В чем ключевое расхождение русской и европейской цивилизации

Mar 07, 2013 15:06

Либералы и прочие свободные люди не любят признавать фундаментальное значение Православия для русских.

В крайнем случае, если их уж совсем припереть к стенке, сквозь зубы они сделают вынужденное отступление для банальной фразы типа: "Православие оказало значительное влияние на русскую культуру", но на этом и всё. Либералам и прочим свободным людям очень не хочется развивать данную тему, потому что если увязать Православие с русской цивилизацией в целом, их собственный (либеральный) проект для России накроется медным тазом.

Вроде как выяснилось, что Бжезинский не говорил приписываемую ему фразу про Православие и Церковь как главных врагов, но по факту выходит именно так. Именно наше понимание христианства привело к тому, что изначально будучи частью христианской европейской цивилизации, русские развились в совершенно самобытную культуру, которая пошла с западноевропейской уже даже не параллельными, а, как минимум, перпендикулярными путями. И для того, чтобы направить Россию по дороге евроатлантических ценностей, необходимо разрушить и переформатировать весь ее культурный код, сформированный за тысячелетие нашей истории.

Чтобы Россия стала полноценной частью Европы, она должна отказаться от Православия.
По другому нашего единства с "цивилизованным" миром не добиться никак и никогда. И это и есть тот самый глобальный исторический выбор, перед которым сегодня оказалась наша страна.
____________________________

Дело в том, что есть одно сверхъявление, общее и для Европы, и для Америки, и для России. Явление это системообразующее, центральное для идеологических древ этих стран. Но понятое совершенно по-разному. Речь, разумеется, идёт о христианстве.

Я не буду сейчас рассказывать, что только русское понимание христианства и есть самое верное и так далее. В конце концов, многие из читателей атеисты - и для них никакого «верного» христианства нет. Дело не в этом. Дело в том, что познавая один и тот же объект - Ветхий и Новый Завет - мы и европейцы делаем совершенно разные суждения. И разность этих суждений раскрывает нам разницу между нами самими.

Чтобы проиллюстрировать эти теоретизирования конкретными фактами, я предлагаю сравнить православных и католических святых и потом соотнести с протестантскими идеалами и признаками спасения.

...Стремление к наслаждению, провоцирование экстаза, отказ от трезвомыслия, самолюбование и нарциссизм, эротизация Христа и так далее. В итоге - когда современный европейский гей выходит на улицу с плакатом “Христос был геем, и его апостолы были его любовниками”, он не прерывает западную традицию чувственного переживания сугубо духовных явлений, а продолжает её, просто делая следующий шаг, который католическая церковь сделать, слава Богу, не решается. Пока, во всяком случае.

Базовый протестантизм, который указал на наличие явного процветания в этой жизни как на признак вероятного спасения в жизни будущей, - также не может быть принят с точки зрения русской церкви за христианское учение. Более того: протестантизм вообще отрицает святость как результат глубокого преображения человека в покаянии.

Во избежание недоразумений и превратных толкований хочу сказать, что я не имею в виду, что все католические святые - не настоящие, а все протестанты только о деньгах и думают. Это было бы глупым упрощением и отрицанием реальных подвигов тысяч людей. Я говорю только о том, где есть разделение нас и их. В хорошем же, я надеюсь, все мы сходны.

...Наверное, самыми главными из русских святых, чьи имена сразу придут в голову, будут Серафим Саровский и Сергий Радонежский.

Первый своим монашеским подвигом обрёл от Бога дар безграничной любви к ближним. Второй в своем последнем слове к братьям-монахам пожелал им иметь страх Божий и “любовь нелицемерную”.

Именно в них двоих, в Сергии и Серафиме, наиболее ярко проявляется то, что отличает русскую православную веру от всех прочих: стремление к самой трудной на свете любви - любви к ближнему.

Не пронзительное переживание соединения себя с Христом, не упорная работа на своё благосостояние, которое спасительно, а соединение своей души с другими людьми - конкретными, несовершенными, зачастую дикими, безграмотными, с теми же разбойниками, что чуть не убили святого Серафима.

Эта любовь - не к воображаемому, а к конкретному народу, к действительным людям - наитруднейший из возможных человеческих подвигов. И нам остаётся только гордиться тем, что русское православие пошло именно по этому пути.

Эта деятельная конкретная любовь отличается от всех прочих тем, что не признаёт разделения людей. Любовь не признаёт ни разницы социальной и классовой, ни этнической. Для любви Человечество всегда было и будет едино, а всё, что разделяет его - капитал, национальные предрассудки, сословное расслоение, - это результат человеческой повреждённости, который можно и нужно побеждать.

Вот это и есть то знание, которое защищают наши танки, самолёты и ракеты. Вот откуда выпрыгнул и совершенно не похожий на родителя русский коммунизм. Вот чем страшны русские Западному Миру. Он страшны тем, что являются объединителями. И это прямо на глазах у тех, кто живёт, точно зная, что есть благородные и простолюдины, народы-правители и народы, предназначенные для услужения. И самое главное то, что это мировоззрение - окупается. А нет ничего дороже того, что окупается. И нет ничего опаснее тех, кто хочет пересмотреть то, что так хорошо окупается.

С точки зрения европейца всё это безумие - декларировать свою общность с природными рабами, не отличать дворянина (как вариант - миллионера) от крестьянина (офисного планктона). За это преступное неотделение себя русских и называли дикарями, азиатами, только притворяющимися европейцами, медведями с мехом внутри и так далее.

Русские - носители идеи преодоления разделённости людей. Носители идеи объединения, из-за которой деятели культур, до неё не доросших, любят изображать обобщённого русского в виде доброго парня с обрезком трубы, одержимого желанием «всех присоединить к себе». Они носители идеи преодоления разделения человека и Бога - идеи обожения, глубокого духовного преобразования человека. Идеи создания общества, предназначенного для всеобщего стремления к совершенству.

И этим - русские чудовищно опасны для всех, кто имеет план на альтернативную глобализацию, не предусматривающую равенства и единения.

Мы и Запад

Previous post Next post
Up