продолжение, начало здесь ->
https://argir.livejournal.com/190735.html5. сюжет
Есть игры в которые интересно "играть", в смысле как-то активно с игрой взаимодействовать. Обычно это какие-то "симуляторы", гоночки, файтинги, глобальные стратегии вроде Stellaris или те же сосалики, хотя последнее на любителя. А есть игры, которые интересно "смотреть" и я не про порно-симы (хотя...), а скорее про игры с сильной визуалкой и сюжетом вроде еппонских РПГ, где механики обычно такое себе, зато проработка персонажей, катсцены и в целом разворачивающаяся история увлекает как хороший фильм или сериальчик. Само собой, есть единичные игры в которых одинаково одуренно и первое, и второе, но сейчас не про них.
Так вот, Atomic Heart, хотя по всем трейлерам и создавала впечатление такого экшн-экшна, на практике - это всё же в бОльшей степени игра, которую интересно смотреть. Потому, что механики, как я сказал выше, там довольно незамысловатые, зато сам мир и проработка отдельных локаций - моё почтение, есть на что посмотреть, что почитать, прослушать и о чём подумать.
Само собой, для такой игры интересный и закрученный сюжет с проработанными персонажами, которые будут проживать интересные истории - это едва ли не ключевое. Получилось ли это у авторов?
На мой (субъективный, конечно) взгляд, если сам мир окружающий главного героя авторам удалось прописать на твёрдую пятёрку, насытив его разнообразными деталями, персонажами их маленькими историями, далеко выходящими за рамки непосредственно той локации в которой бегает Нечаев, то основной сюжет у них вышел в лучшем случае на четвёрку с большим минусом.
Почему так вышло? Не знаю, но, если смотреть ролики игры как она заявлялась сначала и сравнить с тем, что в итоге получилось, то видно, что игру серьёзно перелопачивали. Сейчас, если набрать в ютубе "Atomic Heart вырезанное из игры" он сходу накидает с десяток роликов где собраны не вошедшие в релиз катсцены, монстры, оружие, локации или части локаций.
Понятно, что, в принципе - это нормально, тем более для большого проекта, когда первоначальная идея в процессе реализации дополняется и уточняется, персонажи допиливаются напильником, какие-то заявленные поначалу механики, казавшиеся чем-то из разряда "вау-вау" на практике оказываются не пришей кобыле хвост и от них отказываются, какие-то локации уже просто нет времени и ресурсов дорабатывать итд. Тем более понятно, когда речь о первом вообще проекте студии, странно было бы от них ждать мастерства на уровне Биоваров периода расцвета, когда знания и опыт уже есть, а энергия и задор ещё есть.
Но по факту игра выглядит так, будто её очень серьёзно подрезали где-то начиная со второй половины, причём подрезали не в плане "вырезали три пушки из десяти", а в первую очередь в части сюжета. Это видно и по тому как в первой части игры неторопливо и со вкусом развешиваются по стенам ружья, вроде амнезии главного героя или его невозможности использовать "Мысль", которые потом не проявят себя и не сыграют никак, хотя какой-то "вотэтоповорот" в отношении героя напрашивался и видимо поначалу планировался, но в итоге получилось нечто невнятное из серии "тебе не говорили Всей Правды!" (ну ахуеть нежданчик для опытного сотрудника спецслужб, который на работе отнюдь не бумажки на столе перекладывал) для чего и амнезия не была нужна.
Это видно по некоторым элементам локаций, вроде "криповых надписей" на стенах, мол "Спящий просыпаеццо!", "Крысы в стенах!" и "Тени Следят За Тобой!":
Которые вообще потом никак не объясняются, мол ну рисовал их кто-то и рисовал, какая разница? Хотя, если прикинуть, кто это мог рисовать и зачем, а ещё вспомнить некую сценку из пролога (когда "... а это мы рисовали!"), то можно предположить к чему это было сделано и что эта идея тоже в финальный вариант игры не вошла, а локации полностью перелопачивать не стали, мол ну пусть останется как некий элемент окружения.
Это видно по тому, как со вкусом представляют персонажей, которые появляются в начале игры, разработчики подмигивают всеми глазами мол "ооо, этот персонаж - это уууу!", а потом он пропадает и появляется в одной невразумительной катсцене в финале игры к которой нас никак не подводят ни эмоционально, ни какими-то подсказками или намёками.
Это видно и по тому как подаётся сюжет - очень неторопливо и размеренно в первой части, постепенно знакомя с миром и главными действующими лицами, полное впечатление, что авторы готовятся развернуть какое-то эпичное повествование и как где-то с середины этот темп резко ломается. Сюжет как-будто начинает заикаться, становится рваным - раз катсцена и "вотэтоповорот", два катсцена и "вотэтоповорот вотэтоповорота", местами чёткое ощущение, что между двумя катсценами в игре по смыслу должно было что-то произойти, что объяснило бы некие события и обосновало поведение НПК, но это "что-то" в релиз не вошло и получился очень странный переход. А уже почти в самом финале герой, как Нео, входит в тайную комнату к Архитектору Матрицы и ему натурально голосом минут за 15 сжато пересказывают оставшуюся часть сюжета, раскрывают тайны и секреты и отправляют на битву с финальным боссом.
Да это даже видно по карте Предприятия процентов 25-30 которой сюжетом просто не освоено, причём это как раз та часть где расположен НИИ, занимавшийся разработкой "Коллектива 2.0", из-за которого возник весь сыр-бор. То есть всё вообще наводит на мысль, что где-то к последней трети игры герой должен там оказаться и разруливать возникшую ситуацию, а он туда может не заходить вообще, или зайти, но чисто походить по открытой части карты, пособирать лут.
На это и намекает финал, который по хорошему не выглядит как финал и точка в конце истории, а скорее такое вялое многоточие и вопросительный знак. Я понимаю, что бывают т.н "промежуточные финалы" - хороший пример, финал первого Mass Effect, когда "непосредственная угроза побеждена, но глобальная угроза ещё маячит где-то за горизонтом и значит героям ещё будет чем заняться". Но в концовке релизной версии Atomic Heart ни герои, ни антигерои не приходят ещё ни к какому результату и ситуация обрывается примерно как если бы первый МЕ заканчивался после взлёта Нормандии с Вермайра и всё, титры. Хотя мы понимаем, что и Сарен ещё жив и активно действует, и Властелин где-то там грозно шевелит лапками и непонятно кто и что будет делать и чем эта ситуация должна разрешиться.
Само собой, напрашивается большой задел на ДЛЦ, когда по хорошему история будет "дорассказана" только если дадут наиграть ещё часов 10-15, покажут развязки конфликтов и кто из хотя бы основных НПК к чему пришёл.
Забавно, кстати, что явная рваность сюжета возымела странный эффект. Понятно, что большинство высказались по принципу "нихера не понял! бред кокойты! не сюжет, а набор бессвязных сценок!" и тому подобное, но часть поигравших уже вовсю ударилась в СПГС, ищут в игре тонкие намёки, аллюзии, перевёрнутые образы, выдвигают гипотезы и строят версии одна хлеще другой. Я часть послушал, понял, что ещё чуть и поеду общаться с добрыми докторами в ПНД и завязал с этим делом, но - забористо! Что значит фантазия у людей работает.
При этом та часть сюжета, что представлена в релизной версии игры в целом ОК. Если бы они осилили реализовать сюжет полностью, то получился бы неплохой "детективный триллер", разворачивающийся на фоне драматичных событий. Грубо говоря, представьте себе историю о том как в некоем, вполне сытом и благополучном городе, происходит крупная авария на АЭС да такая, что в городе мгновенно вспыхивает паника и начинается локальный адок - где-то мародёрят магазины, где-то кто-то сводит счёты с соседом с помощью ножа или пистолета, где-то бежит из-под стражи матёрый уголовник, на дорогах бегущих из города людей грабят быстро сориентировавшиеся банды итд. И на фоне всего этого по городу мечется сотрудник спецслужб, которому поручено найти и задержать некоего персонажа, который похоже эту аварию и устроил непонятно только с какой целью. Но, чем глубже герой вникает в происходящее, тем больше понимает, что "случайности неслучайны", вроде бы рандомные события на самом деле кем-то подстроены с определённой целью и что происходящее сейчас в городе - это часть глобальной интриги, уходящей корнями куда-то на самый верх государства где разные "группировки" яростно грызутся за власть и что и он сам, и горе-"террорист", и другие персонажи вольно или невольно в этой игре стали пешками, которых поочерёдно сбрасывают с доски по мере исчерпания полезности.
А на этом фоне авторы Atomic Heart поднимают, в принципе, не самые глупые вопросы из серии "что такое научно-технический прогресс и какой ценой он достаётся?", "этика и нормы морали суть устаревшая херня, которая только мешает нормально развиваться или наоборот предохранитель, не допускающий страшного?", "на каком этапе дальнейшее развитие науки и техники упрётся в базовое несовершенство человека как такового и что с этим делать?".
Что понравилось - отсутствие т.н "актуальной политической повестки", причём отсутствие не нарочитое, когда о чём-то молчат так старательно, что звучит громче крика. В игре напрочь нет какого-то синдрома обиженки и стремления "обосрать хохлов и пиндосов", которое те, конечно, разглядели и подняли поросячий визг, делая игре дополнительную рекламу. В игре нет и стремления как-то поиздеваться или очернить "советское прошлое" на что, я так понимаю, очень рассчитывали наши "неокомми" и заранее растравливали себя куколд-фантазиями на тему как же там будут топтать буржуазными штиблетами Святой Социализм вообще и Советский Союз в частности.
Этим ребятам я вообще бы посоветовал не ныть, наяривая себя по жопе для остроты ощущений, а взять, собраться коммунной, собрать денег на каком-нибудь Кикстартере и запилить свою игру в которой условный майор Пронин из КГБ/НКВД сражается с подлыми врагами народа, террористами и разоблачает предателей, а в итоге срывает коварные планы мировой закулисы и наступает полный Коммунизм. Причём сделать её лучше и интереснее, чем условная Беседка или тот же Мандфиш. Вот это была бы пощёчина с отзвоном да прямо по чисто выбритой буржазной щёчке, а не нытьё и срач в комментариях под роликами на ютубе.
Понравилось, что нет "политкорректности" в упоротом американском её понимании, когда "жопа есть, а слова нет". Мало того, что в игре мат летает легко и свободно, чаще к месту, иногда нет, так ещё и сильный женский персонаж ведёт себя не как "мужик в юбке", а как умная и энергичная женщина. Которая сначала поверила любовнику, потом ахуела от происходящего, а в итоге вцепилась в Нечаева, понимая, что из всех кто вокруг у него лучшие шансы этот кризис как-то преодолеть. Мужчины не бесполные "боевые/рабочие дроны", так или иначе половина историй связана с личными отношениями, при этом ни одного гомосека в игре обнаружено не было (вот робосеки те были, и был забавный диалог между Нечаевым и Перчаткой на эту тему), даже слащавый и одновременно ссыкливый немчик и тот хотел отбить женщину у конкурента и изо всех сил интриговал на эту тему.
Отдельно смешно было потом смотреть американских летсплееров. Тётки на нижепоясные шутки или ржали как бенгальские лошади, или реагировали как "гы, ну забавно, ладно играем дальше". А мужички впадали в панику и истерику в прямом эфире (посмотрите, кому интересно, реакцию зарубежных летсплееров на ремшкаф Элеонору), разевали рты, давились робкими "хихи", начинали панически бегать глазками и бубнить что-то из серии "вооот... зе... фааак?! мээээн...". Всё-таки довели они у себя интернетных мальчонок (в том числе седоватых и бородатых), что те начинают непроизвольно ссаться от любой сальной шутки и явно уже в головёнке там мечутся панические мысли по типу "обвинят меня в харассменте или в сексизме?! просто выебут прилюдно и уволят с работы или сразу в тюрьму?! ааааааааа!!".
Не то чтобы я так сильно за них переживал, но понимаю, что подобной херни у нас я точно не хочу.
Понравилось, что в сюжете по крайней мере попытались отойти от традиционных опереточных подходов, когда у нас с одной стороны бравые кэптен Прайс и лейтенант Соуп, а с другой злобные бородатые террористы и первые упорно, даже если с трудом побеждают вторых и максимум какой сюжетный твист возможен - это "главы ряда корпораций были заинтересованы в продолжении вооружённого конфликта потому, что он косвенно приносил им сверхприбыли".
В Atomic Heart и главного героя хотя бы попытались сделать живым человеком, у которого дохера недостатков, который не всегда бодр и весел, не сыпет направо и налево остроумными шутками, временами теряет хладнокровие, орёт и матерится когда страшно, посылает нахер тех, кто его раздражает, но при этом он же, постоянно рискуя жизнью, делает всё, чтобы происходящее ЧП преодолеть и сохранить жизни людям. Занятно, что судя по отзывам, все или почти все игроки заметили, что мол главгерой не слишком приятный, резкий в общении тип, но как-то никто особо не обратил внимание, когда он геройствует на полную катушку.
В игре нет дебильной "серой морали" (это когда "он серийный убийца, но убивает только подлецов и негодяев" или "он полицейский и борется с преступниками, но не брезгует использовать грязные методы"), вместо этого у всех героев есть свои взгляды и "своя правда", свои цели к которым они стремятся. Просто масштаб личности у всех разный, и кто-то хочет хоть за волосы, хоть за яйца, но вытащить человечество (как он это видит) на следующую ступень развития, невзирая на визги боли в процессе, а у кого-то цель на уровне "ХОЧУ ВОН ТУ БАБУ!", но даже ради такой цели он шустрит и что-то делает.
Там, пожалуй, нет однозначных героев, кто за всё хорошее и против всей хуйни (кроме может быть самого Нечаева, как ни странно, который искренне хочет прекратить ЧП, просто чтобы люди перестали гибнуть и высокими материями особо не бредит, ему некогда) и нет однозначных пидарасов, которые хотели бы устроить большой пиздец просто потому, что их это возбуждает. У всех изначально, как сказал, есть какая-то своя правда, потом некоторые, увидев своими глазами какой пиздец устроили впадают в тихое ахуение, кто-то в прямом эфире сходит с ума, кто-то пытается как может ситуацию исправить, кто-то отчаянно ловит рыбу в мутной воде и решает свои собственные задачи. И всё это, в общем, делает нарисованных персонажей в напрочь фэнтезийном, "анимешном" мире - живыми. Мне до конца, даже когда сюжет уже колбасило из стороны в сторону, было интересно и чем кончится история, и кто из ключевых персонажей к чему придёт. Почему я хочу сейчас, чтобы они выпустили нормальные ДЛЦ и "дорассказали" историю.
В целом? Игра не без заусенцев, местами спорная, но чёрт возьми - это полноценный ААА-проект от отчественной студии (кипрской, да, конечно, кипрской, с настоящими киприотами Сидоровым и Рабиновичем, как обычно), причём не клонирующий какую-то известную западную игру, а создающий вообще "свою" вселенную, своих персонажей и разворачивающий свою историю. Понятно, что нытики, у которых "ыыыы, а почему нет русских игр, а почему мы ничего не можем, ыыыы, соплиии.." её или старательно не заметят, или не поиграв выскажутся в стиле "пфффф! убогий клон первого Биошок в клюквенно-советском антураже с матрёшками и АКМ!", но там понятно, у людей устоявшаяся картина мира в голове и им комфортно ныть, а тут вдруг такое.
Я поиграл с удовольствием, за разработчиков рад, первый проект у них выстрелил отлично, надеюсь ДЛЦ осилят и покажут внятное завершение истории, а там может залудят и вторую часть да ещё лучше первой. С некоторыми оговорками (см. всё, что выше), но вполне рекомендую.