Что является истиной с позиции гедонизма и утилитаризма
Виктор Аргонов, Елена Смирнова
Аннотация
В статье обосновывается утилитарно-гедонистический подход к оценке истинности теорий и мировоззрений. Анализируя закономерности человеческого познания, мы приходим к выводу, что оптимальным критерием истинности любой теории следует считать не просто её
(
Read more... )
Reply
Reply
Чтобы утверждать, зависит ли наше посмертие от наших действий или нет, нам нужен критерий истины, а мы как раз его и обсуждаем. Приятно считать, что зависит, значит, это истинно, лол.
"Категория истины важна в практической деятельности. А в статье речь идёт о концепциях оптимальных для всего населения, а не отдельного индивида"
Религия - явление массовое, и с точки зрения её приверженцев, вполне практическое. Получается, по вашей логике религия истинна, если приносит людям утешение и не приносит проблем обществу.
Reply
>Необходимо напомнить, что речь тут идёт только о теоретической истине. Понятие эмпирической истины остаётся неизменным. Если например, некоторое существо испытывает страдание, то это страдание не исчезает от того, что оно гедонистически неоптимально.
Соответственно, если человек ждал рая, а его не оказалось, значит утверждение о счастье после смерти оказалось ложным. С точки зрения эмпирической истины
Впрочем, теоретически я могу представить ситуацию что все более счастливы, имея ошибочные ожидания о будущих эмпирических фактах, и статья предписывает такое мировоззрение всё равно признать истинным. Эту коллизию я ещё обдумаю.
А пока скажу что с практической точки зрения описываемая ситуация мне кажется невероятной. Если все люди верят в счастливую загробную жизнь, то это несомненно их демотивирует бороться со смертью и приведёт к тому что множество новых поколений будут просто копировать их модель, тогда как могли обрести бессмертие и радикально большее счастье на земле
Reply
Описываемая ситуация - это реальность, в которой мы жили и живём. Большинство людей верит в бессмертие души (а раньше - подавляющее большинство), но, тем не менее, почти каждый стремится максимизировать своё, а иногда чужое благополучие в этой жизни, что в конечном итоге приводит к развитию науки. Да, пускай мелкое удовольствие веры - ничто по сравнению с трансгуманистическими удовольствиями будущего, но первое не очень мешает приходу второго, а значит, первое можно рассматривать независимо от второго.
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
// у нас вчера перед сном была нехилая дискуссия с соавторшей, она считает что можно было бы также редуцировать и эмпирические истины, по кр мере не текущего момента времени, но тогда придётся гносеологию не реформировать а вообще упразднять, тупо всё заменив утилитаризмом. Мы ещё будем продолжать спорить, но пока что я не уверен, что могу об этом написать вразумительно и тем более кратко
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Рассмотрим другую концепцию. Человек заботится лишь о себе, а на удовольствие остальных ему наплевать. Практически очевидно, что у такого человека шанс дожить до бессмертия выше. Например, он может ставить опыты на людях, ведущие к их мучениям или смерти, если считает, что опыты могут дать бессмертие ему любимому.
И зачем этому человеку ваш утилитаризм?
Reply
Leave a comment