Погосты писцовых книг - административные и религиозные центры губ - в Псковской земле до последнего времени археологически не изучались.
Подготовкой к археологическим исследованиям является составление карты погостов на основе данных имеющихся письменных источников. Самой ранней из сохранившихся писцовых книг, в которой содержится почти полный перечень псковских губ, является писцовая книга № 355 (1585/87 гг.). В ней перечислены 149 губ, 2 четверти, 2 трети и 1 волостка, распределенные между 7 засадами Псковского уезда (53 губы и 1 четверть) и 14 уездами пригородов Пскова (Гдов - 9; Красный - 7; Кобылье - 5; Остров - 7; Изборск - 6; Вышгородок - 8; Воронач - 8 губ и 1 треть; Дубков - 5; Выбор - 5; Врев- 4 губы и 1 четверть; Велье - 15; Володимерец - 3; Опочка - 13 губ и 1 треть; Себеж - 1 губа и 1 волостка).
Поиск погостов на картах XVIII-XX вв. позволил определить местонахождение 95% всех перечисленных в писцовой книге погостов. Археологическое обследование показало, что вблизи Смолинского и Каменского погостов расположены городища с культурным слоем, относящимся ко второй половине I тыс. н.э. Колбежицкий погост находится на окраине огромного (площадь около Юга) древнерусского селища. К Новоуситовскому, Уситовскому Старому, Чирскому, Михайловскому, Муравейскому погостам примыкают селища, датированные по находкам фрагментов керамики временем не ранее XV в. Фрагменты керамики на Чирском, Уситовском Старом, Муравейском и Михайловском селищах распространены на очень ограниченной территории, равной размерам рядового селища - остатков малодворной деревни XV- XVII вв. Такими же были и размеры Колбежицкого поселения в период упоминания о нем в актах, летописях и в писцовой книге № 355. По-видимому, обнаруженные селища являются остатками усадеб священника и причта, обслуживавших погостскую церковь. Их присутствие рядом с церковью подтверждено письменными источниками.
Опираясь на результаты изучения погостов писцовых книг (К. А. Неволиным, А. М. Андрияшевым, Б. А. Романовым, М. В. Битовым) и полученный в последние годы археологический материал, можно утверждать, что значительная часть погостов писцовых книг представляла собой обособленные от селений религиозно-административные комплексы. Часть погостов, отмеченных в писцовых книгах, возникла вблизи древнерусских центров сельской округи и располагается в зонах скопления археологических памятников. Территориальную близость старых поселений и погостов, вероятно, следует объяснить сохранением традиции расположения административного и религиозного центра округи.
Другая группа погостов, более поздних по происхождению, дислоцируется на водораздельных, не освоенных в древнерусское время территориях и связана, скорее всего, с новым этапом сельского расселения в XV-XVII вв.
Особое место занимают пригороды, выполнявшие роль коллективных погостов для части губ в уезде.
Археологические исследования показывают, что говорить о преемственной связи некоторых погостов писцовых книг с древнерусскими поселениями ошибочно, поскольку между «угасанием» жизни на старом поселении и возникновением погоста во всех известных случаях есть хронологический разрыв в 1-2 столетия или более. Погосты писцовых книг возникли в середине II тыс. н.э. на ранее заселенных землях и продолжали образовываться в ходе освоения новых территорий.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1986 год