Vampyr - почти, но не совсем, часть 1

Jun 18, 2018 14:33



Картинка для привлечения внимания.)

А ниже попиздим о том, что во-первых есть такая игра, а во-вторых почему она, имея очень богатый задел, получилась неудачной. Замечу сразу - не "плохой", а именно неудачной. И почему, если посмотреть отзывы в Стим, там через один сквозит какая-то растерянность - мол, вроде по всему хорошая же игра, только почему она особо и не затягивает, а в глаза лезут недостатки?



Сначала небольшое пояснение.) Просто чтобы было понятно с какой позиции я говорю о игре. К вампирской тематике отношусь, скажем так, без фанатизма. И без ненависти. Просто не испытываю мощного возбуждения от ассоциации себя с ходячим фотофобным покойником, который должен сосать, чтобы жить.

А самое моё, пожалуй, глубокое знакомство с вампирской тематикой - это две комп. игрушки начала-середины нулевых Vampire: The Masquerade - Redemption и Vampire: The Masquerade - Bloodlines. Сейчас не вспомню наизусть использовала ли первая ВТМ-овские правила настолки, хотя название намекает, что да, использовала. Во всяком случае, какие-то точки пересечения и общая идея с разными вампирскими кланами, кровью вместо маны, "дисциплинами", "человечностью" и прочая-прочая там точно было. Bloodlines - это вообще для меня одна из последних тру-РПГ нулевых годов, после чего на этот жанр вообще как-то подзабили и перешли в бесконечные каловдутия, аркады и ММО.
VTM-B - это, наверное, третья в моей жизни игра после Baldur's Gate и Arcanum в которую я играл потом в "фанатском" переработанном варианте, когда перепахали ресурсы игры, вытащили то, что не вошло в финальный релиз, исправили игровые баги, подрихтовали и, в общем, привели игру в вид максимально близкий к тому, как это видимо задумывалось разработчиками изначально.

Но подчеркну, в ВТМ-Б я так увлечённо гонял не благодаря и не вопреки вампирской тематике, а потому, что это просто сама по себе очень добротная ролёвка со всем тем, что я в ролёвках и ценю - интересным бэкграундом, незаезженным сюжетом, интересными и внятно прописанными персонажами, неожиданными конфликтами и коллизиями и сюжетными поворотами. Собственно, в ВТМ-Б они смогли художественными средствами донести на мой взгляд основу всей этой вампирской маскарадной тематики - когда "всё не то и не так, как кажется на первый взгляд".
Плюс была довольно приятная для своего времени графика, небезынтересная система прокачки и самое главное - разные способы прохождения и ты видел как мир по разному откликается на персонажа и его действия. Точно не скажу, но по-моему для каждого возможного вампирского клана прохождение игры отличалось больше, чем некоторые современные игры отличаются друг от друга.:)

Ну и тут заявляют о игре Vampyr, от студии Dontnod Entertainment, французоидов, которые до этого разработали две достаточно необычные и незаштампованные игры Remember Me и Life Is Strange. Мне ни тот, ни другой жанр не близок, но про игры друзья-товарищи вообще отзывались очень тепло, так что были основания считать, что разработчики дело своё знают туго.
А тут объявляют, мол мы сделали ролёвку в мистически-стимпанковском антураже про известного врача, который возвращается в ридный Лондон с полей первой мировой, внезапно и не по своей воле становится вампиром и с полтычка погружается в пучину мрачняковых интриг, которые крутятся вокруг охватившей город эпидемии испанки. Причём обещана и нелинейность, и влияние выбора игрока на последствия, и большой город населённый НПК, которые будут участвовать в сюжете итд..

Какая у меня была реакция? Да как у ребёнка - "ролёвка? натуральная ролёвка, с НПК, взрослым сюжетом и нелинейностью прохождения?? хм.. стимпанк? СТИМПАНК?? ХОЧУ!". Подхватился, занёс денег на предзаказ и... И первый щелчок по лбу был, когда они релиз в самый последний момент, буквально за неделю до объявленной даты выхода, отложили релиз на полгода. С обычной в таких случаях формулировкой "мы просто хотим сделать игру ещё лучше!". Но у меня было ощущение, что или там какой-то глобальный обсёр или к моменту релиза вдруг оказалось - делали-делали, а игры-то у нас по итогу и нет, беда.
Ну ладно, плюнул, дождался пока выйдет, установил, поиграл. На текущий момент разве что не видел финальных титров, но крайнее сохранение перед боем с финальным боссом, побочки выполнены на 100%. Так что думаю впечатление я себе составил о игре достаточное, чтобы о чём-то говорить.

Впечатление необычное и мне, чтобы его описать нужна, наверное, такая аналогия... Вот все, наверное, в жизни смотрели разные по жанру фильмы? Комедии, боевики, детективы, фильмы ужасов и так далее. И каждый, наверное, для себя может взять и атрибутировать фильм на его принадлежность к определённому жанру. Как-то может коряво и непрофессионально, но можно сказать, что вот этот фильм по всем его признакам - боевик, этот - комедия, а это детектив. И даже какой-нибудь тупой и трешовый боевик, который воспринимается не иначе как уморительная клоунада - он по своим видовым признакам именно боевик, а не комедия.
Эти "признаки" суть определённые, присущие этому жанру ходы, приёмы и инструменты. Такие инструменты, разумеется для каждого жанра не уникальны, часть из них используется в нескольких жанрах да и вообще есть целый набор жизнеспособных гибридов типа "комедийного боевика" или "детективного триллера". Это всё понятно.

А теперь представьте, что вам предлагают к просмотру фильм, в основе которого лежит сугубо детективная история, но при этом события разворачиваются на "бэкграунде" американского сериала про бытовуху (с актёрами и ситуациями оттуда же), а сюжет двигают методами боевика про супергероя, причём снятого в традициях китайских фильмов "о мастерах кунг-фу". И ещё всё это вперемешку с периодическими сценками, поставленными по правилам то мелодрамы, то триллера. Ну, несочетаемое сочетание. Винигрет.

Такое ощущение, что разные части игры не просто делали разные люди - это-то нормальный рабочий процесс -, а ещё каждый из них держал в голове какую-то свою игру, не ту, которую представляли другие. В результате вроде как все делали кирпичи, каждый сделал неплохой или совсем даже хороший кирпичик, а все месте в плотную стену они не складываются хоть ты тресни. Там криво, там косо, а там вообще щель в два пальца.

Про подачу сюжета и персонажей, например. Без спойлеров, первые три минуты игры после того как пройдёт экран загрузки.

Начало - камера показывает какую-то яму, полную трупов в разной степени разложения. Фоном мрачный голос несёт какую-то таинственную чепуху в стиле Щаранский-сотонист, мол "жизнь лучше смерти наличием жизни, но что есть жизнь в отсутствие смерти?". В кадре появляется мужик в рубашке, который внезапно "ожив" садится среди трупов и внезапно ахуевает от того, что происходит вокруг. Кто этот мужик мы вообще пока не знаем. Где он не знаем. Что вокруг происходит - ничего непонятно. Бородатый мужик в рубашке навыпуск пришёл в себя во рву с трупами и как-то неуклюже выползает из него. Где он оказывается тоже непонятно - то ли какие-то траншеи ПМВ, то ли городские окраины - ров, дощатые постройки, горы земли, всё мутно, темно, размыто (типа персонажу хуёво).

Персонаж, шатаясь бредёт по брошенным на землю доскам куда-то хз куда и через 10 секунд встречает девушку, которая ночью бродит в этом весёлом месте и причитает что-то вроде "да на кого ж ты меня покинул?". И, когда на неё выходит это чучело, которое только что самораскопалось из вороха покойников, мадам, вместо того чтобы с визгом броситься бежать куда глаза глядят, бросается ему на шею с воплем из серии "а я знала! я верила! ты жив!". Персонаж какое-то время сопит ей в шею, потом берёт и по вампирски кусает. Девица говорит "пи!" и умирает. Картинка проясняется, становится цветной, типа персонаж пришёл в себя и видит умирающую девицу у себя на руках, которая ещё успевает сказать что-то вроде "за что ты так со мной??".
В этот момент как по свистку откуда-то из-за угла выбегают непонятные мужчины с закрытыми платками лицами, с револьверами и ножами и с криками "вот он! мочи лоха, гаси лоха!" бросаются на персонажа, начинается экшн.

Вопрос, какой говорящий тюлень писал такой сюжет? Причём я понимаю что ему было надо - сценарист видел задачу повесить на персонажа "чувство вины", которое типа будет движком сюжета в дальнейшем. Это так принято. Просто персонаж, выдающийся военврач, ветеран ПМВ, человек с вшитым аналитическим складом ума и с профессиональным цинизмом размером с Эверест, который внезапно превращается в ходячего кровососущего покойника и оказывается, что вся эта "мистическая поебень" от суеверных старух-шептух в общем-то не поебень, а часть реальности и ему теперь в ней жить - это всё не, неинтересно и слабо, ну какой сюжет можно вокруг этого выстроить? И совсем другое дело очередное рефлексирующее ничтожество, мучимое глубинными вопросами "монстр ли я?", "говно ли я?", "охотник и заяц, кто прав, кто не прав?" - вот тут сразу всё понятно.

Но даже ОК, решил сценарист пойти этим путём, или ему велели сделать так, а не иначе. Так выбран самый дебильный вариант с "завязкой". Десять секунд игры, игрок видел только виляющую задницу какого-то мужика, который раскопался из трупов - хз кто это, хз где это, игрок ещё не успел ни включиться, ни как-то ассоциировать себя с персонажем, а тот уже кусает непонятную барышню за шею. Барышню про которую в тоже в упор непонятно кто она, что она, что здесь делает, какое отношение имеет к персонажу.
Итого эмоциональная нагрузка сцены - ноль. Непонятный мужик кусает непонятную мамзель за шею, она внезапно умирает (даже опустим как надо было укусить даже не порвав артерию чтобы молодая-здоровая девка схлопнулась секунд за 15, там по идее он должен был её минут 15-20 сосать как водяной насос с перекурами). Что я должен в этот момент испытывать, кому сопереживать?

Забегая вперёд - ослу понятно, что тема с невинно убиенной сестрой должна потом как-то сыграть в сюжете. Она играет. Квестом на 15 минут... А вообще про "чувство вины" и события связанные с гибелью сестры персонаж вспоминает за всю игру раз пять в диалогах и то потому, что "к слову пришлось". И это правильно - потому, что движок с "чувством вины" там даром не нужен, сюжет строится вообще вокруг других событий и персонаж, в общем, вполне цельный. Но нет, надо было прилепить это.

Продолжаем про сюжет. Персонаж, увидев мужиков с револьверами, бросает тело сестры и начинает съёбываться с комментариями вроде "они охотятся за мной!" (откуда персонаж в этот момент вообще знает что за ним охотятся? типа "догадался", ага). Бежит по переулкам, в одном из них находит тело с торчащим в брюхе тесаком. Такая мелочь, что тело не выглядит особенно человеческим его в этот момент не манает (ладно, обстановка напряжённая, опустим), выдёргивает тесак и со словами вроде "чтобы победить на войне ты должен стать войной" даёт внезапного рэмбу и начинает охотников рубить и кромсать так, что только потроха летят во все стороны. Опять опустим что у него изначально не те реакции - он ещё не знает, что он вампир и для обычного оружия уязвим весьма условно, но смело идёт грудью на пистолет и не вздрагивает когда в него стреляют раз пять подряд. Ок, впал в боевое безумие, бывает.

Прорубившись через охотников и намолотив их человек 20, персонаж забегает в какой-то дом и зачем-то баррикадирует дверь, хотя по всему разумнее было бы спокойно выйти и порезать как плюшевых тех кто там за ним гнался.
Оказавшись в чужом доме персонаж берёт со стола фотографию мужчины и женщины и его накрывает флешбек на убийство сестры. Флешбек на событие, которое случилось 5 минут назад максимум, ОК. И фраза вроде "я их найду, кто это устроил и они мне за всё ответят!". Ещё раз - персонаж пока вообще не вдупляет что происходит, а уже знает что будет искать виновных и что эти виновные вообще есть, а не он просто дался ёбу, например.

Дальше персонаж поднимается на второй этаж, по пути с ним случаются ещё три (!) флешбека, первый когда он подбирает карманные часы и "вспоминает" что его бездыханное тело ограбили мортусы, второй когда смотрит в зеркало и видит у себя на шее вампирский укус, вспоминает что его кто-то кусил, третий когда подбирает револьвер и вспоминает как на войне с оружием в руках защищал, видимо полевой госпиталь.
После чего с револьвером в руках ложится на кровать и, со словами типа "всё это нездоровая хуйня какая-то!", стреляется.
Тут у меня уже нервный тик. Сука, ты там только что мстить кому-то собирался, мужиков каких-то на ремни распускал и тут лёг и типа "а фтопку всё, я ушёл" и пиф-паф.

После тёмного экрана с заставкой игры персонаж повторно "приходит в себя" (частичное повторение сцены в яме с трупами), садится на койке с таким лицом -> о_О. В груди у него напротив сердца аккуратная дырочка от пули, вся рубаха спереди и сзади залита кровью как-будто на него вылили её ведро, койка тоже вся в крови. Персонаж садится, трёт рукой по кровавым пятнам и такой "нет ну точно это херня какая-то!".
В этот момент в дверь дома где он прячется начинают ломиться с криками "открывай, сука, мы знаем что ты тут!" (офигенный способ охотиться на вампира.. ладно). И персонаж, который две минуты назад всех резал и раскидывал клочки по закоулочкам, а минуту назад застрелился, говорит мол "ой-ой, это за мной! надо бежать! спасаться!". И бежит спасаться.

Спасается по коридорам минуты две после чего опять начинает всех кромсать и резать. Потом находит на улице обескровленное тело и внезапно "о! не иначе его укусил вампир! это надо расследовать, пойду-ка я порасследую, авось найду того кто во всём этом виноват!".
И идёт расследовать, общать НПК в баре и выяснять кто тут что. Маленький нюанс. Персонаж без палева так ходит всё в той же окровавленной рубашке с дырой от пули напротив сердца, причём в той же рубашке в какой он валялся сутки или около того во рву с трупами в разной степени гнилостного разложения. При этом в районе где он находится по ночам кто-то жестоко убивает людей. И настолько таинственный убийца всех запугал, что с наступлением темноты все кто могут прячутся кто куда.
И вот в такой обстановке ночью в бар заходит такое незнакомое никому из присутствующих тело. Как на него должны реагировать НПК? А они никак не реагируют - ну, пришёл, ну заходи, сто грамм налить? Ну, типовое "герой РПГ заходит в таверну".

Потом уже в финале пролога я ржал. Когда герой убивает первого "босса" (мелкого недовампира) - чётко как по таймеру приплывает на лодочке НПК и такой "привет! я тут подумал тебе не помешает новая одежда! и, кстати, у меня есть убежище где тебе будет сухо и комфортно". Ну, если это не отсылка к х/ф "Последний киногерой", где в аналогичной сцене с аналогичной фразой появлялась дочь персонажа Шварценеггера, то я уже не знаю.)

Кто это писал - не вытянул ни одной сцены на то, чтобы они были интересными и осмысленными, вызывали какой-то отклик. Хотели сделать "туториал"? Так проще бы сделали его просто "учебной комнатой", без сюжета, без привязки к игре, просто вот моделька персонажа, вот условная комната и подсказки - нажми налево, нажми направо, выстрели, ударь, уклоняйся.

Или уж сценарист вытащил бы палец из задницы и подумал как то, что ему надо продемонстрировать игроку, вписать в сюжет хоть как-то логично, отталкиваясь от персонажа и от предлагаемых обстоятельств. Кто вспомнит завязку в ВТМ-Б? Там точно такой же туториал, но он мало того, что интересен, так ещё вполне вписан в мир и в персонажей. То, что там происходит - понятно, осмысленно как понятно поведение участников событий (а что непонятно станет понятно позже, когда персонаж узнает все расклады и кто там кому Рабинович). В Vampyr сделали тяп-ляп и примитивно слили.

Справедливости ради, потом сюжет более-менее выправляется и до финала идёт достаточно ровно, без больших срывов, но пролог тянул на морально-волевых и, кстати, такое впечатление, что в Стим большинство негативных отзывов как раз от тех кто поиграл первые час-полтора и ахуел от происходящего. Так вот, кто всё-таки рискнёт поиграть обрадую - в прологе пиздец, да, но дальше будет лучше, местами так просто хорошо.) Просто пролог стоит считать чем-то типа бредового сна персонажа и прорвавшись через него поскорее забыть.

Посмотрел сейчас пост, понял что надо бить на две части, а то как этот.. который кончить нормально не может.) Тогда пока стоп, эта часть будет "в целом" и про общее впечатление, а во второй попробую разобрать по ниткам механики и где всё удалось, а где слажали, причём слажали такое чувство на этапе планирования.

Оставайтесь у ваших радиоприёмников)

игровое, глазами большого флегматичного котэ

Previous post Next post
Up