Известная, наверное, каждому картина Леонардо да Винчи - Джоконда, портрет Донны Лизы Джерардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанная в 1503-1505, является в то же самое время и самым загадочным произведением изобразительного искусства Возрождения.
Известно, что современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки. Логично предположить, что требуются меры по ее реставрации, укреплению слоев красок и предотвращения образования трещин, некоторые из которых, как заявляют кураторы Лувра, останавливаются в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы.
С целью разработки соответствующих методов консервации администрация Лувра решила обратиться за помощью к химикам-реставраторам и химикам-криминалистам для того, чтобы неинвазивными методами определить особенности грунтовки и пигментов, использованных да Винчи при написании шедевра.
Красная окружность указывает на место картины, на котором метод дифракции медленных нейтронов позволил обнаружить необычную грунтовку.(Рисунок: © Shuttershock)
Исследователи из Джефферсоновского Института под руководством доктора Темперанс Бреннан (Temperance В. Brennan) решили исследовать полотно эпохи возрождения с помощью метода дифракции медленных нейтронов.
Отличие этого метода в сравнении с дифракцией рентгеновских лучей или с дифракцией электронов заключается в том, что нейтроны в основном взаимодействуют с атомными ядрами и магнитными моментами электронных оболочек атомов. Это обстоятельство, во-первых позволяет более точно определить состав и строение изучаемого объекта, чем РСА, а во-вторых - имеет минимальные шансы повредить изучаемый образец.
Изучение Джоконды методом медленной нейтронографии поставило перед химиками-аналитиками, как, впрочем, и перед специалистами по наследию да Винчи, очередную загадку. Если на большей части полотна Джоконды под масляными красками находится масляная грунтовка, традиционная для масляной живописи эпохи Возрождения и Барокко, то на небольшом участке (в верхней правой части картины, на которой можно угадать восхождение Солнца) материал грунтовки оказался совсем необычен для XVI века. Анализ показал, что там основа холста оказалась покрыта карбоцепными олигомерными материалами.
Неоднократный анализ полученных нетронограмм показал, что небольшой участок полотна, составляющий не более 15% от площади холста, отгрунтован практически монодисперсными олигомерами, представляющими собой блок-сополимеры хлорвинила и стирола (до настоящего времени считалось, что первые образцы полихлорвинила были случайно получены в 1835 году Анри Виктором Реньо). Интересно еще и то, что найденный образец блок-сополимеров имеет весьма регулярное строение, исследователи дали ему название «регулярные блок-сополимеры» (regular block-copolymers). Особенность строения такова, что определенное количество стирольных структурных звеньев, которое каждый раз варьируется в блоке, но блок с таким количеством может повторяться в структуре олигомера несколько раз, чередуется с блоком, состоящим из 15 хлорвинильных структурных звеньев.
Посчитав, что количество стирольных структурных звеньев в блоке может кодировать какие-то буквенные символы, Бреннан провела компьютерный анализ такой «закодированной» информации и сделала еще более невероятное предположение - расшифровка строения олигомеров с помощью машинного криптоалгоритма, выдала SMILES-формулу мерказолила, тиреостатического средства, которое применяется для лечения диффузного зоба, которым, как полагают некоторые медики, страдала Лиза Джерардини.
Нил Кэффри (Neal Caffrey), специалист по культурным ценностям древности, высоко оценивает аналитическую часть работы Бреннан, однако полагает, что попытка расшифровать «полимерное послание» да Винчи притянута за уши. Он уверяет, что если использовать системы позиционного счисления, использовавшиеся в культурах, знатоком которых, как полагается, был да Винчи, можно получить и латинскую фразу Strati, et venit in pace (Земляне, мы пришли с миром), если использовать гаэльскую систему - «Два кварка для лэрда Кларка» и некоторые другие достаточно известные в настоящее время сентенции.
Как полагает Кэффри, скорее всего сополимеры были получены да Винчи случайно - известно, что Мастер тяготел к экспериментам с красками и грунтовками, из-за которых, например, фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Кэффри добавляет, что в настоящее время уже известны случаи обнаружения «современных» технологических новинок в предметах наследия - наночастицы золота в Чаше Ликурга, углеродные нанотрубки в образцах дамасской стали, но это не значит, что мастера древности получали эти материалы, пользуясь доступными нам сейчас средствами осознанного научного подхода. В любом случае, открытие является важным фактом для биографов да Винчи и специалистов по сохранению его наследия. Предполагается, что работа по неинвазивному изучению материалов, использованных мастерами Ренессанса для грунта и красок, будет продолжена.
Утащено
отсюда.