о мэтрах-2

Aug 10, 2017 16:43


Как-то раз я попал на семинар приезжего заслуженного шрифтовика, об искусстве использования шрифта и иллюстрации в книге. Сам бы вряд ли пошел - заинтересовался с восторженной подачи знакомого иллюстратора (который, кстати, на семинаре не появился). Все же было интересно послушать, что такой опытный профессионал расскажет.

Седовласый мэтр, против ожидания, не стал рассказывать об использовании шрифта, а только показывал собственные работы. Он был экспериментатор и всегда искал новые пути, классика была не его стихия. Тут я отчасти понял, откуда появлялись такие странные вёрстки в советских изданиях 1980-х, но в целом экспериментаторство мне оказалось не близко. От находки, которой он особенно гордился - абзацев, набранных с отступами по предыдущей висящей строке - у меня рябило в глазах, а книга, в которой каждая глава была набрана другим шрифтом, причем с красными буквами в начале каждого предложения, показалась совершенно нечитаемой. Впрочем, вёрстка факсимильного издания небольшой рукописи с параллельной расшифровкой была сделана приятно, а кое-какие кусочки шрифта в иллюстрациях к другой книге годились как визуальная поэзия "под Вознесенского", но как-то это было маловато. С иллюстрацией был уже вовсе швах - снова никакого обсуждения иллюстрации как инструмента, а только показ любимых иллюстраторов мэтра, всех как из одного стручка, неотличимых, рисовавших в том коллажно-штриховом стиле, какой был популярен в столичных издательствах в конце 1970-х и начале 1980-х - не то под черновики Пушкина, не то под рисунки Шагала, иногда с намеком на Хайнца Эдельмана. Я заскучал.

Всё-таки я решил показать ему только что вышедшую книгу, которую я верстал - с картинками другого иллюстратора, но под моей обложкой. Мэтр полистал томик и начал речь о вот этих молодых да ранних, которые насмотрелись мультиков, а теперь воображают, будто умеют рисовать. Иллюстратора, которого он пушил, на семинаре не было, но были его знакомые, и я поспешил перевести разговор с бестактной темы, спросив мнение мэтра про вёрстку. Она была простая, но выверенная, с полосными картинками и блоками текста попеременно.

"Здесь есть вёрстка?" - поинтересовался мэтр.

Я забрал книгу и откланялся.

Так я понял, что репутация, наработанная раз, может служить очень долго, но не гарантирует абсолютно ничего.

искусство, illustration, мысли, art, иллюстрации

Previous post Next post
Up