Юлия Гиппенрейтер. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

Apr 01, 2019 16:45

Нет, не так. Первая книга ощутимо лучше. Вроде, и перечисляет автор честность среди принципов общения с ребенком, но приводимые примеры говорят об обратном. Манипулятивненько продолжаем общаться.



Приведу рассказ девятнадцатилетней девушки на эту же тему /положительный тон общения, подкрепление желаемого поведения ребенка/.

Мой отец - военный, офицер, любитель дисциплины и порядка. Отношения у нас с ним были в общем хорошие. В то же время я не отличалась любовью к уборке и мытью посуды. Однажды - мне было тогда лет тринадцать - он мне сказал: «Лена, ты ведь хорошо ко мне относишься?», - и на мое «да» продолжал: «…и ты хотела бы, чтобы я чувствовал себя дома комфортно?» - «Конечно, папа». - «Тогда я хочу тебе объяснить, что я чувствую себя комфортно, когда в доме бывает порядок, в частности, вымыта посуда».  
С тех пор и по сей день я аккуратно мою посуду.

***

Сошлюсь на интересный случай из воспоминаний замечательного американского психотерапевта Мильтона Эриксона. /это тема «помочь ребенку организовать себя/

У детей короткая память, но я отлично запоминаю, что они делали или говорили. 
Роберт однажды заявил:  
«Я достаточно взрослый, большой и сильный, чтобы каждый вечер выносить мусор». Я выразил сомнение в этом, но он горячо защищал свою точку зрения. Тогда я сказал: «Хорошо, со следующего понедельника мы попробуем». 
Он вынес мусор в понедельник и во вторник, но в среду забыл это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятницу и в субботу. Поэтому в субботу я дал ему возможность как можно больше поиграть в активные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем в качестве особого исключения я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. В час ночи он сказал: «Пожалуй, я пойду спать». 
Я отпустил его. По какой-то «странной случайности» я проснулся в три часа ночи и разбудил Роберта. Я очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напомнил ему, и он понес мусор. 
Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и забрался в кровать. Когда он крепко заснул, я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще больше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он вынес его в мусорный контейнер у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному контейнеру, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта. 
Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор.

И на закуску. Возрастные кризисы? Не, не слышали.

Глава «Родители на тропе войны»

«Удивительно, как рано может появиться такое противостояние! Жалуется мать двухлетней девочки:

Она стала невероятно упрямой. На все говорит «нет!». С этим «нет» просыпается и засыпает. Утром я только подхожу к ее кроватке, она даже глаз еще не открыла, а уже кричит «нет!». Иногда у меня нервы не выдерживают, и я ей наподдаю, а она бьет кошку!

Аналогичная жалоба матери трехлетней девочки:

Совсем с ней измучилась: Маша, одеваться - «нет!», раздеваться - «нет!», кушать - «нет!», купаться - «нет!», спать - «нет!», и так весь день!

В чем дело? Откуда у детей подобный стойкий «негативизм»? Скорее всего, дело в истории отношений с ними, пусть еще совсем недолгой, где родители допускали ошибки.»

Как-то в первой книге то ли я была менее критична, то ли примеры были все же лучше подобраны.

книги, головология, цветы жизни

Previous post Next post
Up