О религиозной системе ценностей

Feb 21, 2013 18:10

Я не знаю кем был Григорий Померанц (услышал о нем только, когда он умер), но вот эти его слова внушают. Наглядный пример того, как человек, который не верит в Бога, но обладающий независимым умом и острым пониманием происходящего сегодня в мире, пытается найти свой рецепт спасения цивилизации:

"...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым...

Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное...

Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него… Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.

Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.

Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли…

Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.

Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…"

Культура, не нашедшая опоры в вечном, обречена.
Именно об этом и говорит в открытую наша Церковь, призывая общество вернуться к традиционной (религиозной) системе мировоззрения, в которой только и возможно существование непреходящих ценностей, где добро и зло четко разграничены, не смешиваются и существуют вечно и неизменно, вне зависимости от уровня "развития общества".

Культура была духовным и нравственным целым.
Однако, несколько столетий назад европейская цивилизация отказалась от целостности и гармоничности своей культуры, заменив идею Бога идеей главенства человека, его прав и свобод (а по сути его страстей и желаний). В результате органичная картина мироздания разрушилась и превратилась в бессмысленный калейдоскоп событий, людей, каких-то их действий и поступков. Мир и жизнь в целом потеряли всякий глобальный смысл. Остались только пустые, ничем не подкрепленные и не обоснованные разговоры о мифическом Прогрессе и правах личности, которые ведутся безо всякой веры в сказанное. Всё это давным-давно превратилось в некий обязательный обряд: хочешь, чтобы тебя показывали по телевизору? - говори об "общечеловеческих ценностях". Но по факту, за этим фасадом бессмысленной трескотни говорящих голов с искусственными улыбками из искусственных зубов, мы видим только одну ценность: "потребляй и потребляй!" И больше ничего. Потребляй, человек. Бери от жизни всё.

Словно завершая свой цикл, европейская (некогда христианская, а теперь уже постхристианская) цивилизация возвращается к амфитеатрам Нерона. И самое удивительное: никто словно и не замечает надвигающегося обвала, все озабочены проблемами абсолютно поверхностными, второстепенными, например, как возобновить экономический рост в Еврозоне. Практически никто даже не пытается осознать суть происходящего, а если такие попытки и предпринимается, соответствующие мысли и идеи вытесняются на обочину современной медийной жизни. Никто не собирается всерьез возбуждать общественные дискуссии, способные привести к каким-то действительным изменениям в нашей жизни.

Есть только один способ остановить надвигающийся Апокалипсис - вернуться к истокам своей культуры, вернуть религиозному мировоззрению заслуженное им главенствующее место в части определения нравственных основ общества и его морали. Т.е., по сути, вернуться к Богу. Но именно этого мы и не видим. Наоборот, мы наблюдаем повсеместное нежелание такого разворота и яростное противодействие ему со стороны влиятельнейших социальных элит, в открытую пытающихся добить остатки всего традиционного и христианского, вывести христианство и традицию за рамки "мейнстрима", сделать из Церкви зону гетто, превратить ее в заповедник для якобы отжившей своё архаики.

Наверное, именно так всё и будет. Именно так всё и закончится, рано или поздно.
Но за свою страну мы просто обязаны побороться. Это битва за жизнь грядущих поколений. Кем они будут: просвещенными и прогрессивными посетителями амфитеатров или же мы сможем предложить другой путь, другой сценарий для развития своей нации.

общество, идеология

Previous post Next post
Up