Starfield - реплика

Sep 13, 2023 16:40

Я обычно не пишу какое-то мнение об игре пока и если не пройду её до конца хотя бы на раз (ну или не дойду до какого-то осмысленного этапа в бродилке, где нет как такового "конца игры"), чтобы не получилось, мол, отзыв о книге, написанный после разглядывания обложки. Так что и эта запись не о игре в деталях и каких-то любопытных моментах, а о её "обложке" что ли, о первых часах игры и почему, как мне думается, Starfield вызвал такую, более чем неоднозначную реакцию аудитории.



Если посмотреть на ютубе, то отзывы на Starfield (которых там уже навалили, причём в формате "отзыв на отзыв на отзыв, да здравствует срааач!!") я бы разделил на три категории.
Первая - это те, где основной упор обзорщик делает на бросающиеся в глаза технические косяки и заусенцы: на скверную оптимизацию, на грубые ляпы в текстурах, кривые анимации и тому подобное. Потом такой обзорщик обычно встаёт на табуреточку и громогласно вопиёт что-то вроде "Разве ТАКОГО мы ждали от игры ААА-класса, продаваемой за многоденег?!".
Это нормальный "корм для рыбок", как подобный извините за выражение "контент" называли блоггиры ещё в конце нулевых. Мол, насыпал какой-то хуеты типа "смешных картинок", репостнул пару новостей с двустрочными комментариями и, пока аудитория там что-то в комментах шуршит, идёшь в рЭсторан, пропивать деньги за рекламу. Понятно, что типовому ютуберу элементарно проще сделать в ролике нарезку в стиле "смари, смари! тут НПК тупую рожу делает, ГЫ!.. а тут ножками перебирает смешно! а тут вообще сидит на воздухе, ну ащеее!" и скормить её аудитории, чем во что-то минимально вникать и напрягаться.

Нет, технические косяки в Starfield представлены в изобилии. Там действительно так-себе-оптимизация, причём игра заточена под AMD и хуй клала на последние карточки GeForce из-за чего никакой "трассировки лучей" вы без специального мода не увидите, зато FPS будет летать вверх-вниз как на американских горках и уже народ пошёл выкладывать гайды по шаманским танцам вокруг игры, какие параметры графики в настройках нужно выставить на какое значение, чтобы игра пошла более-менее стабильно. Там действительно бросаются в глаза косяки с текстурами, например, когда один элемент проходит через другой и с анимациями, когда НПК движется с одной скоростью, а ножками шевелит с другой.

Да, всё это есть. И мне хочется спросить у тех, кто так громогласно возмущается: ребят, вам годиков сколько? И, если так мало, что это вообще первая игра от Беседки, которую вы видите и вы ничего вообще не знали ни о компании, ни о её предыдущих проектах - почему вы так хуёво все выглядите: седоватые и в подмазанных тональником морщинках (это я сейчас про мальчонок если что)? Жизнь тяжёлая? Или может всё вы прекрасно знаете и понимаете, а издаёте "рабочие стоны порноактёра" на свою аудиторию?
Потому, что я, не вникая вообще ни в какую "историю разработки" (если не видишь её изнутри, какие-то "сливы" обычно не говорят ни о чём, да и даже если видишь изнутри, не всегда можешь наперёд угадать, что в итоге выйдет), когда взял игру от Bethesda на релизе - увидел там (неожиданно) "игру от Bethesda на релизе", читай с вагоном мелких косяков, заусенцев, с торчащими тут и там головками не до конца закрученных болтов и с непрокрашенными углами.

И я её не оправдываю, косяки есть косяки, они мешают и раздражают, хорошо когда косяков нет, а небо голубое и вода мокрая. Но ёмаё, в Скайриме, в каком-то распоследнем "брильянтовом юбилейном специально коллекционном оф-зе-еар эдишн" Беседка оставила вагон и малую тележку косяков, тянущихся с самого релиза (базовой игры или ДЛЦ) и все равно настоятельно рекомендован фанатский "Unofficial Skyrim Special Edition Patch", правящий что-то под тысячу мелких заусенцев, от косячных стат снаряжения до выпадающих фраз в диалогах, не срабатывающих скриптов и не завершающихся заданий. И да, как человек, который тот же Скайрим пробегал раза четыре в сумме и сам строгавший в мододельне аналогичные исправления по мелочам, могу сказать, что с фанатским патчем игра гоняется заметно более гладко и приятно.

А народ берёт Starfield и потом верещит на весь интернет как-будто у них царевна внезапно в жабу превратилась в разгар процесса. Это "большая игра от Bethesda", они все такие, ничего нового. Ты или не хватай её жадно на релизе, подожди хотя бы месяц-полтора, чтобы вышли первые патчи, в том числе фанатские или, если уж гладкий геймплей для тебя особо критичен, дождись какого-нибудь "юбилейного издания" и охапки фанатских патчей с большим гайдом по установке и настройке, и тогда вероятно погоняешь уже в достаточно причёсанную, почищенную от багов игру.
Или бери на старте и лети, но тогда жаловаться на косяки смысла нет, особенно если они не обрушивают намертво игру и не делают её непроходимой. Тот же Skyrim со всем пакованом косяков, каких там было навскидку едва ли меньше, чем в Starfield на час геймплея, тем не менее, успешно взлетел и аудтория в него исправно залипала неделями и месяцами.
Нет, технические косяки - это не та проблема, которую стоит углУбленно обсуждать, когда речь о играх Беседки. Да, они (косяки) есть и местами бросаются в глаза, но нет, игру они при этом не ломают.

Любопытны вторая и третья категории отзывов. Суть одной категории сводится к тому, что игра "SO BOOORIIIING!"(с), т.е дико скучная, тоскливая, безыдейная, в ней какие-то бесконечные пустые планеты со случайно генерящимися рандомными данжиками и такими же генерящимися квестами, типа "зачисти данжик" или "принеси артефакт", или "зачисти данжик и принеси оттуда артефакт".
А вторые в ответ орут, мол, какие ж вы дебилы, совершенно не понимаете сути Старфилд и просто не умеете играть! В игре на самом деле есть квесты! (вау) есть фракции! (вау2) есть цепочки фракционных квестов!!! (вау3) и даже есть вручную сделанные локации и диалоги, написанные не "чатЖПТ" (вау4)! Да вы только посмотрите какие там города! Какой там футуризм, лучше чем в Mass Effect на Цитадели, а какой там Неон-Сити с высотками и Корпорациями, лучше чем в Киберпунк2077!! Вы просто туда не ходите, сюда не смотрите, этими механиками не пользуйтесь, изучайте подробные гайды по прохождению и тогда "игра раскроется"(tm).

Самое смешное, что правы и те, и другие. Просто они говорят только о своих эмоциях и ощущениях, не понимая, как и в результате чего те возникают. И почему то, что для одного "вау! я целых 15 часов проходил цепочку фракционных заданий! пятнадцать часов!! только одну фракцию! это почти как отдельная самостоятельная игра внутри игры!! да как же это круто!!!" для другого, совершенно искренне, "какая-то безыдейная тоскливая бурда на воде без сахара, соли и капли смысла".

В Starfield действительно есть НПК (этот урок после Fallout 76 Тодд Говард со скрипом, но выучил), действительно написаны погонные метры диалогов, а также всевозможных писем-дневников-записок, которые можно по ходу игры обнаружить и прочитать, в ней действительно есть "квесты" и "цепочки квестов", в том числе с сюжетными вотэтоповоротами, а ещё есть красиво и вдумчиво прорисованные локации, большие и наполненные "контентом" (теми самыми диалогами, квестами и разными "активностями").
Причём ещё и дизайн локаций и всевозможных космических корабликов выполнен в моём любимом стиле "космической фэнтези с закосом под реализм". Когда всё это выглядит, конечно, футуристично, с кучей каких-то наворотов и напрочь космооперными приколами от которых краснеют местами даже "Звёздные Войны", но дизайнеры рисовали свои "города", "кораблики" и "скафандры", чтобы они выглядели как-будто люди в самом деле в этом живут, работают, летают итд. Да, мне это нравится, хотите увидеть максимально близкое воплощение "как Аргир представляет себе космооперу" - посмотрите скрины городов и корабликов из Starfield, вот примерно так.
Да, в Starfield, пожалуй, наибольшее разнообразие механик из всех игр Беседки до этого, примерно как если бы к четвёртому Фолу прикрутили полноценный космосим в стиле Freelancer с возможностью кастомить свой корабль, возить контрабанду, участвовать в космических боях, высаживаться на заброшенных космических станциях и неисследованных планетах.

И при всём при этом я не могу себя заставить в это играть. Именно потому, что да, игра, имея всё, что перечислено выше, ухитряется быть "SOO BOOOORING!!"(с) за гранью играбельного. Каким образом ей это удаётся? А довольно просто: разработчики, сосредоточившись на "дизайне локаций" и "игровых механиках", напрочь забыли о том, чтобы хоть как-то вовлечь игрока в свой мир.

Зачем основная масса игроков ходит в игры вроде Skyrim или Fallout 4 - большие, объёмные, с большим количеством и разнообразием локаций, НПК и каких-то локальных квестов-историй, но при этом с простенькими механиками и спокойным, не напрягающим геймплеем? Да примерно за тем же, за чем другие люди смотрят мыльные оперы, аниме-сериалы "про японских школьниц" или читают "дорамы", где тридцать пять томов два героя томно "не смотрят друг на друга" - чтобы включить эскапизм и на время сдёрнуть из этой реальности с её заботами и неурядицами.
И Starfield, если смотреть формально - это со всех сторон лучший пример подобной игры. Она огромная, в ней полно механик, что разнообразит геймплей, но при этом все механики простые, чтобы не превращать игру в мозгоеблю и тренажёр реакции. Бегай по разнообразным локациям, исследуй данжики, побеждай монстров и злодеев, облутывай те самые данжики, летай на собственном космическом кораблике, делай пиу-пиу в космических боях, общай НПК, проходи не самые сложные или замороченные квесты, попутно раскрывающие истории локаций/фракций - красота!

Но всё это работает при одном неочевидном условии: ты (игрок) веришь в этот мир, он для тебя становится как бы "реальным" и ты уже с неким азартом участвует в каких-то движухах, топишь за одних против других, стараешься порешать какие-то свои (своего персонажа) проблемы и добиться каких-то поставленных целей - потому, что всё это имеет какой-то для тебя внятный смысл.
И вот это это самое "погружение в мир" достигается художественными средствами и приёмами, сходными с теми, что используются, например, в кино, чтобы зритель на время поверил в происходящее на экране, увидел там персонажей, а не актёров в костюмах и залип. Но точно так же, как даже самые антуражные костюмы на актёрах сами по себе не делают сцену "достоверной" (такой её делает актёрская игра и режиссура), так сами по себе "текстуры" и "дизайн локаций" не делают достоверным мир игры.

Вспомните как сделана вступительная часть игры, например, в Морровинде или в том же Скайриме. Они - вступления - очень скупые, аскетичные, они сообщают только самый необходимый минимум информации (умышленно, само собой), но как они задают мир и стартовую позицию главного героя в этом мире.
Морровинд - ты некий "пленник", которого, без каких-либо объяснений, заластали и отправили через тридевять земель на какие-то адские выселки, куда некая Империя отправляет самый непотребный человеческий материал. И вот он прибывает в какой-то занюханный посёлок на реке, где какой-то скучный чиновник оформляет на героя "бумаги", после чего некий офицер ему говорит мол "а теперь ты работаешь на нас и вот твоё первое задание: доставишь этот пакет Каю Косадесу в Балморе после чего переходишь в его распоряжение" и главному герою выписывают отеческий поджопник, отправляя его в такой же незнакомый как и для игрока мир, где теперь ему и предстоит кувыркаться.

И вот после этого трёх-четырёхминутного вступления, когда тебе ещё дают первично сгенерить персонажа и потрогать механики, оформляя это всё уже как часть происходящей с героем истории, ты уже чётко понимаешь кто такой персонаж, где он находится, как и почему он там очутился, какие у него задачи и проблемы. Ты уже понимаешь, что персонаж суть "отрезанный ломоть", совсем недавно вырванный из своей прежней жизни, силой доставленный на какой-то местный "фронтир", где он никого не знает и сам он особо никому неинтересен, а вокруг явно повышенная концентрация чётких пацанчиков с уголовными статьями и местных, которые резать любят и умеют с детства, при этом на кармане у него мелочёвка "на поесть-попить" и его втягивают в какие-то игры спецслужб.
Вообще нет вопроса, я вижу какого персонажа, какую роль мне дают сыграть и при этом предоставляют изрядную свободу - нет денег, можешь подрядиться на простую работу за копейку или на рискованную за подороже, можешь подписаться работать на местную "налоговую" и вышибать из босяков копейки за свой процент, а можешь спиздить остро заточенный ножик и пойти рискнуть на большую дорогу. Общайся с местными, узнавай чо-как, налаживай отношения, изучай мир вокруг, ищи пути и возможности, причём они там есть.

То же самое Скайрим, короткое вступление в игровой форме знакомящее игрока с базовыми игромеханиками и "как здесь делаются дела", но при этом тебя сразу эмоционально ошпаривают, начиная игру с того, что главного героя, вместе с другими бедолагами, всего-то навсего везут на казнь. И что тут, где он оказался, какой-то северный медвежий угол в котором вовсю полыхает гражданская война и местные нордманны насмерть режутся с "имперцами". А, чтобы скучно не было, прилетает дракон и раздаёт всем беды от чего офигевают сразу обе противоборствующие стороны и главный герой с чуть ошпаренной жопой и без средств к существованию, но только что буквально на волос разминувшийся с палаческим топором, оказывается выброшен в этот мир с парой указаний от случайного попутчика, вроде "там есть деревенька, спросишь такого-то, скажешь от меня и он тебе поможет на первое время".
Тоже нет вопросов, я понимаю кто мой персонаж понимаю где он и в какую примерно передрягу его занесло и дальше уже могу думать как конкретно из нее выкручиваться.

А в Starfield всё это, блять, понарошку! Да так понарошку, что шуба заворачивается. Вот главный герой какой-то шахтёр в какой-то шахтёрской артели, возглавляемой (обязательно) Сильной и Независимой Женщиной и ковыряющей какой-то спутник безымянного газового гиганта где-то на краю обитаемого космоса. К главному герою обращаются исключительно как "эй, ты, Новичок!" и вроде как проводят ему первичный инструктаж как ковырять минералы с помощью лазерной минералодобывалки. Ок, я примерно понял, я шахтёр, такой же бедолага в окружении других бедолаг, зарабатывающих копейку свою в поте лица на нелегальной космической копанке. Ну, допустим.
Дальше обваливается фрагмент стены, один из шахтёров озабоченно говорит, мол "чую! чую там какую-то аномалию!.. а может быть даже и кровососа", на что старшая всей этой богадельни мгновенно реагирует правильно и отправляет туда Новичка, чтобы посмотрел чо-как, а если накроется, то и не жалко.
И вот он уже ковыряет лазером сгусток каких-то кристаллов (зачем?..), суёт туда руку (зачем??..), добывает странный обломок правильной формы и тут с главным героем случае Приход, как с Шепардом, когда тот находит первый маяк на Иден Прайм. Вот только если Шепард на тот момент уже столкнулся с неслыханным в этой части нашествием гетов, стал свидетелем убийства полевого агента СПЕКТР и был в курсе, что целью гетов и был этот маяк, т.е видение как-то связано с очень стрёмными событиями, то главный герой Starfield просто шахтёр-ноунейм, который любит трогать руками всякое и что-то его в итоге мощно уебало и у него случилось Видение.

Но не успевает он придти в себя, как на этот "безымянный спутник газового гиганта в системе на краю обитаемого космоса" прибывает некий НПК, который спрашивает "так, который тут артефакт нашёл? этот? хм... знаешь, бери мой корабль и лети, голубь, лети на такую-то планету, там есть люди, которые заинтересованы в этих артефактах и в тебе самом! а я сам? да не, я не полечу, мне и тут хорошо. что это за люди такие? ну, это такая организация.. как тебе сказать.. да, короче, сам потом разберёшься!".
Только завершается диалог, как на сцену прибывают Космические Пираты и пытаются всех убить. А рядом с главным героем в этот момент лежит открытый "чемоданчик-с-пистолетом-и-аптечкой" потому, что надо же показать боевую систему.
Когда главный герой садится всё-таки в корабль и взлетает, знакомится с механиками управления кораблём, вдруг(tm) откуда ни возьмись(tm) появляются кораблики пиратов - потому, что надо же показать теперь боевую систему в космосе. И главный герой их курощает и низводит. После чего специально обученный робот-спутник говорит ему "эх, эти пираты от нас не отстанут, но я точно знаю, что там на другом спутнике этого безымянного газового гиганта в безымянной звёздной системе есть заброшенная секретная лаборатория Альянса, которая сейчас служит штаб-квартирой пиратов, полетели вынесем её!". Потому, что надо показать игроку механику "зачистки аванпостов на планетах".
И вот шахтёр-новичок из галактического Задрищенска уже несётся на собственном боевом корабле зачищать базу Космических Пиратов, расположенную в заброшенной Секретной Лаборатории (такой заброшенной, что все Секретные Документы лежат где лежали, даже не зашифрованные и незапароленные) на спутнике газового гиганта в безымянной системе. При этом о мире ты, игрок, до сих пор не знаешь примерно ничего, хотя окружающие уже с умным видом бросаются терминами и названиями городов и государств.

Продравшись через это вступление ты всё же прилетаешь в первый город, достаточно красивый и насыщенный НПК и возможностями "взять квест", ну так если бы Беседка разучилась делать свои Вайтраны, Рифтены и Вивеки с Балморами - это было бы совсем грустно. Проблема в том, что всё оно здесь напрочь "понарошку". Так понарошку, что режет глаз, как-будто видишь актёров, которых нарядили в костюмы, а потом махнули рукой и сказали "ребята.. просто импровизируйте тут чего-нибудь!". И они импровизируют кто во что горазд, "ооо, я торговец, но я как бы в прошлом солдат с ПТСР размером с Эверест, у меня глюки" или "ну, я местный барыга, алчный и жадный, интересуюсь контрабандой!" итд.
Да, среди всего этого капустника вроде бы можно найти любопытные квесты и интересно задизайненные квестовые же локации, но я не могу отвязаться от ощущения дикой условности всего происходящего и от того, что мир ощущается плоским и блеклым, где какие-то условные "казаки" гоняются за не менее условными "разбойниками", а первооткрыватели первооткрывают просто потому, что... первооткрывают! Это круто же!

Буду ли в это играть дальше - не знаю. Ну, не цепляет и всё тут. Если я захочу просто безыдейно популять из игровых пулялок или покрутить петли на космическом кораблике с лазерами и ракетками, я знаю где это сделать глубже и интереснее, чем в Старфилд.
Для тех кто раздумывает поиграть или нет... Вот честно, порекомендую скачать хотя бы для начала в зелёном магазине и попробовать погонять так. Если вы, как я, неравнодушны к сюжетной / квестовой / лорной части, то проходите вступление зажмурившись и, как только оно закончится, постарайтесь его забыть и придумать персонажу какую-то свою предысторию, как он со своим кораблём оказался в этом городе и попробуйте по нему побегать, поисследовать, нацеплять каких-нибудь квестов и может быть действительно увлечёт на какое-то время.
Главное сразу не хватайтесь "исследовать планеты" - как это многие сделали и потом шибко матерились. Планеты - это рандомно-генерируемое говнище, чисто "вечная дрочильня" с непрерывно генерящимися аванпостами и "квестами" по типу добеги до маркера на карте и вернись. В игре если что-то интересное есть, то оно лежит маленькими кучками на сюжетных рельсах.

Ну и да, системные требования, когда 3090 на этой игре аж пiдхрюкивает от натуги, а FPS гуляет туда-сюда как захочет и не пойми от чего. Да, на этом месте консольщики смеются смехом Картмана, на консольках, говорят, игрушку вылизали как надо. А всё бросать и бежать покупать 4070 ради этой космодрочилки - да иди ты нахуй, Тодд Говард! Тем более, что сама Беседка явно её оптимизировать под GeForce не спешит.
Так что если кто расстраивался, мол у меня машинка не самая сильная, упускаю Игру Десятилетия - так особо и не грустите, скорее всего безумного восторга и так бы не испытали. А пройдёт какое-то время, игру подшлифуют - сами беседковцы или фанаты, оптимизацию подтянут, может выпустят несколько сюжетных ДЛЦ (с которыми до сих пор у Бесезды всё было как раз неплохо), тогда может и будет смысл её потискать. А пока как-то так.

игровое, глазами большого флегматичного котэ

Previous post Next post
Up