Эдуард Назаров: "Кино для себя - это безумие"

Sep 14, 2016 21:57

Оригинал взят у pyzhik_chizhik в Эдуард Назаров: "Кино для себя - это безумие"
Originally posted by vakin at Эдуард Назаров: "Кино для себя - это безумие"


11 сентября 2016 года не стало Эдуарда Назарова - автора мультфильма «Жил-был пёс». Как получилось так, что этот мультфильм стал таким всенародно любимым и буквально разошёлся на цитаты, а популярность его не падает уже более 30 лет?

1980 год. Недавно на весь Советский Союз отгремел фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Его успех определялся скоростью, с которой в народ уходили реплики героев, и теперь из каждого двора раздавались крики мальчишек, старавшихся хрипеть под Высоцкого: «Я сказал, Горбатый!» А тем временем некий человек с пышными усами ходил по украинским хуторам, где, казалось, остановилось время, и прислушивался, присматривался, изучал... Думал ли он тогда, что и его будущее творение полюбится миллионам зрителей и так же разойдётся на цитаты?

Колоритные личности

Здесь всё было словно по Гоголю: над плетнями склонялись огромные подсолнухи, мужчины и женщины в национальных костюмах по вечерам собирались за большим столом, чтобы выпить забористой горилки, закусить варениками и спеть задушевные народные песни. А красивые девушки лузгали «семки» и посмеивались над усатым незнакомцем, который глазел на всех и что-то рисовал в своём альбоме.

Приезжего звали Эдуард Назаров, и он действительно делал эскизы, не останавливаясь ни на минуту: гуси, пощипывавшие его за ноги; тарелки и рушники, полнорукая женщина с косой вокруг головы, вынимавшая из печи душистую паляницу; золотые поля с колосящейся пшеницей - всё это вызывало бурный восторг художника. Он словно хотел впитать эту нетронутую временем красоту.



А потом художник отправился в Киев, в Институт этнографии, где познакомился с весьма колоритными личностями. Назаров поинтересовался: «Нет ли у вас интересных записей старинных украинских песен?» Личности принесли ему огромную магнитофонную бобину. Катушка завертелась на доисторическом аппарате, и из динамика донеслись сочные голоса, певшие малоизвестные украинские песни.

Оказалось, что Назарову принесли запись ансамбля «Древо», который исполнял старинные песни Полтавщины. Так мультфильм, у которого ещё не было сценария, получил звуковую дорожку, а вместе с ней и неповторимую, удивительно притягательную атмосферу.

image Click to view



Работа такая

Незадолго до путешествия по Украине мультипликатор готовился к очередной работе, однако сам не понимал, какую именно картину хочет снять. Где-то из глубин подсознания всплыла украинская сказка «Волк и пёс», которую Назаров читал в детстве. В ней рассказывалось о старой собаке по кличке Серко, которую хозяин выгнал из дома. Серко побрёл в лес, встретил там волка, ну а дальнейшая история полностью рассказана в мультфильме.

Тогда-то Назаров и отправился в поисках вдохновения к своему другу, жившему в Херсонской области, в городке Цюрупинске. А заодно много ездил по братской республике, любуясь днепровскими пейзажами.

Казалось бы, что сложного - сочинить сценарий по готовой сказке? Но Назаров писал его целый год. Он хотел, чтобы характер каждого персонажа был передан буквально двумя-тремя точными штрихами.



У мультипликаторов есть понятие «телеграфный фильм». Это когда текста в мультике столько же, сколько в телеграмме. Таким и стал мультфильм Назарова. Текста персонажей в нём - пятнадцать строчек. И каждая разошлась на цитаты: «Бог в помощь. Ты шо, по деревьям лазишь?» - «Да вот...птичку хотел...», «Дитё не помял?» - «Да шо ему сделается?», «Шо, опять?!» - «Ты..это... есть хочешь?», «Щас спою!», «Сы-па-си-ба!» и, конечно, «Ты это... заходи, если что...»

Джигарханян убьёт!

Михаила Ульянова ждали на «Союзмультфильме» долго - в роли Волка Эдуард Назаров видел только этого артиста. Более того, рисованный образ Волка создавался именно под Ульянова. И вроде всё складывалось хорошо, только Михаил Александрович никак не мог выбрать время, чтобы приехать на студию хотя бы на пару часов - больше профессионалу такого уровня было и не нужно. Тем не менее, вырваться из жёсткого графика бесконечных съёмок на «Мосфильме» и спектаклей в Театре имени Вахтангова у мэтра никак не получалось. Но «Союзмультфильм» тоже работал по строгим производственным строкам, и вскоре стало очевидным, что Ульянову надо искать замену.

И вот тут началась поистине гоголевская чертовщина. На пробы пригласили Армена Джигарханяна, и когда он вошёл в студию, Назаров машинально бросил взгляд на разложенные листы с изображением Волка. У художника всё внутри оборвалось: впервые за всё время работы над рисованными персонажами он заметил, насколько его Волк похож на Горбатого из «Места встречи...» И это было совершенно непонятно, ведь у художника даже мысли не возникало рисовать своего персонажа под Джигарханяна!



Назаров очень разволновался, решив, что артист заметит сходство со своим популярным киногероем и сильно обидится. И это ещё мягко сказано, на самом деле режиссёр в тот момент подумал: «Убьёт!»

Но Армен Борисович посмотрел на рисунки и сказал:

- А что, ничего. Хороший Волк.

Назаров мысленно перекрестился.

Младенец Хрущев

«Жил-был пёс», вышедший на экраны в 1982 году, - единственный мультфильм Эдуарда Назарова, который сравнительно легко прошёл цензуру, чиновники придрались только к первоначальному названию - «Собачья жизнь». В Госкино поинтересовались, что это режиссёр имел ввиду? Нет ли здесь какого-нибудь намёка? Пришлось Назарову от греха подальше название изменить, чтобы фильм дошёл до зрителя, а не оказался на полке.

Правда, цензоры всё же не доглядели - но тут виноваты не они, а буйное воображение автора картины. По признанию Эдуарда Васильевича, он всё же припрятал для чиновников фигу в кармане: в малыше, которого в фильме утащил Волк, а Пёс спас, коварный режиссёр-художник изобразил Никиту Сергеевича Хрущева в детстве.



Мультфильм для зрителя

В чём же секрет успеха мультфильма «Жил-был пёс»? Эдуард Васильевич Назаров сам давал ответ на этот вопрос: «Кино для себя - это безумие. Для себя рисуйте лучше картины или общайтесь посредством компьютера. А делая кино, вы должны думать о том, чтобы зритель на вашем фильме не заснул».

Вот фильмография

Фильмы, режиссёр

* «Равновесие страха» (1973)
* «Бегемотик» - Весёлая карусель № 7 (1975)
* «Принцесса и людоед» - Весёлая карусель № 9 (1977)
* «Охота» (1979)
* «Жил-был пёс» (1982)
* «Путешествие муравья» (1983)
* «Про Сидорова Вову» (1985)
* «Мартынко» (1987)
* «Колобок» (2012)

Фильмы, сценарист

* «Бегемотик» - Весёлая карусель № 7 (1975)
* «Принцесса и людоед» - Весёлая карусель № 9 (1977)
* «Охота» (1979)
* «Жил-был пёс» (1982)
* «Путешествие муравья» (1983)
* «Про Сидорова Вову» (1985)
* «Мартынко» (1987)
* «Не скажу» (2006)
* «Непослушный медвежонок» (2006)
* «Колобок» (2012)

Фильмы, художник-постановщик

* «С кем поведёшься» (1967)
* «Винни-Пух» (1969)
* «Внимание, волки!» (1970)
* «Винни-Пух идёт в гости» (1971)
* «Винни-Пух и день забот» (1972)
* «Остров» (1973)
* «Равновесие страха» (1973)
* «Дарю тебе звезду» (1974)
* «Икар и мудрецы» (1976)
* «Жил-был пёс» (1982)
* «Путешествие муравья» (1983)
* «Про Сидорова Вову» (1985)
* «Фонд правовых реформ. Катастрофа» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Клубок пряжи» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Кошачье пение» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Коврик» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Нужда» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Бинокль» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Весы» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Ракета» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Шишки и плюшки» (1998)
* «Фонд правовых реформ. Санки» (1998)

Фильмы, художник

* «Человек в рамке» (1966)
* «Фильм, фильм, фильм» (1968)

Фильмы, мультипликатор

* «Каникулы Бонифация» (1965)

Фильмы, художественный руководитель

* «Гагарин» (1994)
* «Аттракцион» (1995)
* Фильмы, озвучивал роли
* «Колумб причаливает к берегу» (1967)
* «Приключения капитана Врунгеля» (1979) - капитан «Чёрной Каракатицы»
* «Путешествие муравья» (1983) - все роли (не указан в титрах)
* «Мартынко» (1987) - Царь
* «Странник» (1995)
* «Букашки» (2002)
* «Гора самоцветов. Про Ивана-дурака» (2004) - царь / толстопузый жених
* «Гора самоцветов. Жадная мельничиха» (2004) - крики / эпизод
* «Гора самоцветов. Гордый мыш» (2007) - все роли
* «Маша и Медведь» (2009-2010) - Дед Мороз

Фильмы, читает текст

* «Как казаки мушкетёрам помогали» (1979)
* «Мартынко» (1987)
* «Кот, который умел петь» (1988)
* «Фердинанд VIII» (1995)
* «Гора самоцветов. Про барана и козла» (2004)

Сериалы, художник

* «Фонд правовых реформ» (1998)

Серии фильмов, художественный руководитель

* «Гора самоцветов»

Источник - Избранное и Википедия

українська самоіронія, кіно, душевне здоров'я, культура, національна ідея, краса, телевізор, українська мова

Previous post Next post
Up