Седов В. В. Толова

Jun 03, 2009 10:02

Толова - историческая область в северо-восточной Латвии, известная по Хронике Генриха Латвийского, написанной в первых десятилетиях XIII в. В русских летописях она не упоминается, но в Псковской земле имелась волость Талавск (упомянута в псковской летописи в начале XVII в.), название которой, очевидно, производно от земли Толова (ныне Талавские острова Псковского оз.). В Изборской крепости XIV-XVI вв. одна из башен с захабом называются Талавской (Талабской). Отсюда, очевидно, начиналась дорога в землю Толова.
В хронике Ливонии Толова упомянута несколько раз; Под 1207 годом сообщается, что русские приходили крестить «своих латгалов» в Толову. Под 1214 г. содержится информация о том, что сыновья одного из старейшин латгалов Тарибальда пришли из Толовы в Турайду, где крестоносцы построили новый замок, отдались во власть епископу и обещали переменить христианскую веру, принятую от русских, на латинский обряд. Под 1216 г. в Хронике пишется о приходе русских в Толову собирать по обычаю свой оброк с латгалов.
В 1224 г. после взятия ливонцами Юрьева-Дерпата и гибели князя Вячко псковичи, видимо вынуждены были отказаться от притязаний на Толову. В немецких источниках есть упоминание о том, что в 80-х годах XIII в. псковичи пытались собирать дань около Алысту (ныне Алуксне), но были изгнаны ливонцами.
Определить границы земли Толовы пытались уже исследователи XIX в., но для этого было очень мало данных. Из хроники Ливонии известно, что в Толове находились замок Тарибальда Беверин, который был сожжен русскими в 1216 г., и замок Тарибальдовг рода Трикатуе. По косвенным данным можно догадываться, что к этой земле принадлежали еще Алысту и Адземе.
А.Биленштейн и Ф.Кейсслер утверждали, что Толова находилась по обе стороны реки Аа, современная Гауя) от восточной границы Идумеи до Псковской земли. В 30-е годы XX в. Г. Лаакман попытался определить южную границу Толовы, опустив ее до северных пределов Кокнесе и Ерсики.
Археологические материалы для изучения истории и территории Толовы до сих пор не использовались.
Северо-восточные земли современной Латвии в эпоху раннего железа были заселены прибалтийско-финским населением. Здесь известно большое число каменных могильников совершенно того же облика, что и на территории Эстонии или Финляндии (рис.1). Освоение этих земель латгалами началось довольно поздно - около середины I тыс. н.э. Погребальныне памятники латгалов - грунтовые могильники с трупоположениями типа Лудзенского (люцинского). Детали взаимодействия местного населения с расселившимися латгалами пока не изучены, но есть все основания полагать что прибалтийско-финское население не было вытеснено мигрантами. Таким образом, территория Толовы выделяется, прежде всего, этнографическим своеобразием населения, обусловленным метисной структурой его.


Не позднее X в. на этой территории наблюдается инфильтрация славянского населения из Псковской земли. Об этом отчетливо свидетельствуют курганные могильники восточнославянского облика (рис.2) Они слабо изучены, но определенно можно говорить, что среди курганных погребений есть и трупосожжения и трупоположения. Картография курганных могильников показывает их большую концентрацию в восточных регионах, ближайших к Псковской земле, и уменьшение количества в западном направлении.


Отчетливо появляются следы проникновения христианской религии. На территории Толовы в 12 пунктах найдено 22 древнерусских крестика с эмалью (XI-XII вв.), в семи памятниках - 17 крестиков с профилированными концами (XI-XIII вв.), в четырех пунктах - ажурные крестики XII-XIII вв. (все на дороге из Пскова в Ригу), два крестика с перекладчатыми концами,
оформленными филигранью (XII-XIII вв.) и еще один крестик с расширен¬ными концами, оформленными тремя выступами (XII в.).


На основании анализа археологических данных территория Толовы может быть определена в следующих пределах (рис.3). Северной границей был рубеж между ареалами эстских племен и латгалов, в восточной - этнографическое разграничение латгалов и кривичей, то есть западный рубеж Псковской земли Южная граница Толовы соответствовала распространению каменных могильников эсто-ливского типа, на западе но бы;; рубеж между областями расселения латгалов, с одной стороны, и дивов и вендов, с другой.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1993 год

1993, могильник, Седов, балты

Previous post Next post
Up