Колпакова Ю.В. Предметы христианского культа в археологической коллекции Псковского музея-заповедни

May 16, 2012 15:00

В археологической коллекции ПГОИАХМЗ содержится 250 находок, относящихся к категории предметов личного благочестия христианской религии. Это 223 нательных креста, 1 наперсный, 13 иконок, 6 энколпионов (в т. ч. и отдельных створок), 2 круглые крестовключенные подвески и 5 крестовидных ромбощитковых подвесок. Для изучения этой категории интересны также хранящиеся в фондах музея-заповедника 24 литейных формы для отливки крестов и иконок. Данные находки происходят из раскопов 1947-1998 гг. в Пскове, включая раскопки на территории Кремля, Довмонтова города, Среднего города (как в его более древней части, так и за пределами стены 1309 г.), Полонища, Запсковья и прибрежной части Завеличья.


Сосредоточение в фондах музея не только вещевых коллекций, но и отчетной документации большей части раскопок, проводившихся в Пскове, дали возможность уверенно датировать предметы христианского культа, происходившие из ненарушенных участков культурного слоя. Установление их стратиграфических дат наряду с типологическими наблюдениями дало нам возможность обратится к интерпретации размещения типов и категорий предметов христианского культа во временном поле.
Анализ датировок показывает, что первые предметы христианского культа появляются в слое города в XI в. (выводы о более ранних находках нам не позволяет сделать отсутствие в Пскове полных материалов раскопок в Кремле, Довмонтовом городе). К XIV в. количество предметов личного благочестия в слое возрастает, в XV в. очевиден резкий спад, основная масса находок приходится на XVI в., после чего, к XIX в., идет сокращение их численности, хотя на XVII - XVIII вв. присутствие предметов этой категории в слое очень велико. Данные выводы иллюстрируются графиком на схеме на рис. 4.
Эти резкие перепады численности связаны с попаданием христианских кладбищ в пятна раскопов, что значительно увеличило количество находок XVI - XVIII вв., и плохой сохранностью слоев XV в. в центральной части города, откуда происходит значительная масса находок. Падение численности находок в слоях XVIII - XIX вв. объясняется не только плохой их сохранностью, но и тем, что предметы этого времени зачастую доживают до наших дней, не попав в слой.
Состав по категориям предметов личного благочестия с течением времени меняется.
Каменные кресты (15 экз. в коллекции), судя по датам находок, бытуют в Пскове с XI по XIV вв. Основная масса находок каменных крестиков приходится на XIII в. Это преимущественно вытянутые прямоугольноконечные кресты, время бытования которых приходится на период со 2-й пол. XII до 1 четв. XIV вв.
Более редкие костяные кресты были встречены в слоях XI, XII вв., XIII и XIV вв. Все 4 находки, несомненно, принадлежат к четырем разным типам. Возможно, редкость их объясняется более плохой степенью сохранности органического материала в целом по сравнению с неорганическим, а не непопулярностью этого материала, как, вероятно, в случае со стеклянными крестами, представленными в Пскове лишь 1 экземпляром. Также и о существовании в Пскове крестов, выполненных только из дерева, мы можем говорить пока только на основании одной находки.
Обнаруженные при раскопках в Пскове перламутровые крестики (2 экз.) очень схожи между собой. Один из них датируется кон. 20-х гг. - сер. XII в., другой - XI - XIII вв. Следы ремесленного производства резных из перламутра вещей в древнем Пскове пока не прослеживаются.
Средневековые янтарные "тельники в Пскове не отличались большим разнообразием форм, резчик часто во многом следовал форме, которая диктовалась ему обликом куска янтаря, из которого изготавливался крестик.
Наиболее распространенный тип (11 находок) - янтарные прямоугольно- и трапециевидноконечные крестики вытянутых пропорций. Они существуют с XII в. до нач. XV в., причем наибольшее их количество приходится на XIV в. - как и наибольшее количество янтарных крестиков в целом. Более мелкая разновидность данного типа с изображением голгофского креста встречается в слоях последней четв. XIV - 1 пол. XV вв., один экземпляр был обнаружен в слое XVII в.
Равноконечные крестики из янтаря с прямоугольным и трапециевидным завершением лопастей происходят в Пскове, в основном, из слоев кон. XIII - кон. XIV вв., наиболее ранние относятся к XII -XIII вв. Равноконечные с округлым завершением лопастей можно предположительно датировать XV в.
С XV в. идет резкий спад количества янтарных крестиков в слое, однако они встречаются даже в слоях XVI - XVIII вв. Ко 2-й пол. XVII в. также относится один крест с ромбоконечной нижней лопастью.
Наиболее многочисленная и доминирующая в слоях любого времени категория псковских предметов личного благочестия - металлические нательные кресты. Насчитывается 154 экз. Однако даже для такого количества находок крестики настолько разнообразны, что мы не всегда можем с уверенностью отделить устойчивые типы вещей от индивидуальных форм.
Металлические нательные кресты в целом датируются сер. XI - XIX вв., и, как известно, используются и по сей день, причем имеет место и бытование типов, существующих с XVI в.

Развитие типов металлических тельников в Пскове идет следующим образом:
- тип крестов, вырезанных из пластины, датируется XI - XIII вв. и представлен бронзовым крестиком {рис. 1.1);
- так называемый ранее «скандинавский» тип в Пскове датируется рубежом XI-XII вв. (рис. 1.2);
- 2-й пол. XII - рубежом ХИ-ХШ вв. датируется крестик, относящийся к типу трехлопастноконечных с рельефным изображением Распятия (рис. 1.3);
- квадратносрединный утолщённый крестик относится к 2-й трети XII-нач. XIII вв. (рис. 1.4);
- трехлопастноконечный с выемчатой эмалью крестик происходит из слоев XII - XV вв. (рис. 1.5);
- плоский крест с семичастным завершением лопастей и крестом в ромбе в средокрестии датируются кон. XII - сер. XV вв.(рис. 1.6);
- выделяется два типа проволочных нательных крестов: петлеконечные с крученой верхней лопастью - датируются 1-й пол. XIII - 1-й третью XIV вв. (рис. 1.7), и крученоконечные - датируются серединой XIII - серединой XIV вв. (рис. 1.8);
- профилированный крест с трапециевидными концами происходит из слоев кон. XIII - 1-й четв. XIV вв. (рис. 2.1);
- тип шароконечных крестов (рис. 2.2) представлен крестом 2-й четве. XIV в. (1319/20 - 1335 гг.);
- тип сегментноконечных с крестом в ромбе в средокрестии (рис. 2.3) - датируется сер. XIV в. (1335 - 1386 гг.);
- тип криноконечных рельефных крестов (рис. 2.4) по новгородским аналогиям датируется нач. XIV - нач. XV вв.;
- петлеконечный ажурный литой крестик происходит из слоев XVI - XVIII вв., хотя аналоги этого типа датируются более ранним временем - кон. XII - XIV вв.


Рис.2. Металлические крестики XI - XV вв.: 1 - кон.XIII - 1 четв. XIV в.; 2 - 20-30-е гг. XIV в.; 3 - 30-80-е гг. XIV в.; 4 - XIV - нач. ХV вв.; 5 - XIV-нач. ХV вв.; 6 - руб. XIV - XV, 1-я пол XV вв.

Достаточно непроста проблема датировки тельников с изображением голгофского креста. Наибольшая их часть происходит из слоев XVI - XVIII вв. или из перекопов этого времени, причем нет возможности дать более узкие даты. Отдельные находки, датировки которых не вызывают сомнения, позволяют также сделать вывод о том, что типы крестов с изображением голгофы и надписями, существовавшие в течение XVI - XX вв. имели свои прототипы в XIV -XV вв. (рис. 2.5 и 2.6).


Видимо, крестики именно этих типов были приняты за образец и, в результате растиражированы, тем более что именно в XVI в. возрос спрос на нательные кресты, т.к., по мнению исследователей, в это время становится обязательным захоронение с тельником (Панова Т.Д., 1995, с.72-73). Носимые же до XVII в. нательные кресты, в т.ч. и те, которые попадают в погребения, являются «исключительно предметами личного благочестия», ношение которых церковью не регламентировано (Мусин А.Е., с.6,11).
Видимо, именно в XVI в. большое распространение получают такие типы крестов, как восьми- и четырехконечные с выпуклым или вдавленным изображением на одной или двух сторонах и их варианты с ветвями цветения или «лучами сияния» (рис. ЗА -3-5), и с XVII в. - «девичьи кресты» (рис. 3.6).
Кресты в обкладке (3 экз.), элемент монашеского облачения, видимо, также могут быть датированы XVI - XVIII вв. Обычно они связаны со слоем христианского кладбища.
Интересно, что в этот же поздний период распространение получают ромбощитковые привески (4 экз.), ношение которых вместо креста, видимо, допускалось церковью. Христианские круглые крестовключенные привески датируются XII - XIII вв.
Каменные иконки в археологической коллекции Псковского музея присутствуют в 2 экземплярах. Одна из двух иконок в г. Пскове представлена собственно не готовой вещью, а заготовкой, которая датируется кон. XIII - 1-я четв. XIV вв., вторая каменная иконка - двусторонняя, с изображением Богоматери и св. Николая Чудотворца, происходит из слоя засыпки мусорной ямы, точно стратиграфически датирована быть не может (Плоткин К.М., 1984).
Все найденные в Пскове металлические иконки (11 экз.) типологически хорошо делятся на следующие группы: крупные прямоу¬гольные с сюжетными изображениями (с изображением Распятия 2-й пол. XIV в. и XVI - XVIII вв. и Рождества) и маленькие: либо в форме арки, изображающие одно лицо, которые датируются кон. XIII - 1-й четв. XIV вв. и XVI в. (с изображением Христа Эммануила), либо круглые или сердцевидные с изображением голгофского креста с надписями XVII - XVIII вв., либо лика святого с надписями XIV-XVI вв. Из поздних нарушенных слоев происходят также и две части икон-складней.
Сравнительно небольшой процент и металлических иконок от общего числа находок предметов христианского культа, и литейных форм для их отливки от общего числа литейных форм для отливки предметов христианского культа на территории Пскова позволяет, тем не менее, предположить возможность местного производства металлических иконок.
Интересно, что найденные литейные формы (2 экз.) были предназначены для отливки круглой иконки с изображением Богородицы и иконки с изображением лика Христова (?), тогда как сами отливки найдены не были.


Иконки появляются в слое древнего Пскова в XIII в. и не исчезают до XVIII в., хотя процент их по сравнению с другими категориями предметов христианского культа невысок.
Энколпионы (8 экз.) встречаются в культурном слое Пскова в отложениях XI - XIV вв. и представляют типы, существовавшие на территории Руси. Как отмечается Т.В. Николаевой и Н.Г. Недошивиной, находки энколпионов в слоях второй половины XIII - нач. XIV в. свидетельствуют о бытовании энколпионов домонгольского производства (Николаева Т.В., НедошивинаТ.В., 1997, с. 349, табл. 103, 22).
Таким образом, бытование отдельных категорий и типов, как видно из приведенного материала, имеет в Пскове свою специфику, хотя хронология предметов христианского культа из раскопок в Пскове в целом не противоречит общерусской.
Большая часть предметов христианского культа на территории в Пскове попала в слой, будучи случайно потерянными или утраченными при пожаре. Что касается тех предметов, которые могут быть подвергнуты топографическим обобщениям, это в основном предметы личного благочестия, утерянные в жилых или хозяйственных срубах, попавшие в дворовые настилы, либо просто на территорию двора, ограниченную частоколом. Небольшая часть находок происходит из уличных замощений или связаны с ямами. 38 находок происходят из слоя христианских кладбищ XVI - XVIII вв.
Не наблюдается особого отношения и к литейным формам, предназначенным для отливки предметов христианского культа: они часто бывают выброшены за негодностью или используются просто как камни - в замощении, в печи. В пользу того, что к изображению на форме не относились как к иконе или кресту, то есть как к предметам культа, говорит и частое сочетание на одной литейной форме углублений для отливки и предметов личного благочестия, и простых украшений.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Мусин А.Е. Христианские древности средневековой Руси IX - XIII вв. (по материалам погребальных памятников на территории Новгородской земли). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
  2. Николаева Т.В., 1997. Недошивина Т.В. Предметы христианского культа // Древняя Русь. Быт и культура. М.
  3. Панова Т.Д., 1995-Нательные кресты в погребальной практике русского средневековья (XI-XVI вв.) // Археологические изыскания. Вып. 26. Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. СПб - Псков.
  4. Плоткин К. М. Ильинский раскоп. // Седов В. В., Лабутина И. К., Белецкий С. В., Волочкова О. К., Кильдюшевский В. И., Миронова В. Г., Плоткин К. М., Фролов В. П, 1985. Отчет об археологических раскопках Псковской экспедиции в Пскове в 1984 г. Архив НПАО ПГОИАХМЗ, д. 13.

АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ СЕМИНАРОВ
2001-2002 год

раскопки в Пскове, Колпакова, 2001-2002, находки, псковский музей

Previous post Next post
Up