кабы я была царицей

Feb 05, 2014 10:27

Говорили с подругой о несбывшихся мечтах детства. Она хотела играть на пианино, но так и не сложилось. А а я, наоборот, закончила музыкальную школу, и, даже сейчас, спустя годы, в течение которых я пианино в глаза не видела, если меня за него посадить, я, несомненно, чего-нибудь сыграю, но оно мне не надо. И, вот, как говорится, имею сказать!

Сначала я очень сильно хотела играть, и родители пошли навстречу, и купили мне пианино, и даже платили учительнице, чтобы та позанималась со мной, и я могла пойти не в первый класс музыкальной школы, а сразу во второй.

Однако, довольно скоро мне стало понятно, что ИГРАТЬ на пианино и УЧИТЬСЯ на нем играть - это разные вещи, и играть я любила куда больше, чем учиться. Играть - в смысле, не трудиться, чтобы играть еще лучше, а так, сидеть и наигрывать что-то свое, сочинять или подбирать на слух. Официально это называлось "Галя хочет стать композитором" - ну, надо же было обосновать это явление, вписать его в какую-то долговременную перспективу.

А я не хотела никем стать, я хотела просто играть, и чтобы меня не трогали. Трех-четырех классов для этого было достаточно, я уже ИГРАЛА. Но мне объяснили - чтобы стать композитором, это же надо трудиться, учить нотную грамоту, чтобы сочиненную тобой музыку как-то записать и передать дальше. И изучать биографии других композиторов (вот уж где был тихий ужас, так это на уроках музыкальной литературы! Врагу не пожелаю такой судьбы, как у всяких, там, Моцартов или Бетховенов!), чтобы знать, как они жили и что написали. Нет, я все это, скрепя сердце, все-таки изучала, даже числилась среди лучших (талантлива, но усердия не хватает, говорили учителя), и относительно добросовестно долбала (иначе этот процесс назвать нельзя) арпеджио и гаммы, учила сольфеджио и разбирала сонатины и этюды, и сдавала "техзачеты" и "академконцерты", чтобы не расстраивать родителей, вложивших в мое обучение много времени, надежд, да и, банально, денег. А композиторство мое проявлялось в том, что я сама сочиняла свои сонатины, чтобы не разбирать чужие по нотам, и могла играть их дома целую четверть - хотя потом, в самом конце, конечно, приходилось смириться с предложенными обстоятельствами и в кратчайшие сроки разбирать и "сдавать" положенное по программе. То-то удивлялись родители, когда на академконцертах слышали немножко, мягко говоря, другую музыку!

В те годы я поняла - лучший способ отбить у человека желание делать то, что ему нравится делать - ВМЕНИТЬ ЕМУ В ОБЯЗАННОСТЬ этим заниматься по определенному графику и поставить его перед необходимостью соответствовать ТРЕБОВАНИЯМ и НОРМАМ. В общем, к средним классам музыкальной школы мне стало невероятно скучно всем этим заниматься, и дальше я уже, без всякого полёта души, даже сочинять толком перестала, а, в основном, отбывала повинность, и закончила музыкалку просто чтобы довести дело до конца, раз уж я добровольно ввязалась в это сомнительное мероприятие. И сейчас я музыку только слушаю.

О чем этот постинг, помимо не особенно кому-либо, подозреваю, интересных подробностей моей несостоявшейся карьеры композитора?

Не знаю. Наверно, надо сделать какой-то вывод из всего этого. Может быть, о том, что на самом деле, наверно, я была никаким не страдальцем, чья страсть к музыке была -ах! - на корню загублена родительскими ожиданиями - мне кажется, если бы я нашла в себе силы открыть рот и сказать "РЕАЛЬНО БОЛЬШЕ НЕ ХОЧУ ОТВАЛИТЕ", уговаривали бы меня недолго, и в итоге всем стало бы легче и, что немаловажно, дешевле бы обошлось. Прошел же этот номер с моим младшим братом, очень недолгое время игравшим на аккордеоне. Хотя... пианино, скорее всего, продали бы, а в мои планы это не входило. И приходилось продолжать.

Может быть, он о том, как много мужества требуется для того, чтобы открыто заявить, что делаешь то, что делаешь, просто потому что тебе нравится, а не ради каких-то долговременных перспектив.

А, может быть, дело еще и в том, что мне нравилось быть талантливой девочкой, которая на самом деле такая умница, а самых крупных звезд с неба не хватает только потому, что не очень старается, а стараться не очень хотелось? Или - нет, дети не мыслят такими категориями, и я придумала это вот только что?

Или - вдруг! - это о том, что часто мы видим конечный результат труда, стремимся к нему, хотим сразу БЫТЬ КЕМ-ТО, порой завидуем тем, кто уже им стал, занял, как бы, наше место - только потому, что не хотим видеть того пути, который человеку пришлось пройти, чтобы чего-то добиться - того пути, который нам, с нашими способностями и истинными мотивациями (не путать с амбициями) реально не под силу, по которому мы, если честно, и не хотим идти.

И не в этом ли проблема тех, кто так и не научился тому, чем, как ему кажется, всегда хотел заниматься, так и не стал тем, кем мечтал стать, а только винит окружающих в том, что не дали возможности, не туда вдохновляли, и тому подобное?

Но это уже совсем отдельная, взрослая история, и она годится только если размышляешь о настоящем и будущем и, действительно, хочешь что-то сделать. А если говорить о прошлом, то единственный, на мой взгляд, вывод, который можно и стоит сделать из историй всяких, там, нереализованных детских мечт, краток и увесист, и состоит всего лишь из семи букв - НЕ СУДЬБА. :) И не стоит мучать себя никакими сослагательностями. Все еще хочешь танцевать - иди танцуй. Хочешь учиться музыке - иди учись. Все в твоих руках. А не хочешь - так скажи об этом честно и не морочь себе и людям голову. :)

мысли

Previous post Next post
Up