VtM: Swansong - боль казуала, страдания профессиональных обзорщиков, ч1

Jul 06, 2022 00:35



Спасибо друзьям, которые сёрфят по мутным волнам игрожурналистики и время от времени вылавливают оттуда действительно любопытные новости. Так пару лет назад, у sam_newberry в журнале я узнал о том, что разрабатывается новая игрушка в сеттинге Vampire the Masquerade, что позиционируется она как "сюжетная РПГ" с упором на историю и сделанные персонажем в процессе выборы и что, самое главное, протагонистами в игре будут не неонаты, как это обычно бывает, а матёрые вампирищи, прососавшие уже по 100+ годиков каждый, заявившие о себе, имеющие вес в вампирском обществе и даже вхожие в вампирский бомонд. К выходу игры готовить шампанское ветеранам настолок вообще и фанатам WoD в частности, уставшим, что в каждой первой РПГ ты начинаешь играть за первоуровневого обсоса, который ничерта не знает о мире, а мир не знает о нём, чтобы раскачаться во что-то внятное к последней трети игры, которая заканчивается чуть только ты начал получать от происходящего какое-то удовольствие.

Я тогда хмыкнул, мол всё это, конечно, очень романтично, но что-то не верю вот в прям такую реализацию как заявлено. Потому, что если тебе на старте выдают матёрого персонажа и при этом выпускают не в мир вечной прокачки где пасутся тучные стада мобов а-ля последние Ассасины, а отправляют в сюжетно-ориентированную РПГ, то это вешает на игру сразу две тяжёлые гири.


Во-первых игрок на старте должен проглотить большой объём информации - о мире, о персонажах и НПК и главное о текущих событиях, предшествовавших самой игре. И если даже ты матёрый ветеран настолок и спишь с пачкой книжек по сеттингу под головой, то тебе в этой ситуации в лучшем случае не нужно разжёвывать базовое по сеттингу, а вот всё остальное тебе нужно прокачать и прохавать буквально до первого диалога в первой же сцене. Потому, что никакие знания по сеттингу не компенсируют то, что в момент первого нажатия на ярлык с игрой, ты ничего не знаешь о персонажах, НПК, о том что там у них происходит, кто на ком стоял, где чья девочка, кому шумим и по какому поводу. А у нас сюжетная РПГ и ты уже с первого момента должен действовать так, как-будто всё знаешь, понимаешь и во всём ориентируешься.
Это лечится огромным внутриигровым справочником, в котором всё перечисленное описывается хотя бы по вершкам и ахуительными диалогами в которых НПК разговаривают с твоим персонажем как с человеком с амнезией, сообщая ему что-то из разряда "привет, я Дженис, кстати, твоя жена, которую ты очень любишь, но последние две недели мы в ссоре". И получается это крайне ненатурально и уныло.

А во-вторых, если мы на старте получаем раскачанного чуть не в потолок персонажа, то это сходу обрубает какую-либо внятную прокачку и шмоточничество. Ну, какая вам "прокачка" если выше персонажа только небо, а круче только Эверест? Чем он занимался предыдущие сто с буем лет, чтобы эту ночь начать обсосом и по ходу истории вдруг яростно прокачиваться? Какое вам шмоточничество, понятно же, что этот персонаж уже будет упакован соответственно уровню и статусу. И, даже если заявить что-то косметическое, вроде того что в середине игры персонаж сменяет свой меч +4 на меч +5, а почти к самому концу игры повысит одну из 10 характеристик на единичку, то это смех и наёбка, а не прокачка.
Конечно, в этом случае можно заявить что-то вроде "твой персонаж очень-очень крут... был... но эту историю он начинает в городской канализации, избитый, обожжёный, голый, загибающийся от голода, а и, кстати, у него провалы в памяти, так что он не очень понимает что вокруг, кто он сам и как дошёл до жизни такой (как и ты сам, кстати)". После чего игрок начинает играть за "первоуровневого обсоса"(tm), но с тёплым чувством, что втайне-то его персонаж ого-го! Не смотри, что историю он начинает с того, чтобы наловить крыс и их сожрать, а потом отпиздить пьяного бомжа, отобрать у него ватник и заточенную отвёртку, и далее по всем ступенькам снизу-вверх от дна к вершине. И да, как обоснование для сверхбыстрой "игровой" прокачки это ОК вариант.

Так что я себе тогда решил, что разработчики или радостно наебут с обещаниями, или да, действительно сделают сюжетную РПГ по VtM в которой тебе на старте дают анциллу на полном фарше и получится симулятор ходьбы и сюжетное кинцо, в котором единственное как ты (игрок) можешь повлиять на события - это прочекать или не прочекать какие-то точки интереса и выбрать на какой из двух стульев Сюжетного Выбора в итоге присесть. Потому широкой публике она не понравится - замороченно! непонятно! скудный геймплей! А трём с половиной безумным старцам, способным наизусть цитировать блоки текста из разных редакций сеттинга/системы если и понравится, то они всё равно в итоге доебутся до "недостаточно вампирской морды зайчика"(tm) и потом ещё по этому поводу пересрутся друг с другом.

Когда игра вышла, я глянул штуки три обзоров в которых авторов только что поперёк себя не колбасило от уныния и отчаяния, выслушал основные претензии - "сюжет рваный", "графика унылая", "ничего не понятно про НПК, кто кому Рабинович и чё ваще происходит", "механика чересчур замороченная с хронической нехваткой точек для прокачки, из-за чего твой персонаж почти всё время сосёт не то, что должен", "загадки в игре такие, что аштрисёт" - хмыкнул в стиле "ну, а я что говорил?", и уже собирался совсем пройти мимо, когда eljared у себя бахнула обзор (смотреть сюда -> https://eljared.livejournal.com/291024.html, для eljared: пеши ишшо, оно того стоит). Я его прочитал и понял, что походу одна из черепашек пиздит - потому, что в этом обзоре увидел совсем другую игру, нежели то, что описывали предыдущие респонденты. А в таком случае всегда хочется посмотреть и разобраться самому. Потому, что если все в один голос игру хвалят или наоборот в один голос ругают, то в целом с ней всё понятно, а вот когда мнения расходятся, тогда что-то в игре есть, как минимум, любопытное даже если неоднозначное.

Купил (есть в EGS в русском переводе за 1100р. базовая игра или за 1300 с ДЛЦ), нырнул и в итоге наиграл 65 с хреном часов, пробежал её два раза целиком, плюс перезапуски отдельных сцен, наверное, потянут ещё на 1 полное прохождение в сумме и что могу сказать. В моём понимании профессионализм в какой-то сфере - это в первую очередь чёткое и глубокое знание правил, начиная от правил безопасности, заканчивая правилами хорошего тона, знание верных и ошибочных практик, узких мест, подводных камней, подходов и рабочих алгоритмов, что даёт понимание в какой ситуации как поступить, чтобы не запороть дело. Мастерство же начинается там, где ты разбираешься в предмете настолько глубоко, что знаешь где, когда и в чём можно отойти от принятых правил так, чтобы конечный результат оказался лучше, чем если бы ты их соблюдал. Так вот, Swansong пример второго подхода.
В игре много элементов из разряда "обычно это делается не так" или "в правилах настолки это описывалось иначе", но только при этом они мало того, что сохранили и передали дух и стиль ВоД и вампирского сеттинга, так ещё и сделали мощную, интересную игру в которую занятно играть, местами до состояния "бля, поздно, надо уже заканчивать, но интересно чем сцена кончится". И нет, это не "сюжетное кинцо"(tm), это действительно ролёвка - настолько, насколько её можно реализовать с учётом ограничений компьютерной игры, притом не от Беседки или U-бисофт, которым деньги завозят самосвалами, а от небольшой студии, для которой это всего вторая игра.

1. графика и производительность
Игра на популярном нынче Unreal Engine 4, рекомендованные разработчиками требования удивления не вызывают:
ОС: Windows 10
Процессор: Intel Core i5-3470
RAM: 8 ГБ
Видеокарта: GeForce GTX 1070

Что-то на уровне середнякового игрового ПК из середины десятых, по современным меркам считай скромно. Если на вашей железке бодро бегали второй-третий "Ведьмаки", то эта поскачет только в путь. Из более современного примерно такие рекомендуемые требования у сюжетных симуляторов ходьбы вроде Tell me Why или Twin Mirror. Картинку на выходе игра даёт примерно такую:



персонажи



интерьер

Портки от неистового восторга не срывает, челюсть на пол не падает, нет, но полигоны глаз не режут, текстурки чистые, не замыленные, картинка внятная и ты не смотришь на неё с вопросом "чо это там в углу, это так брошенную рубашку нарисовали или кто-то наблевал?". Для сравнения, кадр из Twin Mirror, где в графоний конкретно упарывались:



Лучше? Лучше. Мелких деталек заметно больше, картинка где надо "подмыленная", чтобы текстуры не резали глаз чересчур чёткими гранями и плоскостями, выглядели более натурально, но это картинка того же порядка и их вполне осмысленно можно сравнивать, как сравнивают две работы одного уровня. Когда графика в игре уступает настолько, что её уже нет смысла сравнивать, а нужно сказать, что графика в целом так себе и, как минимум, уступает лучшим образцам - это, например, Sinking City, движок у него тот же самый - UE4:



Притом, что Sinking City мне как раз понравился и графика там, в общем, адекватна проекту в целом, но рядом с VtM Swansong она не стояла. Это к тому, что на Metacritic (и не только) народ верещит на тему ужасной графики в "Песне" как-будто им острого перца в жопу напихали. Это ещё её нет в Стиме, я бы там комментарии почитал, поржал. В Стим же вечно как что-то выйдет, так сразу парадными колоннами строятся школьники, которым игра не доставила и теперь их пучит откровением.

И да, свои проблемы у Swansong есть, но они точно не в графонии. Графика там ОК при этом места игра занимает чуть, а бегает быстро даже на слабых машинах - сужу по тому, что во всех воплях на низкую производительность не жаловался никто. Про свой личный опыт могу сказать так, что уровни грузились стремительно, работала стабильно, не было режущих глаз глюков, как в Киберпанке, где персонажи то ходят по воздуху, то у напарника в сцене движения руки и зажатых в ней палочек для китайской еды не совпадают, в результате палочки живут своей жизнью. Мелкие графические глюки были, например, персонажи могли сидеть на воздухе (где-то не совместились координаты жоп и стульев):



В другой сцене собеседник главного героя метко вошёл ногой в кресло или НПК бодро проходит через не до конца открывшуюся дверь (тоже кто-то не синхронизировал анимации или что-то сбилось) итд. Но это на всю игру - а она большая - со всеми перепрохождениями было, ну три-четыре момента в максимуме и то я на них обращаю внимание, а играть они не мешают.

Критичных багов за всю игру я поймал два. Один раз в самой первой сцене пролога "в замке у Шефа"(tm) не появилась точка активации на лифте, без чего игру дальше пройти нельзя и второй раз в библиотеке тремеров, почти в самом начале, в одном конкретном месте игра втупую крашилась с "неизвестной ошибкой", причём обойти это место или пройти сцену как-то иначе невозможно. В первом случае решилось рестартом пролога, во втором проверкой файлов игры с последующей переустановкой (похоже покривели какие-то файлы) и рестартом главы. Неприятно, но сказать, что игра прям "ЗАБАГОВАННАЯ!!!11" (я слышал и такие взвизги, почему-то в англоговорящем интернете...) да нет, особенно учитывая, что это не "даймонд оф зе еар эдишн", а на тот момент пара недель после релиза.

В общем, в чём - в чём, а по вопросу графики и стабильности работы у меня к Swansong претензий нет. Но здесь я думаю, что понимаю почему игрунки наперебой верещат про "графику для мобилок!", "картинка в игре отстой!", "нет сил смотреть на эти уставшие лица!" и прочее. И к графике, в смысле текстурам, освещению и проч. это отношения особо не имеет. Это про дизайн.

продолжение здесь -> https://argir.livejournal.com/186535.html

игровое

Previous post Next post
Up