Black Swan

Feb 10, 2011 05:44



„Ах, как бы я хотела стать лебедем!“ - мечтала Наташа Ростова в известном анекдоте. Нина, простая прима-балерина Нью-Йоркского оперного театра - в прошлом принцесса планеты Набу пациентка Кащенко, мечтает о том же. Только не пошлым белым лебедем, как хотят большинство девиц - белой и пушистой Нина побыла достаточно - а тру-готическим чOрным. Роль даётся Нине не легко, но где пасуют подруги, начальник и мать, на помощь приходит спасительная шиза...

Когда я выходил из кинозала, в толпе слышалась только одна оценка только что закончившегося показа картины Даррена Аронофски - «Geil...». Сформулировать своё мнение от увиденного более внятно первое время невозможно.
Шизофрения вообще очень благодарная тема для кино, хороший повод для хорошего артиста показать своё мастерство. А уж сюжет с Одилией/Одеттой просто на дороге валялся, как такой лакомый кусочек ещё никто из великих не поднял, можно только удивляться. Так что Аронофски удача сама прыгала в руки. Но залогом того, что фильм не стал заурядной пугалкой, в первую очередь стала Портман - которая, похоже, всё это время искала повод доказать, что принцесса Амидала - это не пик того, что она способна показать.
Не буду оригинальничать, вслед за многими критиками и ценителями повторю - если Наташе не дадут «Оскара», академию можно распускать, а в освободившемся помещении открывать кабаре.
В фильме, конечно, есть, что покритиковать. Первая треть довольно затянута, сюжетная линия идёт сумбурно, много мусора. Непонятные клочки эпизодов, то ли из запоротых версий сценария, то ли призванные поднагнать таинственности. Актрисе негде раскрыться и нечего показать - часа через пол я уже начал думать, что передо мной унылый арт-хаус, Портман скучна как сухая булка и вообще зря я не пошёл на «Трон». Во второй трети сюжетная линия со скрипом разворачивается, поскрипывает колёсами, чухает трубой, набирает ход, чтобы в последней трети на всех парах пронестись мимо ошеломлённого зрителя и оставить его вот с этим «гайййль...» выбираться из липкого кресла.
Самого режиссёра тоже можно и нужно похвалить: за сохранение интриги до победного конца - вернее, за нераскрытие оной, ибо мне лично кажется, что и последнюю сценку героиня проигрывает в своём воображении. За «ложный финиш» - после танца чёрного лебедя фильм логически завершается, а потом секунда и - очередной пируэт - и мы видим настоящий, грандиозный финал. И за картинки, за великолепные картинки, прекрасные именно как статичные композиции - в первую очередь я имею в виду, конечно, финал танца чёрного лебедя с крылатой тенью на стене.
Возможно Аронофски внёс себя, и Портман в историю отчасти благодаря громкому имени «Лебединого озера». Без этой подоплёки даже при великолепной игре и замечательной режиссуре «Чёрный лебедь» рисковал стать фильмом для узкого круга любителей «особенного» кино и поклонников балета. Я знал, что фильм широко разрекламирован, но всё равно был удивлён, что такое, вобщем-то, немассовое кино уже третью неделю собирает полные залы. С другой стороны, и фильм, в свою очередь, наверняка приведёт к всплеску интереса к «Озеру» и к балету как таковому. Уверен, если бы у нас в это время гастролировала хоть самая завалящая труппа с постановкой «Лебединого Озера», аншлаг был бы им обеспечен на ближайший месяц.

кино

Previous post Next post
Up