Необыкновенные пейзажи русского художника

Feb 20, 2017 16:01



Александр Александрович Киселёв (18.6.1838-20.2.1911)




На реке 1900
холст масло
Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала




Вид окрестностей Харькова 1875
холст масло
78 х 112 см
Донецкий областной художественный музей

Александр Александрович Киселёв (18.6.1838-20.2.1911) родился в небольшом городке Свеаборг в Финляндии, где его отец, русский офицер, возглавлял местный гарнизон. После рождения сына отец оставил военную службу и переехал с семьей в Россию, где под Казанью получил место лесничего. В 1852 году как внук участника Отечественной войны 1812 года майора С. И. Киселёва Александр был зачислен на казенный счет во 2-й Петербургский кадетский корпус. Увлекаясь рисованием и писанием стихов, юноша, к сожалению, проявлял нерадивость в учебе, а к продолжению военной службы относился и вовсе отрицательно.

В 1858 году, преодолев трудности - кадеты после окончания корпуса обязаны были остаться на военной службе, - будущий художник поступил в Петербургский университет на филологический факультет. В университете молодой человек проучился всего три года - в 1861 году он был исключен за участие в студенческих волнениях. В том же 1861 году Киселёв по ходатайству петербургского губернатора А.А. Суворова был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1862 году был переведен в число учеников Академии и получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры, а затем и большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии». В 1865 году Киселев выходит из Академии со званием классного художника 3-й степени.


Существовать в одиночку молодому художнику было очень тяжело, и Киселёв уехал вместе с товарищем по университету в Харьков - «познакомиться с природой Малороссии». Город Харьков хотя и был губернским центром, в то время представлял собой «зимой - чернильницу, а летом - песочницу», как шутили горожане. Зимой - непроходимая грязь, а летом - сплошная пыль. На окраинах же город утопал в зелени. В одном из домов на окраине Киселёв с товарищем сняли комнату. По утрам художник писал этюды, днем писал иконы, давал уроки рисования, писал статьи в журналы, а вечерами ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова.

Наконец Киселёв получил должность секретаря Земельного банка и «почти на десять лет дезертировал из области искусства в среду банковских операций». К этому времени Киселёв был женат и имел троих детей. Служба в банке обеспечивала стабильный доход и позволяла в свободное время заниматься живописью. Сослуживцы, заставая Киселёва за мольбертом, снисходительно посмеивались над его страстью.

Однажды вечером, придя со службы домой, Киселёв нашел на своем столе записку, в которой художник Мясоедов извещал о приезде в Харьков передвижной выставки и просил заехать к нему. Все решилось в одночасье, и Киселев выбирает живопись, решаясь посвятить ей всю жизнь. Это был отчаянный шаг, и поначалу художник ни у кого не находил сочувствия такому решению. В 1875 году Киселёв послал на суд жюри Товарищества передвижников картину Вид в окрестностях Харькова - пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет. По замечанию одного из маститых пейзажистов, здесь «разом совмещались все времена года и все часы дня».



Забытая мельница 1891

холст масло
72 х 122 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Передвижники тепло отнеслись к художнику, его принимают экспонентом, а затем и полноправным участником передвижных выставок. 7 марта 1876 года Киселёв был единогласно избран членом Товарищества, и с этого года он являлся постоянным участником ежегодных выставок передвижников.



Украинская хата. 1883
Холст, масло. 55 x 45 см
Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко

В 1877 году художник переселился с семьей в Москву, оставив службу в Земельном банке. Поначалу ему приходилось туго: накопленные средства быстро таяли, а заработка не было. Семейство росло - у Киселёвых было уже семеро детей. Чтобы как-то свести концы с концами, живописец начинает заниматься педагогической деятельностью - преподает рисование в женских гимназиях, а также дает частные уроки живописи (в 1880 году А. А. Киселёв давал уроки живописи детям Саввы Мамонтова).



Возвращение стада. Вечер 1882
холст масло
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В московский период (1877-1895) художник много и упорно работал над пейзажем с натуры, в летние месяцы с семьей выезжал в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, делая за лето по сорок - пятьдесят этюдов. Летом 1891 года в имении помещика Былим-Колосовского вместе с семьей Киселевых поселилась семья Чеховых. Антон Павлович подружился с Александром Александровичем и его домочадцами. Дети Киселёва, которых все ласково называли «киселята», разыгрывали представления для гостей хозяина имения. Об этих вечерах тепло отзывался Антон Павлович в своих воспоминаниях. Иногда владельцы «дворянских гнезд» просили художника запечатлеть дорогие сердцу виды в усадьбе и окрестностях.

Дружба с В.М. Максимовым и И.Е. Репиным, общение с художниками-передвижниками, совместное рисование на «вечерах» окончательно формируют творческую индивидуальность Киселёва. На XI Передвижной выставке (1883) картина «Забытая мельница» была представлена на суд зрителя и тогда же куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, украшали особняки русской знати и членов императорской семьи.



Пейзаж с гусями 1889

В те годы на Кавказском побережье правительством России по невысокой цене раздавались участки земли с условием, чтобы на них были построены жилища. Киселёв выбрал участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош. У моря в те времена не селились - боялись малярии. С большими затруднениями, войдя в долги, художник построил одноэтажный домик-дачу и, путешествуя по всему Кавказу, стал бывать там каждое лето. Целая серия этюдов и картин его посвящена Туапсе и окрестностям.



Перед грозой, 1888

Несколько раз художник выезжал за границу, посетил Германию и Францию, был в Венеции и Риме.

В 1890 году Александр Александрович был удостоен звания академика, а в 1893 он стал действительным членом Академии художеств. В 1897 году, после ухода из Академии профессора А. И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.

Скончался Александр Александрович внезапно, от сердечного приступа 20 января 1911 года. Смерть застигла его за письменным столом.



На берегу реки, 1879



Байдарская долина 1902.



Вниз по течению



Горная река 1894
холст масло
122 х 174 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск



Горный пейзаж (кавказские вершины)
холст масло
120 х 150 см
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, Кисловодск



Горный пейзаж. Вершины Эльбруса 1901
картон масло
41 х 33 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля



Дача в Крыму
холст масло
Краснодарский краевой художественный музей



Деревня 1893
холст масло
27 х 44.5 см
Вольский краеведческий музей



Деревня 1897



Деревня на берегу реки 1893
холст масло
82 х 135 см
Запорожский областной художественный музей



Зимний пейзаж 1878
холст масло
24 х 41 см
Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Каменоломня на берегу Черного моря 1901
холст масло
88 х 155 см
Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ.



Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876



Коханово 1855
холст масло
101 х 140 см
Брянский областной художественный музей



Летний пейзаж 1895.



На большой реке 1904
холст масло
25.5 х 43 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля



На Волге. Пристань у Казани 1897
Частное собрание



На пруду



Осень в лесу 1908
холст масло
144 х 210 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля.



Осень. Ветреный день. 1903
холст масло
58 х 89 см
Сумской областной художественный музей



Пейзаж с телегой холст масло ГТГ



Река Кура 1892
холст масло
74.6 х 124 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.



Река.
холст масло
45 х 68 см
Одесский художественный музей



С горы 1886 ГТГ



Сенокос 1894
холст масло
60 х 107 см
Сочинский художественный музей.



Солнечный день 1900



Стадо у пруда 1910
холст масло ГРМ



Стадо у ручья 1888
холст масло
27 х 44.5 см
Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева



Старый Сурамский перевал 1891
холст масло
127 х 210 см ГТГ



У постройки лодок. 1906 г.
Холст, масло.
26 х 44,5 см



Украинский пейзаж



Украинский пейзаж



Южный пейзаж 1881
холст масло
43 х 67 см
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



«Лес в горах»
Последняя треть XIX в.
холст, масло



«Фабрика»

пейзаж, живопись, художники

Previous post Next post
Up