно, камера была ограблена в древности. Об этом свидетельствует отсутствие украшений, малочисленность других предметов, характерных для памятников этого круга. В составе просевшей курганной насыпи найден предмет, напоминающий иглу фибулы. Вокруг останков, по периметру сруба найдено около семидесяти кованых гвоздей и ладейных заклёпок. На костяке - серебряные части ножен и навершие рукояти не сохранившегося клинка. На полу найдены отдельные золотые нити, обрывки ткани с бронзовой пластинчатой накладкой. Неожиданностью стало обнаружение 2-го захоронения, за стеной сруба камеры. Это был мальчик-подросток 10-12 лет, вероятно, член младшей дружины. Мальчик погребен в деревянном ложе, напоминающем лодку-долблёнку. У пояса юного воина лежал боевой топор. Находки 4-ой камеры имеют крайне плохую сохранность. В настоящее время ведутся комплексные реставрационные работы.