ТАЙНЫ ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ

May 23, 2017 15:05






Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. История Любови Орловой и Григория Александрова…

«После того как первого мужа Орловой вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», - рассказал «АиФ» адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары - Любови Орловой и Григория Александрова.




Подвиг женщины"


- Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?

- Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александ­рова, тоже Гришу. Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел - и ужаснулся: дача буквально разваливалась на глазах.

Посреди этой разрухи сидел мой бедный друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал, что продал почти все участ­ки, рядом с дачей оставалось совсем немного земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти.

Денег заплатил много, но Гриша - парень гулящий, всё спустил. Через какое-то время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства. Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал обладателем дачи и архива.




Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год.

- Говорят, прошлые хозяева называли эту дачу виллой.

- Вообще-то Александров, будучи в конце 20-х гг. за границей, засматривался на виллу Чарли Чаплина в Голливуде, поэтому свою дачу они строили по этому образцу. Там было много недоступного простому советскому человеку: настоящий камин, висящая терраса, ванна, утопленная в пол. Дачу действительно называли «виллой Орловой», но на самом деле это был подарок Сталина не ей, а Александрову.

- Про Сталина вы нашли что-нибудь в её дневниках? Говорят, что она его очень не любила.

- Она не то что его не любила - она его ненавидела. Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, - это её первый муж Андрей Берзин. Во время ареста его в прямом смысле штыками вынули из их супружеской кровати. После этой трагедии у Орловой развилась патологическая ненависть к Сталину. Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблён в неё.

Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил её на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг.




Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год.

- Говорите, единственный человек, которого она любила, - первый муж. А как же Александров?

- К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров - тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели - арест первого мужа навсегда остался в её памяти.

Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения - вообще отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.




Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной.

- Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.

- Не думаю, что это был фиктивный брак. Я видел их личные, можно сказать, интимные фотографии, которые люди, не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали. С Александровым Орлова знала, на что шла. У неё до него в 1932 г. случился безумный роман с военным атташе Германии. Понятно, что после такого она не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила Александрова. Да и у самого Александрова до неё были бурные романы, один из них - с режиссёром Сергеем Эйзен­штейном.

- А после свадьбы были верны друг другу?

- На 100%. Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своём прошлом.




Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год.

- Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то - что не могла родить.

- Абсолютно уверен: она не хотела детей. Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции поставила спираль или что-то вроде этого.




Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год.

- Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?

- Дугласа Любовь Петровна не очень любила по многим причинам - отчасти и потому, что он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже... Васей.

- А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?

- В те времена в молодой России, как ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.

Были миллионерами

- Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?

- Это правда. Много людей об этом знало и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек, поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было сделано для того, чтобы уберечь имущество - ведь Орлова и Александров в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.




Григорий Александров

- Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?

- Последние годы Орлова тянула семью на себе - содержала дом, давала концерты, работала в театре. Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира», который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася, который часто выпивал.

Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины. Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье. Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже довольно быстро ушла... Так у меня на руках остался этот Гриша, крест на всю жизнь.

- Вы упомянули последний фильм Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был такой символичный жест прощания?

- Не совсем так. Если вы по­смотрите все фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят» и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах. Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова не показалась бы перед зрителем.

И вдруг выяснилось: единственное, чего никогда не было в картинах с Орловой, - траурного платья с вуалью. И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.




Любовь Орлова в роли разведчицы в фильме кинорежиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». 1973 год.

- В фильме она в 70 играла молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластиче­ских операций, которые ей приписывали?

- Очень переживала. Ей было легче играть в театре - там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар - из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше.

Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка - считала, это разглаживает морщины.

кино, жизнь, любимые актрисы, история, искусство

Previous post Next post
Up