Бирюков Ю.Б. О строительстве воротных башен окольного города Пскова второй половины XV века

May 19, 2011 13:05

Топографии крепостных сооружений Пскова XV в. посвящено исследование И. К. Лабутиной (Лабутина И.К., 1985, с. 75). Проведен анализ летописных сообщений, но ввиду очень плохой сохранности каменных стен и башен, об их архитектурных особенностях судить почти невозможно. Поэтому довольно значительный объем строительства этого времени в литературе никак образно не представлен. Между тем, сопоставление чертежей 1740 г. (Козюренок К.Л., 1997, с. 297-299) с описями XVII - начала XVIII вв. и с натурными остатками позволяет выделить большую группу близких по характеру башен.
На обмерных рисунках Ильинских ворот 1740 г. (рис. 1) ходовая площадка идущей от Образской башни стены продолжалась вдоль их тыльного фасада до проема. Она, как и на плане города, имела большую ширину, чем стена по другую сторону ворот. По внутреннему ее краю на прикладе 1521 г. (?) стояли столбы на парапете. До устройства приклада первоначальный вход вел на верхний ярус башни с площадки меньшей ширины. Проход сквозь башню был огорожен ее тыльной стенкой. Две сужающиеся наружу бойницы выходили на торцовый наружный фасад, по одной - на боковые.


Рис. 1. Окольный город. Запсковье. Ильинские ворота 1483-1484 гг. по чертежу 1740 г.

Воротный проем перекрывался разделенными тремя арками двумя цилиндрическими сводами. По бокам проема имелись камеры подошвенного боя с узкими бойницами. По описи 1701 г. «ворота Ильинские проезжие, на них башня четвероугольная, сверху крыта тесом, в ней четыре бои, в воротах два бои подошвенных, мерою та башня в длину по стене пять сажен без аршина, вышина, пол четверти сажни (3 сажени с полусаженью, поперег 4 сажени» - 1699 г.), стены сверх своду пол сажни с четвертью аршином, ворота мерою полчетверты сажни, в них два щита деревянных на железных крюках» (РГАДА. Ф. 137. Д.43. л. 33).
Образский захаб XVII в. на чертеже 1740 г. примыкал к стене с бруствером и столбами на парапете ходовой площадки. Внутрь захаба на уровне его второго яруса выходила верхняя бойница стены. Вход в башню со стены не обозначен. Очевидно, более ранней постройки здесь не было. Слева от входа в башню внизу в стене имелась камера боя закрытого типа, т.е. с дверным проемом, с одной бойницей, выходящей внутрь захаба. Форма и расположение камеры боя позволяют отнести ее к началу XVI в.
На обмерах Толокнянской башни (рис. 2) ходовая площадка продолжалась вокруг нее, обходя ее тыльную стенку с одной бойницей по центру. Приклад XVI в. с парапетом и столбами по краю примыкал к башне, отчего бойница оказалась как бы на втором плане. Башня в деталях полностью повторяла Ильинские ворота и отличалась лишь уменьшенной шириной заложенного проезда. По описи 1701 г. «Башня четвероуголъная, под нею были ворота проезжие заделаны камнем, мерою по стене в длину с стенами четыре сажни без аршина, поперег четыре сажни с полусаженью, в толщину стена сверх сводов пол сажни, вышина той башни три сажени, в воротах два боя, в башни четыре боя, бойницы и зубцы и обмаска осыпалась, и та стена крыта тесом» (РГА-ДА. Ф. 137. Д. 43. л. 32).


Рис. 2. Окольный город. Запсковье. Толокнянские ворота 1483 г. по чертежу 1740 г.

Щелевидные бойницы второго яруса таких же заложенных Быковских ворот (рис. 3), по-видимому, выходили из небольшой камеры. По описи 1701 г. их башня «мерою в вышину пол четверты сажни, в длину четыре сажни с полуаршином, поперег четыре сажни бес полу аршина, в том числе стена в толщину полторы сажни, под нею бывали проезжие ворота закладены камнем». По описи 1699 г. «крыта тесом по шатровому с чердаком и с обламами» (РГАДА. Ф. 137. Д. 43 Л. 34. Сборник МАМЮ, с. 247).


Рис. 3. Окольный город. Запсковье. Быковские ворота 1484 г. по чертежу 1740 г.

Бойницы аналогичных Волковских ворот (рис. 4) показаны биконическими. В одной из боковых стенок их было две. В закладке воротного проема была устроена третья в этом ярусе камера боя. По описи 1701 г. их башня «мерою внутри меж стен в длину по стене четыре сажни с аршином, поперег полпяты сажни, в толщину стена два аршина, в вышину та башня полчетверты сажни, в ней восемь бойниц, под нею бывали проезжие ворота и за город закладены камнем, зубцы и обмаска осыпалась, крыта тесом». По описи 1699 г. в высоту «мерою 3 сажени с полусаженью, а по городу мерою с стенами в длину 5 сажен без четверти аршина, поперег 4 сажени с полусаженью» (РГАДА. Ф. 137. Д. 43. Л. 33. Сборник МАМЮ, с. 246).


Рис. 4. Окольный город. Запсковье. Волконские ворота 1484 г. по чертежу 1740 г.



Рис. 5. Окольный город. Запсковье. Гремячие ворота 1483 г. по чертежу 1740 г.

Во второй половине XV в. надвратным башням в Пскове явно отдавалось преимущество. 0о крайней мере, пять однотип¬ных ворот укрепляли камен¬ную стену Запсковья 1480-х гг. к ним вели известные по пла¬ну 1740 г. улицы. Такими же должны были быть шестые Варлаамовские ворота, но в описи 1626 г. башни над ними не упомянуто, а на чертеже 1740 г. стена с бруствером и откры¬той ходовой площадкой прохо¬дила у примкнувшего к ней захаба.
Строительство круглой башни над Троицкими воротами Кремля 1452 г: следовало традициям полувековой давности. Первая прямоугольная надвратная башня нового типа появилась в 1468/1469 г. (П2Л) над Рыбницкими воротами: «Того же лета заложивши сделаша велика а врата каменаа и костер на верха у большей, выше старых, конець мостоу Запсковъского» (ПЗЛ) (Лабутина И.К.. 1985, с. 72). Их силуэт с четырехскатным шатром сохранился на иконах с видом Пскова (рис. 6), а план зафиксирован в 1740 г. (рис. 7, № 5). По описи 1699 г. ворота «проезжие на Рыбницкой мост, над вороты башня четвероуголная крыта те¬сом, в ней верхних 6 боев, да ис тоеж башни на городовой стене двои прохожие ворота, мерою полчетверты сажени» в высоту (Сборник МАМЮ, с. 224). Во время их появления Запсковье с Деревянной стеной 1465 г. воспринималось еще обширной слабо укрепленной зоной. Поэтому усиление Кремля и Среднего города башней у моста было актуально.


Рис. 6. Рыбницкие ворота по иконе Жиглевича

Судя по деталям второго яруса и общей высоте, башня близка по типу запсковским и могла служить для них образцом. Но еще раньше этот тип фортификаций применили на Полонище.


рис. 7. Рыбницкие ворота по плану 1740 г.

После пожара 1477 г. «всего града Застенье и до кола» (ПЗЛ) в стене Окольного города на Полонище в 1477/1478 г. появились 1 первые каменные Сокольи и Великие ворота с кострами над ними. По мнению И. К. Лабутиной, «опыт возведения стены 1375 г. костров у ее ворот предполагает наличие каменной стены при постройке башен». Возможно, вместе с башнями после двух пожаров 1471 и 1477 гг. вместо деревянных возводились участки каменных стен. Несмотря на отсутствие документального подтверждения, это кажется вероятным при традиционном южном направлении развития псковских фортификаций, особенно на фоне широкомасштабного строительства стен Запсковья 1480-х гг. Его причиной послужили осада города в 1480 г. Ливонским орденом и попытка его поджога, судя по нашим археологическим наблюдениям вблизи ул. Труда, удачная. Возведение каменной стены Запсковья началось на следующий же год на средства и, возможно, силами самих жителей (Лабутина И.К., 1985, с. 73-74). Обилие однотипных ворот требовалось как для свободного проезда горожан, так и для возможности быстрой контратаки при нападении. О больших, чем принято считать до сих пор масштабах строительства на Полонище в этот период, а также общности методических принципов, позволяют говорить чертежи 1740 г.
Полуразрушенные Великие ворота (рис. 8) на чертеже Лихарева реконструированы двухярусными, но был еще и третий ярус. По описи 1701 г. «ворота Великие проезжие мерою три сажени, на них башня четвероугольная с каменным, сводом, в ней тринадцать боев, мерою та башня в вышину пять сажень с полусаженью, в длину по стене шесть сажень, поперег полшесть сажни, стена в толщину внизу две сажни бес полуаршина. Да в тех же воротах решотка запускная железная да четыре щита деревянных на железных крюках».


Рис. 8. Окольный город. Полонище. Великие ворота 1477 г. по чертежу 1740 г.

По описи 1699 г. «шатер, на шатре чардачок четвероуголной, деревяные с обламами дощатыми, крыты тесом. А в башни над двемя проходными дверми на стене...своды» (РГА¬ДА. Ф. 137. Д. 43. Л. 17об. Сборник МАМЮ, с. 23.6-23.7,),


Рис. 9. Окольный город. Полони"ще. Сокольи ворота 1477 г. по чертежу 1740 г.

Там же описана «башня Сокольская четырехугольная ме¬рою в вышину четыре сажни, в длину с стенами три сажни с полуаршином, поперег три сажни с четью, стена в толщину ар¬шин с четью, в ней семь боев {«да 4 окна» - 1699 г.), под нею ворота проходные мерою полтретьи сажени («2 сажени с полуса¬женью» - 1699 г.), в воротах два боя» (РГАДА. Ф. 137. Д. 43. Л. 18об). Сохранившаяся к 1740 г. и обмерянная башня (рис. 9) от¬личается от запсковских только наличием третьего яруса. С внут¬ренней стороны стены к ней примыкал приклад. Наличие изна¬чально перевязанной с башней стены требует археологического под¬тверждения.
Этим датированным башням близка «Трупеховская четвероугольная мерою в длину и поперег с стенами по три сажни с полсаженъю, стена в толщину полсажени, в вышину та башня четыре сажени с аршином, под нею ворота проходные» (РГАДА. Ф. 137. Д. 43. Л. 19об). На чертежах (рис. 10) показаны опускная решетка, как обычно по пять бойниц в верхних ярусах, причем в среднем - бои сводчатые, две камеры боя в нижнем, а также утолщение подходящей от Сокольей башни стены.
Еще одна типовая башня была возведена над Петровскими воротами с проемом «мерою две сажени с полусаженью. В тех воротах запусная железная решетка мерою в ширину две сажни без дву вершков» (РГАДА. Ф. 137. Д. 43. Л. 18об.).


Рис. 10. Окольный город. Полонище. Трупеховские ворота конца 1470-х гг.
по чертежу 1740 г.

У Лихарева (рис. 11) справа от ворот в стене показана открытая камера подошвенного боя со щелевидной бойницей. Этот орудийный бой был необходим для защиты ворот и, очевидно, появился в одновременной башне стене. Некоторое время спустя защиту усилили, слева от ворот пристроили круглую четырехъярусную башню с 24 боями. Петровские ворота оказались самыми маленькими из всего типологического ряда. Торцовый фасад во втором ярусе был прорезан только одной бойницей, в проезде отсутствовали боковые камеры.


Рис. 11. Окольный город. Полонище. Петровские ворота конца 1470-х гг. по чертежу 1740 г.

Круглая четырехъярусная Свинорская башня, вероятно, как и башня у Петровских ворот, судя по характеру примыкания на чер¬тежах, была пристроена к стене города позднее, быть может, в нача¬ле XVI в. «В ней было одинатцать боев. Подле ей бывали ворота проезжие, против тех ворот захаб каменной» (РГАДА. Ф. 137. Д. 43. Л. 18об.). В составленной перед строительством захаба опи¬си 1633 г. ворота у башни не упоминаются. Очевидно, в XV в. ворот с башней над ними здесь не было. Таким же образом, при¬мерно в начале XVI в., была пристроена к стене вблизи воротного проема Михайловская башня.
Рассматривая каменное фортификационное строительство на Полонище, можно выделить два начальных этапа. Первый мы да¬тируем 1470 - 1480-ми гг., когда возводили участки стен с четырьмя трех- и двухъярусными проездными башнями с герсами. Всего по Пскову в это время появилось не менее 10 типовых воротных ба¬шен. На втором этапе в 1500 г. появились круглые Плоская и Высокая башни в устье Псковы. Им близки круглые наугольные Варлаамовская (1500(?)г., известна по нашим археологическим рас¬копкам) и Покровская (не сохранилась, круглая форма плана пред¬полагается по аналогу с Варлаамовской), а также привратные Ми¬хайловская, Петровская и Свинорская башни. Есть основания да¬тировать их началом XVI в. Однако, анализ их архитектуры - тема отдельной статьи (Бирюков Ю.Б., 1999, с. 115-127; Он же, 1999а, с. 110-126).

ЛИТЕРАТУРА
Бирюков Ю.Б., 1999. Модернизация Псковской крепости в 1620-е - 1630-е гг. //Древности Пскова. Археология, история, архитектура. Псков. Бирюков Ю.Б., 1999а. Работы итальянцев в Пскове и Гремячая башня 1525 г. //
Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909 - 1969. Псков. Козюренок К.Л., 1997. Планы и чертежи Псковской крепости 1740 г. в фондах РГА
ВМФ. // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Т. 1. СПб.- Псков.
Лабутна И.К. 1985. Историческая топография Пскова в XIV - XV вв. М. РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. Опись Псков. Д. 43. Сборник МАМЮ.

прим.
- Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект 97-04-00528).
- Определение датировок псковских башен основывалось на выявлении родственных по архитектуре групп.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
2000 год

Бирюков, раскопки в Пскове, псковская архитектура, 2000

Previous post Next post
Up