Является ли образование услугой?

Dec 28, 2015 08:53

Оригинал взят у conjure в Является ли образование услугой?
В комментариях под одним из постов разгорелась дискуссия, является ли образование услугой. Я считаю эту тему очень интересной. Уже много думала над этим вопросом и пришла к выводу, что большинство проблем с учителями и школой вообще растут оттуда, где учителя забывают, что они в первую очередь предоставляют услугу детям и их родителям. Эта услуга, например, в начальной школе, условно заключается в том, чтобы научить детей письму, чтению и счету. Услуга эта к тому же оплачиваемая. Школа - рабочее место учителя. За свою работу, то есть за предоставляемые услуги, он и получает деньги. Можно много спорить о том, что же именно входит в эту услугу, например, входит ли туда воспитание невоспитанных и поддержание спокойствия в классе вместо, собственно, преподавания. Или внешкольные тревоги за ребенка и его семейную ситуацию. Или организация внешкольных детских праздников. Или простое, утешительное объятие, если ребенок упал, поранился и плачет. Однако в тот момент, когда учитель забывает, что дети и родители - это по сути дела его клиенты, а не рабы, верноподданные, или прочие крепостные, лишенные голоса и прав, - начинаются проблемы. Именно поэтому появляются реплики: "Давайте выписывать родителям штрафы за прогулы детей" или "Учитель - это звучит гордо!" Именно отсюда учителя считают, что школа - это самое главное в жизни не только ребенка, но и всей его семьи. И пытаются управлять и массивно вмешиваться в семейное устройство. Ведь на карту поставлено так многое! Речь идет о будущем.

Понимаете, не идет! Вернее идет, но только школа к этому не имеет практически никакого отношения! Часто она остается шрамом на теле, который хочется стыдливо прикрыть плотной тряпочкой. И я это говорю как человек, который окончил школу с медалью и два вуза с красным дипломом. Частный учитель способен научить 5-6летнего человека всем тем же навыкам, что и целая институция с гордым названием ШКОЛА. Отпуск с родителями - вещь куда более важная, чем пунктуальное явление на линейку 1го сентября. Время, проведенное ребенком в музее с родителями, будет куда полезнее, чем классная плановая экскурсия, на которую он не явился. Опоздания - они и у взрослых случаются и будут случаться, какими бы драконовскими и унизительными не были штрафы за это. Это жизнь! Для кого-то в дальнейшей жизни пунктуальность будет играть большую роль, для кого-то вообще нет.

Одна девушка мне доказывала, что образование - это не услуга, а куда большее. Я не спорю! Любая профессия - это большее, чем список неких обязаннастей. Разделим условно наш потребительский мир на материальное и нематериальное. Кусок хлеба, пуховик, машину я отношу к материальным продуктам потребления. Образование, культуру, медицину, правовую защиту к нематериальным. Люди, пекущие хлеб, собирающие машины, шьющие пуховики - предоставляют таким образом материальную, осязаемую услугу в виде какого-то продукта, за который я плачу деньги. Учителя, деятели культуры, врачи, полицейские дают мне возможность пользоваться их НЕматериальными услугами и позволяют купить у них НЕматериальный продукт. Некоторые профессии связаны с риском для жизни, некоторые с душевным величием. Однако, условно вся работа, проделанная на благо других, в том числе для того, что создать для себя самого условия для жизни, - это набор неких услуг!

Девушка так же утверждала, что если к учителю относиться, как к сотруднику сферы услуг, то нечего удивляться, что он отвернется от вас. И даже приводит пример, понравилось бы мне, если бы меня как иллюстратора сравнили с официантом. Честно? Не задумывалась. Но чаевые в ресторане я отдаю только тому официанту, который был мил, вежлив и не забыл при заказе, что у меня аллергия на болгарский перец. Я из принципа отношусь уважительно к любой профессии. Другое дело, что работа физика-атомщика вызывает у меня большее восхищение, чем работа официанта. И то, знаете, официанты разные бывают! Иногда такое, такое придумают!

Если присмотреться, то абсолютно любая профессия подразумевает намного большее, чем перечисленный перечень неких услуг. Человек, который вывозит мой мусор, может перевернуть пустой бак и пнуть его ногой, а может аккуратно поставить и нежно прикрыть крышку. В первом случае я позвоню в его фирму и подам жалобу в городское управление. А город сократит им оплату. В первую очередь мусорной фирме ВЫГОДНО, чтобы я была и дальше довольна ее услугами. При том, что я понимаю, что нежно прикрытая крышка мусорки - это просто уважительное отношение к моей собственноси со стороны постороннего человека. Он не был должен это сделать, но сделал, потому человек хороший. Высоковалифицированный хирург без чего-то большего, например, без сострадания пациентам и без любви к своему делу - просто высоквалифицированный садист. Тот, кто хочет хорошо жить и зарабатывать, при этом остаться нормальным человеком, работает не только над техникой исполнения и над тем, чтобы не потерять репутацию надежного и опытного специалиста, но и над собой. По большому счету многим выгодно (не только материально), чтобы его держали на хорошем счету - это принесет не только удовлетворение, признание, но и элементарно новых клиентов. И только если у людей нет выбора - они будут идти к садисту под угрозой страха смерти! Кому-то повезет больше, кому-то меньше. И вот точно такая же петрушка получается с учителями в государственных школах.

Такое ощущение, что учителя даже в голову не берут, что дети и родители - это их клиенты! Учительская зарплата никак не зависит от того, насколько довольны его клиенты. Часто выходит, что им НЕвыгодно стараться, потому что энтузиазм юных лет, когда наградой становились светящиеся детские глаза, иссяк. Многие забывают, что предоставляют оплачиваемую услугу и должны прикладывать все силы, чтобы работа была выполнена на высоком уровне (как и любой другой специалист - плотник, режиссер, пастор или все тот же официант это должны!). Если я, как частный учитель, даю уроки рисования, то заинтересована в том, чтобы у меня была хорошая репутация, все ученики были довольны, а следующий поток ломился от желающих. От этого зависит и мой доход, и моя вера в свои силы. А госучителю не нужно об этом думать. Вот он и не думает.

С другой стороны я и госучителей понимаю. Не без этого. У них нет права выбора своих клиентов - нужно работать с тем, что дали. Их зарплата никак не зависит от того, насколько довольны его клиенты. Так зачем стараться? Они же НЕ считают себя сотрудниками сферы услуг - они куда большее, жертвуют собой на благо человечества, и заслужили только поэтому более уважительного отношения, наверное. А его нет, этого отношения. Никто, якобы, не ценит и не видит проделанной работы. Часто учителям приходится работать в переполненных классах и видеть, как, якобы, способные дети теряют свое время и интерес к учебе из-за якобы лоботрясов, срывающих уроки. При этом они забывают, что среди лоботрясов могут сидеть гении, которых учитель по каким-то причинам не смог рассмотреть - потому что он тоже всего лишь человек! Воспитательный процесс отнимает куда больше времени и сил, чем само учительство. Помощи ждать неоткуда, а признаться коллегам, что есть проблемы - стыдно. Список можно, несомненно, продолжить.

Но простите, хочется спросить, вы же знали, на что шли, когда поступали в пединститут? Или нет? Почему вам кажется, что ваши клиенты - дети и родители, должны теперь расплачиваться за то, что вы сделали неправильный выбор или разочаровались? Может нужно все-таки постараться сделать из сложившейся ситуации лучшее? Может пора вводить ограничения на количество учеников в одном классе? Может пора отправлять учителей на стажировку в другие страны, чтобы они видели, как похожие проблемы решают в других школах, в том числе и в частных? Может пора пересмотреть эффективность фронтального обучения и искать другие подходы? Или может пора проводить тесты на профпригодность, как тесты на зрение для водителей?

В любом случае, образование - это услуга, как бы сухо и прагматично это не звучало. Особенность образовательной услуги, как и почти любой другой НЕматериальной - непосредственная работа с живыми людьми. Не надо об этом забывать. Особенно о том, что дети - это тоже люди, и на период обучения самые натуральные клиенты. Не идеальные, но клиенты. Причем такие, которые уже завтра могут оказаться для самого учителя оперирующими врачами, пекарями, портными или учителями для их внуков. Надо как-то решать проблему, а не искать виноватых.

Многие учителя устают бороться с системой и пускаются на авантюру - открывают свои частные школы. В одну такую я как раз хочу сейчас перевести своего ребенка. Униформа, куча часов спорта, уроки на двух языках и просто теплая, человеческая атмосфера. По словам директора, опыта набирались в английских и французских школах. Посмотрим теперь, работает ли это. Другого выхода пока нет.




мови, системи освіти, жити по-людські, педагогіка, діти, білінгви, розумна держава

Previous post Next post
Up