Любопытство и память

Jun 18, 2015 22:28

Оригинал взят у sunely_tales в Любопытство и память


Ни для кого не секрет, что чем любопытнее нам какой-то предмет, тем охотнее и легче мы его запоминаем. Новое исследование проливает свет на то, как внутренняя мотивация - любопытство может влиять на процессы памяти.

Эксперимент ставился достаточно просто. Люди получали список из 14 вопросов и указывали, насколько им было бы интересно узнать ответ на каждый из них. После этого участник перемещался к экрану, где последовательно выводились данные вопросы и, через 14 секунд, ответы на них. Что интересно, в этот 14-и секундный промежуток показывали нейтральное лицо (каждое на свой вопрос). Результаты исследования подкреплялись данными фМРТ.

И вот, спустя сутки, участникам сначала предлагали пройти тест, чтобы ответить на те же 14 вопросов, но уже самостоятельно. После этого следовал тест, в котором предлагалось узнать демонстрировавшиеся накануне лица.

Ожидаемый результат подтвердился - чем больше людям хотелось узнать ответ на вопрос, тем лучше они его запоминали, но вот что удивительно - вместе с этим они запоминали и лицо, т.е. постороннюю информацию. Любопытство оказалось процессом, который улучшает память неспецифически. Думаю каждый вспомнит в своей жизни ситуацию, которая запомнилась вплоть до мельчайших деталей - это как раз тот случай.

Еще одним важным выводом явилось то, что любопытство действует так же как внешние мотивирующие факторы - т.е. затрагивает систему подкрепления, которая вырабатывает дофамин - гормон счастья. И эта система работает не сама по себе, а вместе с гиппокампом - областью ответственной за память. Мозг как бы стимулирует себя к запоминанию того, что происходит вокруг, но делает это не из-под палки, а через положительные эмоции.

Все эти данные имеют очень большое значение для повседневной жизни.
Например, известно, что с возрастом дофаминовая система снижает свою активность и, возможно, поэтому с возрастом становится труднее обучаться и появляется ворчливый характер.
У преподавателей появляется возможность облегчить изучение скучных предметов, если связать их с чем-то, что интересно обучающимся изначально. Ведь лучшими учителями оказываются далеко не те, кто лучше владеет материалом, а те, кто умеет заинтересовать.

пам'ятай!, цікавість веде до відповідей, зростання особистості, методологія, людина це процес, як писати підручники

Previous post Next post
Up