XVII век стал важным этапом в развитии русской артиллерии. В это время активно расширялся орудийный парк страны, совершенствовались конструкции пушек и боеприпасов, составлялись теоретические труды по "огненному делу".
Мощное артиллерийское вооружение имели многие русские города, в особенности пограничные. При этом артиллерия той или иной крепости формировалась под влиянием не только общепринятых военно-теоретических взглядов, но и конкретных, местных условий. Сказанное в полной мере относится к Опочецкой крепости, которой и посвящена данная работа. Основными источниками для ее написания послужили "Опись города" 1627 г., "Отписка опочецкого воеводы В.Турова" 1631 г. и "Годовые сметы" 1668, 1683 и 1698 гг., опубликованные в 6 томе Сборника Московского архива министерства юстиции.
По данным 1627 г. в Опочке находилось 23 орудия для стрельбы ядрами различного веса, 1 тюфяк и 93 затинные пищали. Под тюфяком обычно понимали орудие для стрельбы картечью с расширенной каморой. Его калибр в документе не указан. Затинные пищали представляли собой скорее длинные крепостные ружья, чем собственно орудия, и стреляли "пулками и "дробом", которого в крепости имелось 6 пудов. Что же касается орудий, бивших ядрами, то они относятся к 6 калибрам.
1) Самыми крупными были 2 "пищали полуторные", носившие одинаковое имя "Орел". Ядра к ним весили по 6 гривенок (т.е. примерно 2,5 кг). Интересно, что в документе есть замечание о пригодности к этим пищалям и ядер весом в 5,5 грив. Следовательно, различие в 0,5 гривенки было допустимо и позволяло вести огонь без значительного падения баллистических характеристик.
2) За орудиями в 6 грив, следует "пищаль полуторная гладкая", стрелявшая ядрами в 3,25 грив.
3) Пищаль "Красногородская полуторная": весовым калибром в 2 грив.
4) 4 "волконета" весовым калибром в 1,5 грив.
5) 3 "волконета" в 1 грив.
6) 12 "сороковых" пищалей, являвшихся самыми маленькими в крепости и стрелявших ядрами в 1/3 грив.
Учитывая вышесказанное, волконеты в 1 и 1,5 грив, могут быть сведены в одну группу. Вместе с 12 сороковыми пищалями они составляют 83% всего орудийного парка. Следовательно в 1627 г. опочецкая артиллерия отличалась очень высокой степенью унификации. Она была также хорошо обеспечена боеприпасами: в крепости хранилось 3 890 железных ядер разного калибра и более 200 пудов пороха.
Суммарный вес залпа крепости равнялся 11,4 кг. Это, конечно, значительно меньше, чем в такой крупной крепости, как Псков (по данным 1655 г. - 175,2 кг.), но для малой крепости вполне типично. Так суммарный вес залпа Гдовской крепости в 1631 г. равнялся 10,8 кг.
Следующий проанализированный документ относится к 1631 г. В качественном составе парка существенных изменений не произошло. Зато документ дает представление о размещении орудий в крепости. На позициях стояли 16 пищалей, бивших ядрами и 1 затинная. Все они находились в Нижнем городе. 6 сороковых пищалей, 1 тюфяк и 93 затинные хранились в "казне". Показательно, что в арсенал отправлены преимущественно затинные пищали. Они были относительно легкими и, вероятно, выводились на позиции в случае непосредственной опасности.
Орудия Нижнего города сосредотачивались в раскатах (10 стволов), стояли на стенах (5 стволов) и у городских ворот (2 ствола). Самым мощным узлом обороны следует признать Наугольный раскат по Заволоцкой дороге. Там стояли пищаль "Орел", 3 сороковые и 1 затинная пищаль. Вес залпа этого раската составлял около 3 кг., т.е. почти четверть суммарного веса залпа крепости. Это вполне естественно, будучи угловым, раскат по Заволоцкой дороге мог вести фланкирующий огонь. Кроме того, он прикрывал самое опасное, юго-восточное направление.
Гораздо менее логичным выглядит то, что вторым по мощности являлся Велейский раскат, защищавший северное направление. Там стояли вторая пищаль "Орел" и 2 сороковые пищали (вес залпа 2,7 кг.). Прочие узлы обороны были гораздо слабее. На стене между Наугольным и Велейским раскатами стояли 3 волконета (вес залпа 1,8 кг.), у Спасских городских ворот - пищаль Красногородская и волконет (вес залпа 1,4 кг.), на Себежском раскате пищаль полуторная (1,2 кг.). Наконец лишь два волконета защищали стену между Велейским и Себежским раскатами (вес залпа менее 1 кг.).
Таким образом, по данным 1631 г. Нижний город был защищен достаточно надежно. Однако в Верхнем городе пушек не было вовсе, а это явно ослабляло общую обороноспособность крепости. В том же 1631 г. воевода Василий Туров просил прислать в город наряд для "Острогу", замечая при этом, что вооружать последний за счет имеющегося арсенала нельзя: "и без того наряду городу быть нельзя". Особенно остро вопрос о вооружении Верхнего города встал после его перестройки в 1654 г.
В 1665 г. в Опочке произошел пожар, уничтоживший значительную часть крепости и орудийного парка. Россия тогда вела войну с Польшей, и Опочка находилась в непосредственной близости от зоны военных действий. Поэтому правительством были предприняты самые решительные меры для восстановления и крепости, и ее вооружения. Представление об артиллерии на этом новом этапе дает "Годовая смета" 1668 г. Общее число орудий резко увеличилось. Теперь у крепости имелось 42 пищали, бившие ядрами, 2 "дробовые" т.е. предназначенные для стрельбы картечью и 165 затинных. К сожалению, из 42 стрелявших ядрами орудий калибр указан лишь для 29. Это чрезвычайно затрудняет расчет суммарного веса залпа крепости, тем более что среди орудий "неизвестного" калибра есть и 4 "пищали полуторные", а "полуторными" называли довольно крупные пушки. Если учесть мощь только тех орудий, калибр которых указан, то вес залпа крепости составит 22,6 кг. В действительности он был гораздо больше. Тем не менее, налицо рост мощи орудийного парка.
29 названных орудий относятся к 6 калибрам. Однако, это не совсем те калибры, что установлены для 1631 г. Самыми большими, правда, оставались 2 пищали весовым калибром в 6 грив. "Орлами" в документе 1668 г. они не названы, но позднейшее описание ("у казны вылит орел двоеглавый") свидетельствует, что это все те же орудия, что находились в Опочке в 1631 г. Следующей по величине являлись "пищаль медная" калибром в 3,75 грив. Такого орудия раньше не было. За ней следуют 3 медные полуторные пищали в 3 грив., также ранее не числившиеся. Орудия в 1,5 и 2 гривенки объединены автором "Сметы" в одну группу. Всего их 15 единиц. Наконец, сохранилось 6 сороковых пищалей, но теперь к ним приписаны ядра по 0,5, а не по 1/3 грив. Орудия в 3,25 и 1 гривенку не упоминаются, хотя запас ядер к последним в крепости имелся. Впрочем, возможно такие пищали "укрылились" среди орудий, калибр которых не назван. Уровень унификации, следовательно, снизился до 71 %. Из 29 орудий известного калибра 21 принадлежит к двум группам (15 единиц в 1,5-2 грив, и 6 в 0,5 грив.). Тем не менее, даже этот уровень унификации является довольно высоким и полностью опровергает до сих пор распространенный тезис о слабой унифицированности средневековой артиллерии, о хаосе якобы царившем в ее материальной части.
В отдельных случаях "Смета" 1668 г. позволяет установить конструктивные особенности некоторых орудий. Одна пищаль, например, названа "пищалью со вкладнем". Это означает, что она имела съемную камору и была казнозарядной. Такие орудия упоминаются в "Уставе ратных и пушечных дел" 1621 г. К одной пушке применено определение "огненная" и приписано 40 "гранатов". Это орудие специально предназначалось для стрельбы разрывными снарядами.
Наряду с орудиями в Опочке хранились большие запасы ручного огнестрельного оружия: 1618 мушкетов, 718 мушкетных стволов, 50 карабинов с крюками, 4 карабина с колесцовыми замками и 50 пар пистолетов "с ольстры" (кобурами). Количество оружия заметно превышает необходимое для обеспечения стоявших в Опочке 300 стрельцов и 100 казаков. Вероятно город являлся не просто крепостью, но и базой снабжения русских войск, которые совсем недавно закончили войну с Польшей. Это обстоятельство, кстати, может объяснить и резкий рост численности орудий.
Согласно "Годовой Смете" 1683 г. наряд Опочки включал 24 пищали для стрельбы ядрами и 165 затинных. Количество первых, следовательно вновь снизилось и вернулось к уровню 1627 г., а вторых - осталось прежним. Вероятно, с окончанием Русско-польской войны часть опочецкой артиллерии отправили в другие города. Сократилось и количество ручного оружия: осталось 300 мушкетов, 59 самопалов и 4 карабина.
К сожалению в Смете 1683 г. нет сведений о размещении орудий в крепости. Они приведены лишь в документе 1698 г. Тогда на вооружении Опочки оставалось 20 орудий, бивших ядрами, 4 дробовых и 260 затинных. Однако состояние наряда отнюдь не соответствовало его численности. На позициях стояли всего 4 пищали (все в Верхнем городе). 2 из них, при этом, не были пригодны к стрельбе (одна - "дирява", а у другой - "станок и колеса сгнили"). Все прочие орудия снесены "на взруб под кровлю". Из текста видно, что причина этого в плохом состоянии укреплений.
Таким образом, в начале XVII в. Опочецкая крепость по своему артиллерийскому вооружению была типичной малой крепостью. В годы Русско-польской войны она превратилась в базу войск и ее арсенал заметно вырос. К концу столетия артиллерийский парк вернулся к изначальному показателю, но состояние укреплений уже не позволяло использовать его достаточно эффективно. Тем не менее, в первой половине века опочецкая артиллерия была весьма унифицированна и размещалась в крепости с учетом тактических требований.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1995 год