Продолжу свои записки музейного работника.
На примере картинки из Псалтиря 12 века я вам немного расскажу о том, как ведется исследовательская работа в области инструментоведения по иконографическим источникам.
The Hunterian Psalter, England: c. 1170
Sp Coll MS Hunter U.3.2 (229)
Что показывает нам эта картинка?
Верно - ветхозаветного Царя Давида с арфой. На самом деле, наиболее популярный сюжет для арфиста в Библии и арфиста в принципе, в аспекте иконографических источников 12-13 веков.
Перво-наперво - арфа.
18 струн с маленькими шариками над декой. Шарики - головки шпилек (string pins) посредством которых струны удерживались. Такое крепление характерно для струн на арфах аж до середины-конца 19 века, даже в начале 20 века периодически встречается. Обусловеленно оно тем, что угол между струной и декой на арфах того времени был значительно острее, и благодаря шпильке напряжение компенсировалось и деку не рвало. Как-нибудь, если хотите, я напишу поподробнее о подобном типе крепления струн. Использовалось оно только для жильных струн (доказано) или струн из конского волоса (не доказано), из чего делаем вывод, что струны на данной арфе жильные.
Размер арфы:
в сравнительной иконографии высчитать затруднительно, ввиду искаженных пропорций тела, однако у нас есть вполне ясная наглядная информация, что инструмент царю от стула и до подбородка. Рост высокого мужчины того времени составлял 165-170 см (185 уже близко к великану). То есть высота нашей арфы, если представить ее треугольником с биссектрисой в нижнем углу, составит примерно 65-70 см.
Вполне достоверно для подобного диапазона, с нижней струной Соль или ниже, учитывая что струны того времени были толще.
Колки:
изображены в два набора по обеим сторонам колковой рамы. Можно предположить, что так показано, что колки проходят насквозь... однако принцип перспективы еще не вошел в изобразительное искусство того времени, из чего следует предположение, что у арфы могло быть два параллельных ряда струн. Что, кстати, не так уж необычно для средневековых арф и встречается на некоторых других картинках.
Темперация и Царь Давид:
настраивающий инструмент. Для чего он использует обычный Т-образный ключ, такой же, как многие из вас. Но дело не в ключе, а в пальцах царя. Задействованы 1, 2 и 3 палец. 1 и 2 стоят на кварте, 3й - на квинте. Из чего мы делаем вывод о природе темперации: пифагорейская. Если посмотрим вокруг, на остальных участников изображения, то увидим, что люди, бьющие в колокола, изображают ровно те же самые интервалы: кварта слева, квинта справа. Квинту же играет псалтерион в левом нижнем углу. Скорее всего кварту играет ребек, квинту - фидель.
Символизм настройки в данном случае - приведение всего в порядок, соответственно с Божьей волей (рука сверху, в центре), собственно, диктуемой в процессе. Иконографическая система жестикуляции 12-13 века идентифицировала говорящего очень просто: вот именно таким жестом с открытыми тремя пальцами, а безымянным и мизинцем свернутыми в ладонь.
Ценность данной картинки, как мы видим, не только в арфе и вообще, но в том, что она очень комплексная.
Она дает нам вполне четкое представление об одном из возможных сет-апов ансамбля того времени (ребек, фидель, арфа, дудки, харди-гарди, псалтерион, ручные колокольчики; большие колокола вполне могут быть символической единицей).
О характере темперации (см выше).
О диапазоне арфы.
И это только беглый взгляд, без углубления во вторичный символизм и т.д.
Вот так и читают иконографию.
Из обычной картинки Псалтиря Хантера 12 века мы получили массу информации. И она, я должна сказать, еще далеко не самая информативная в моей практике.
Чтение иконографии требует довольно большого количества знаний в сопряженных (и не очень) дисциплинах. Потому оно непопулярно и часто принципиально игнорируется, однако в нашем случае средневековой арфы, в отсутствии материальных источников, игнорировать ее нельзя.
PS: Если у вас есть интересующие вас картинки на разбор - добро пожаловать. 8)