Своё название кружевной фарфор получил благодаря лёгкости и изяществу, а также сходству с настоящим плетёным кружевом.
Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. А специально подобранные нежные цвета, такие как розовый или голубой, делают эти фигурки ещё более легкими, нежными и невесомыми. За свою уникальность и необычность они высоко ценятся во всем мире. Так как же появляются эти прекрасные кружева, которые так и хочется потрогать? Эти тонкие фарфоровые статуэтки сделаны с помощью процесса, известного как драпировка кружевом. Он превращает тонкие кружева и другие хлопчатобумажные ткани в фарфор. Ткани драпируются вручную, затем погружаются в фарфоровый шликер и после термической обработки превращаются в ажурные фарфоровые узоры! Процесс, как полагают, был разработан еще в Древнем Китае, где использовали шёлк-сырец. Тем не менее самым известным примером является Дрезденский фарфор - по имени города, где он был изобретен, и где в своё время было множество фабрик, использовавших эту технику. Дрезденские кружева начали производить в конце XVIII - начале XIX века. Но из-за несовершенства изготовления (недостаточно высокая температура обжига) тонкие кружева были довольно хрупкие и ломались от малейшего прикосновения. Вот почему кружевного фарфора того времени так мало, и стоит он так дорого, почти у каждой статуэтки есть «сколы» - пострадавшие от времени и механических воздействий кружевные наряды. Сегодня, при создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева, пропитываемые фарфоровой массой (у каждого производителя свой секрет специальной массы для пропитки и дальнейшей прочности), а затем ещё влажными прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево остаётся на века.