Эту поездку я ждал почти полгода. Знаете, несколько дней на снегоходах по северной Карелии для романтика, вроде меня, уже повод изменить любые планы. А путешествие в такой чудесной компании обещало незабываемое.
Начало апреля было выбрано не случайно: уже уйдут жестокие зимние морозы, но озера - основные пути в тех краях - еще будут под льдом и снегом.
Я долго готовился. И всё равно день отъезда настал неожиданно. Суетливые сборы, точно рассчитанное время на дорогу - и за четыре минуты до отхода поезда я на перроне Ладожского вокзала. С одним рюкзаком за плечами, спартанец.
Стартуем.
Двенадцать часов в поезде прошли почти незаметно. Когда рядом люди, спокойно и сочно рассказывающие о том, что для меня было бы подвигом или, по крайней мере, значимой вехой, то о времени и километрах забываешь. Мы пили вкусное пиво из котелка (проводник - злобный дядька из Мурманска, запретил делать это легально) , говорили, смеялись и, незаметно "притираясь", становились Группой.
О городе было забыто.
Станция Лоухи встретила солнцем, слякотью и ждущей нас "газелью" с немногословным водителем.
Половину салона заняли наши вещи (14 сумок, рюкзаков, свертков), во второй разместились мы.
Впереди сто двадцать километров и, наконец-то, Карелия.
Зимние дороги, если они посещаемые, всегда удобны для передвижения ибо кочки и камни скрыты толстым слоем укатанного снега. А ужасов про эту трассу я наслышался - и про торчащий из дороги пень, и про внезапно кончающийся асфальт (дорога с большим количеством поворотов, так что это реальная опасность)... но это всё видно летом, сейчас же водитель вел машину легко, даже с неким изяществом. На подъезде к Софтпорогу тихонечко объехали токующих прямо на дороге глухарей, что лучше всего говорит об оживленности трассы.
Поселок Пяозерский, в котором нас ждали и который на время поездки стал нашей базой, оказался на удивление милым - тихий, с разбросанными в сосновом лесу домами, с широкими, как и положено леспромхозовскому поселению, дорогами. В кафе, куда мы зашли пообедать, было дёшево и вкусно.
По приезду нас встретил Игорь.
Совершенно уникальный человек! Хозяйственный, деятельный, с необычным, но очень привлекательным чувством юмора. Очень знающий и умеющий, наверное, всё; он меня даже в шахматы обыграл быстро и обстоятельно.
В поселке он кто-то вроде олигарха - построил(sic!) магазин и гостиницу, пустил маршрутку в Лоухи и Финляндию, строит домики в окрестных лесах (я еще покажу вам их), сопровождает туристов, рыболовов, охотников.
Гостиница меня поразила. В глуши Карелии, в маленьком поселке увидеть... впрочем, сами оцените:
Номера чистые, уютные, теплые (ночью за окном -20). Минимум мебели, но есть всё необходимое.
Душевая с теплым полом, чистыми полотенцами (по три на каждого, как и положено!), шампунями-гелями-мылами. Постельное и полотенца меняют каждый день.
В стоимость проживания входит завтрак (приготовят и подадут в удобное вам время: можно и 5 утра, можно в полдень); остальное или готовить самому, или просить горничную (это официально разрешено). Кухня-столовая уютная, с теплым полом. Попробовал найти хоть один, нужный и отсутствующий на кухне, предмет - и полное фиаско. Есть даже соковыжималка!
Вид из окна
Курилка с выходом на пожарную лестницу
Стоимость проживания - 1300 рублей с человека.
За дополнительную плату есть сауна.
Разместившись, мы приступили к подготовке.
Первым пунктом было знакомство с техникой. Борису, как самому опытному из нас, досталась мощная, тяжелая машина, Оле - самая устойчивая, с низким центром тяжести, а нам с Мишей одинаковые серийные быстроходы. Вот такие:
Приборы управления этим красавцем просты и понятны любому.
На приборной панели ключ зажигания на красном шнурке и спидометр.
На бензобаке - топливный датчик (врёт и не краснеет в буквальном смысле, оптимист) и, справа, управление заслонкой карбюратора. Сбоку, в нише, ручка запуска двигателя (если, как на моём, стартер неисправен).
На руле справа кнопка глушения двигателя (красная) и гашетка акселератора (газ, если по-простому), слева - кнопка включения/выключения заднего хода (синяя), очень полезная желтая кнопка обогрева руля (два режима) и, тоже желтая, включения дальнего света фар.
Для ног сделаны "карманы", куда поступает теплый воздух от двигателя.
Просто, удобно, тепло.
После инструктажа нас заставили попробовать себя "в деле". За пятнадцать километров горок, скоростного хода по озеру, "змейки" по лесу и маневров по целине мы взмокли. В снег минимум по разу зарылись, по-моему, все (я еще расскажу, как это получается) и все попробовали вынимать опрокинувшуюся семисоткилограмовую машину из метрового снега. По возвращению Игорь скупо сказал"Годится. Завтра поедем". Вроде как похвалил.
Второй пункт подготовки - планирование маршрута. За шесть дней мы хотели посмотреть и попробовать всё - горы и водопады, целину и скорость, мороз и солнце. Но наши наполеоновские планы сильно корректировались некоторыми объективными факторами.
Прежде всего, расстояния. Это по карте пять вершков, а по снегу почти сотня километров и не всегда по дороге. Кроме того, снегоход - жадная до бензина штука (18-25 литров на сотню, в баке 30 литров), а бензоколонок в лесу как-то не построили. У нас шесть снегоходов, даже для одной дозаправки придется тащить с собой почти 200 литров топлива.
Ну и ночевки. Палатки и спальники у нас с собой были, но минус 20 ночью оптимизма совсем не добавляли. Решено было перемещаться между относительной цивилизацией, периодически подъезжая к единственной в тех краях дороге, куда Игорь обещал организовать подвоз топлива.
В результате долгих обсуждений решили обследовать национальный парк Паанаярви с трехдневным дружеским визитом, загрузить снегоходы в фуру и вернуться в Пяозерский на машине (там по дороге около 70 километров) для чистки перьев и подзарядки электроники, а в оставшиеся три дня проехать по местности к западу и югу от поселка.
И, наконец, третий важный момент подготовки - провизия. Она выбиралась исходя из двух обстоятельств, а именно:
- в течении трех следующих дней нам предстояло находиться в местности, где нет магазинов и где единственный способ приготовить еду или вскипятить чай - открытый огонь.
- тащить провизию на себе не придется, поэтому можно позволить некоторые излишества.
Излишеств было взято две бутылки.
Наконец, уже поздно вечером, можно было расслабиться и насладиться благами цивилизации в виде горячего душа и теплой мягкой постели.
Где и как мы будем спать две следующие ночи неизвестно.
Дальше -
Пяозеро и зимовье