Война за европейское наследство

Jul 11, 2016 08:02



Немного геополитики вам в ленту. Один из любимейших блогерских жанров. Тоже вот хочу побыть в роли гуру и поделиться своим видением на нашу внешнюю политику по основным ее направлениям.

Китай (ШОС)

С Китаем, как хорошо известно, развивается очень тесное взаимодействие. На уровне стратегического партнерства. Это не братство народов и не союз в борьбе против США и мирового империализма. А именно партнерство. Которое, безусловно, необходимо всячески развивать и приветствовать. Что, в принципе, сегодня активно и делается. Почему, собственно, и возникают постоянные разговоры о "китайской угрозе" и о том, что Китай нас "по дешевке скупает" (или еще что-то плохое с нами делает).

Помимо развития прямых хозяйственных контактов с Поднебесной (а это, например, крупнейшие мировые нефтегазовые сделки), Россия еще использует и свой географический потенциал, пытаясь выступить в качестве глобального моста между ним и Европой. "Единое экономическое пространство от Владивостока до Лиссабона" (фрау Меркель). Это и китайская реинкарнация Великого Шелкового пути. Это и собственно русская транспортная магистраль - Северный морской путь, где уже сейчас реализуются мощнейшие инфраструктурные проекты.

В общем, несмотря на все сложности ведения общих дел с Китаем, у нас с ним пока явно хорошие перспективы. И всё говорит о долговременном стратегическом характере наших отношений. Особенно наглядно это проявляется в сотрудничестве на международной арене - в рамках БРИКС и ШОС. Судя по всему, в этих форматах последние несколько лет спокойно и неуклонно проводится колоссальная работа по переформатированию мировой финансовой и экономической системы. И что не может не радовать - Россия в этой работе участвует на первых ролях. Но здесь я умолкаю, ибо, признаюсь честно, совершенно не специалист в вопросах геополитики и геоэкономики. Отмечу лишь, что наблюдается колоссальная активность в данном направлении (все эти переводы расчетов в национальные валюты, создание национальных бирж и платежных систем, создание собственного международного валютного банка...), и такая прыть нашей отчизны меня лично не может не радовать.

Сирия

Складывается ощущение, что в Сирии наши явно поубавили пыл. И это именно что сознательный выбор. Не знаю, ставилась ли в начале кампании задача добиться более существенных успехов (скорее всего), но сегодня, как кажется, наши решили вполне удовлетвориться достигнутым и не рвать жилы.

Вполне разумная позиция, особенно в условиях внешнего давления - когда твои многочисленные оппоненты с радостью встретят твое увязание в военной операции. А зачем увязать, если главные задачи уже решены - мы прочно закрепились на побережье, контролируя ситуацию в наиболее населенных регионах. Сохранность режима Асада (или, как минимум, нашего дальнейшего присутствия здесь) гарантирована. Значит никакие катарские газопроводы никуда без нашего согласия не потянутся. Значит возможность эскалации конфликта - через создание полноценного государства-халифата и перенесения удара на Иран, а затем и по южным границам России - сведена к минимуму. По сути, нас сейчас даже устраивает сложившийся статус-кво, эдакая ситуация стабильного неравновесия. Мы не просто получили военные базы, но и с минимальными для себя затратами обкатываем новую российскую армию и новое российское вооружение. Получаемый опыт - бесценен. По хорошему, эту кампанию можно было смело начинать только ради него. Осенью, например, ожидается прибытие единственного русского авианосца - "Адмирала Кузнецова", будет отрабатывать боевое применение палубной авиации. The show must go on.

Расходы на Сирию, которыми нелепо пытаются пугать либералы и иные критики режима, - абсолютный мизер на фоне того, что мы прямо или косвенно приобретаем от Сирийской операции. Для нас она не проблема. Это теперь проблема для тех, кто устроил всю заварушку. Для Турции. Для США. Но никак не для Москвы, которая с радостью согласится еще много лет играть первую скрипку на Ближнем Востоке и заодно тренировать свои вооруженные силы.

Конечно, было бы в идеале, вбомбить ИГИЛ в пустыню до состояния диких партизан, т.е. до того уровня, чтобы с ними самостоятельно справлялась бы сирийская армия. Без нашего участия на земле. И, скорее всего, именно такую цель мы и рассчитывали достигнуть в качестве программы-максимум. Если так - пока не получилось. Причина - слабый уровень сирийцев (и хороший - у бородачей).

В общем, то обстоятельство, что текущая ситуация нас, в принципе, устраивает, никак не означает, что в обозримой перспективе Москва не начнет новую серию интенсивных ударов по террористам. Тот же "Адмирал Кузнецов" наверняка не в гордом одиночестве собирается воевать, а прибывает под серьезные и масштабные мероприятия.

Не жалейте бомб и ракет, ребята!

Украина

Однако, чем дольше будет длиться процесс урегулирования по тем лекалам, которые существуют, тем меньше вероятности того, что Донбасс может жить с Украиной в одном государстве. Они просто расходятся. Если вы посмотрите на политическую жизнь в самой Украине и на территории Донбасса, вы увидите процессы, которые дальше и дальше разводят их от возможности объединения. И чем дальше, дольше ОБСЕ и другие европейские структуры будут заниматься просиживанием штанов и уговариванием украинской стороны, что ей нужно что-то делать, тем меньше вероятности того, что Донбасс вернется на Украину. Я считаю, что такой точкой отсечения станет середина следующего года. Тогда может стать окончательно понятно, что процессы зашли в тупик.

Это говорит один из сурковских "кураторов" Новороссии, поэтому к его мнению стоит прислушаться.

Чеснаков озвучивает в статье внешнеполитическую позицию Кремля, сложившуюся на данный час: "Минские" провалены Киевом, это ясно как божий день. Дальнейший разговор в "нормандском" (или в любом другом) формате - невозможен. Какой смысл говорить, если одна из сторон тупо не выполняет взятых на себя обязательств?

Позиция совершенно разумная, но возникает один вопрос, я бы даже сказал - самый главный вопрос в жизни сегодняшнего Донбасса. А дальше-то что? Как будет дальше разруливаться ситуация в плане непрекращающихся боевых действий, ну и вообще?

И вот тут я думаю, или точнее говоря - надеюсь, на скорую силовую реакцию Кремля. По крайней мере, для этого созданы все условия. Буквально через несколько дней заканчивается текущая сессия Верховной Рады. Никаких необходимых законов, надо думать, она не примет. Соответственно, перед нами очередной наглый слив хохлами минского мирного процесса. А у старушки Европы терпение давно уже лопнуло. Конечно, украинцы в фейсбуке и твиттере дико оргазмируют на варшавский форум НАТО, но все эти бодрые речевки так и останутся речевками, а вот крайне негативное настроение европейских элит в отношении Киева никуда не денется. Итого имеем перед собой следующие факты:

а) Европа, которая устала от Украины, видит ее полную неадекватность и мечтает о том, чтобы этот кризис хоть как-нибудь уже закончился;
б) Северный ветер готов в любой момент задуть с силой урагана;
в) для Кремля становится уже дико невыгодно запускать ситуацию с ЛДНР. Проблему с обстрелами и нескончаемыми боевыми действиями надо решать, дальше затягивать - очевидная ошибка.

Выводы делайте сами. Но я склонен считать, что Европа, в случае чего, облегченно закроет глаза и умоет руки (это в ее стиле). И сколько бы хохлы не визжали про "путинскую агрессию", но кто их уже всерьез станет слушать? Кому вообще нужны их проблемы?

Европа

Решил посмотреть на график встреч и визитов Путина. Главные за последний месяц - это, конечно же, азиатское направление: ШОС, Китай. Но и на противоположной стороне происходят весьма интересные, хоть и не столь громкие события.

Несколько дней назад Путин лично посетил Финляндию. А в конце месяца собирается в Словению. Вроде бы ничего особенного, но посудите сами: что заставляет Президента, погруженного в сложнейшие геополитические (и внутриполитические) вопросы тратить время на личные визиты в страны, весьма далекие от статуса центров притяжения мировых сил? А чтобы лучше думалось, вот вам еще информация к размышлению. 22 июня Владимир Путин принял в Кремле бывшего Председателя Правительства Испании Хосе Марию Аснара. С которым "у главы Российского государства сложились давние товарищеские отношения. Испанский экс-премьер находится в Москве с частным визитом". Вспоминается еще одна похожая встреча, 17 марта: Владимир Путин встретился с бывшим председателем Совета министров Италии Романо Проди. Который также находился в Москве "с частным визитом". Ну и, в целом, наш президент не стесняется встречаться с разнообразными европейскими политиками и деятелями: с председателем крупнейшей оппозиционной партии Греции, с представителями французских деловых кругов, с председателем Сената Франции.

Кто-то может сказать, что я выдаю желаемое за действительное и слишком много значения придаю второстепенным событиям. Ваше право. Мое - считать, что сражение за Европу в самом разгаре. И то, что мы видим - лишь официальное эхо грандиозных невидимых баталий. Глядя, например, на этот список встреч и контактов, несложно предположить, что перед нами активная личная работа ВВП на европейском театре. И речь идет даже не о наведении мостов с континентальными элитами (мосты уже давно наведены), а о серьезных попытках выстроить новое стратегическое партнерство в Европе.

И еще, мне кажется, что именно война "за европейское наследство", за влияние на Старый Свет является сегодня определяющей для России. Здесь - самая большая потенциальная для нас угроза. Здесь самые высокие риски. Путин пляшет именно от Европы. Вся остальная наша политика так или иначе выстраивается именно "под Европу" - что контакты с Китаем (альтернативный ЕС партнер), что война в Сирии (не допустить передела газового рынка ЕС), что Украина (тут и пояснять нечего).

Европа - главное. Создать у Европы образ России как надежного и порядочного партнера, не представляющего никакой военно-политической угрозы, - главная задача Путина. Таково мое оценочное суждение.

P.S.


"Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него" (Джонатан Свифт)

Previous post Next post
Up