про "Хоббита"

Jan 24, 2013 11:36

Originally posted by _warbear_ at по поводу "Хоббита".

Когда-то давно я нарисовал орка.



По-моему, неплохо получилось.
Вот эльдар мне никогда не удавались. Сколько ни пытался нарисовать, получались просто люди с изящными носами и большими глазами. Художники Питера Джексона пошли по более простому пути и приделали агенту Смиту острые уши. Вроде ничего так, народ остался доволен. Ну у него, вообще, фильмы получились красочные, батальные сцены - захватывающие, только от Толкиена в них ничего не осталось.


Во-первых, в Средиземье нет денег. То есть, номинально они там есть, есть богатые и есть бедные, но... кто-нибудь из вас знает, как называется средиземская валюта? Сколько стоит кружка пива в "Гарцующем пони"? Сколько получал в месяц Сэм Гэмджи за свою работу и каков был годовой доход владельцев Бэг-энда под Холмом? Любые денежные отношения у Толкиена на заднем плане. Мы понятия не имеем о том, каков там был средний уровень жизни и где проходила черта бедности. Именно поэтому сцена, в которой Гэндальф получает от гномов кошелёк с выигрышем, у Толкиена просто невозможна.

Денег там нет. Зато есть сокровища. Вот только среди этих сокровищ монеты вообще не упоминаются. Драгоценные камни, ожерелья, кубки, богато украшенное оружие - да, но это всё вещи, предназначенные для непосредственного использования, как митрилловая кольчуга, или для любования, но никак не на продажу. У них может быть высокая ценность, но нет цены. Про дракона, воплощение алчности, Толкиен пишет, что тот за всю жизнь не попользуется даже самым маленьким колечком. Про центы, пенни или шиллинги и речи нет. Мы понятия не имеем, как там устроено общество, но это явно не всем надоевший капитализм.

Во-вторых, никакого секса. Есть любовь, есть семья (и того, и другого очень немного). Секса нет. Ни единого намёка. Прекрасная женщина у Толкиена - это чистая красота сама по себе.

Именно отсутствие корысти и блуда притягивают к книгам Толкиена. И ещё то, что несмотря на чёткое разделение на чёрное и белое, персонажи у него удивительно живые.
Неправда, что им не свойственны внутренние конфликты, муки выбора. Но это всегда честный выбор между долгом и эгоизмом, добром и злом: персонаж в любом случае знает, что хорошо и что плохо - и никаких экзистенциальных терзаний, выбора из двух зол; там всегда понятно, на какой стороне правда, однако человеку может не хватить внутренней силы, чтобы правде следовать. Единственный персонаж, который лжёт самому себе, это Горлум, он уникум. В остальном - Средиземью не известно разорванное состояние человеческого духа, оставшегося без почвы под ногами, здесь у каждого есть свой нравственный стержень. Даже у орка.
Это совершенно иная психология целостного человека, состояние, утраченное давным-давно, состояние, в которое тянет вернуться. То, что православные христиане назвают целомудрием. Мир Толкиена формально никак не согласуется с христианской догматикой, однако весь построен на христианской системе ценностей.

Как только чёткое деление на добро и зло заканчивается, этот мир перестаёт существовать. Толкиен начинал писать роман "Новая тень", но работа остановилась после того, как выяснилось, что гондорские мальчишки могут играть в орков и устраивать акты вандализма; это наш мир, а от Средиземья в нём одно название.

А то, что получилось у Питера Джексона - это просто усреднённый такой фэнтезийный боевичок + 5 секунд Камбербэтча.

Ну и да, как и Колобок, я не помню, где там помирает ёжик..
Previous post Next post
Up