Не раз, общаясь с друзьями в разных обстоятельствах, ловила себя на том, какие мы разные. Я сейчас без глобального, с одним только наблюдением.
Мне не нравится нарушать правила.
Практически любые.
Ну да, есть правила настолько идиотические, что их просто нельзя не нарушать.
Но удовольствия мне это все равно не доставит.
Ну например идем мы по побережью в Крыму, и тут на дороге забор, шлагбаум, надпись - нельзя мол, выглядящий заброшенным локатор, с виду пустая военная часть... Моим спутникам сразу хочется пройти за шлагбаум и посмотреть. Я не порчу им удовольствие, но мне не нравится идея пойти за этот шлагбаум. Мне значительно приятнее было бы развернуться на 180 градусов и поискать другую дорогу.
Иногда фиг обойдешь - и я не могу сказать, что никогда не нарушала правил или что впредь не буду. Часто очевидно, что за проход по запрещенной территории тебе ничего не будет. Никогда и ни от кого на земле (мнения Господа Бога о некоторых земных шлагбаумах ни вы не знаете, ни я). Но настроение у меня портится, знаете ли.
А кругом часто много людей, которым нравится ходить на красный свет.
Им это доставляет то самое удовольствие.
Вплоть до того, что после первого курса был и не сложился у меня роман - до сих пор иногда жалко - с юношей, которому именно было паче ястия и пития приятно ходить против правил. Через заброшенную военную часть, за шлагбаум. Это отношение к слову "нельзя" было главным, что нас разделяло.
Помните, в "Улитке на склоне" самые отвратительные герои - как раз те, для кого свято слово "нельзя". Я бываю сама себе отвратительна, я восхищаюсь людьми, которые весело и бесшабашно - просто так, не очень-то и надо, а ради удовольствия - идут за шлагбаум гулять там, я чувствую себя обременительным балластом, но что поделаешь... Часто я иду с теми, кому это нравится, за шлагбаум - ну что людям из-за моих глюков прогулку к морю портить. Наверное, я просто трусиха. С мамой вот мы солидарны вроде...
А вы? С каким настроением вы идете по пустой дороге с надписью "проход запрещен"? Хочется понять меру собственной ненормальности.
-- ...Я говорил, что нельзя, но они не понимают, что такое: нельзя. Староста меня прямо при всех спросил: почему нельзя? Тут вот Кулак стоит, как ты, даже ближе, тут вот, скажем, Слухач, а тут вот, где Нава твоя, тут стоят братья Плешаки, все трое стоят и слушают, и он меня при них при всех спрашивает. Я ему говорю, как же ты можешь, мы же, говорю, с тобой не вдвоем тут... Отец у него был умнейший человек, а может, он и не отец ему вовсе, некоторые говорили, что не отец, и вправду не похоже. Почему, говорит, при всех нельзя спросить: "Почему нельзя?"
Нава поднялась, передала горшок Кандиду и занялась уборкой. Кандид стал есть. Старец замолчал, некоторое время смотрел на него, жуя губами, а потом заметил:
-- Не добродила у вас еда, есть такое нельзя.
-- Почему нельзя? -- спросил Кандид, чтобы позлить. Старец хихикнул.
-- Эх ты, Молчун,-- сказал он.-- Ты бы уж лучше, Молчун, молчал. Ты вот лучше мне расскажи, давно я уже у тебя спрашиваю: очень это болезненно, когда голову отрезают?
-- А тебе-то какое дело? -- крикнула Нава.
-- Что ты все допытываешься?
-- Кричит,-- сообщил старец.-- Покрикивает на меня. Ни одного еще не родила, а покрикивает. Ты почему не рожаешь? Сколько с Молчуном живешь, а не рожаешь. Все рожают, а ты нет. Так поступать нельзя. А что такое "нельзя", ты знаешь? Это значит: не желательно, не одобряется, значит, поступать так нельзя. Что можно -- это еще не известно, а уж что нельзя -- то нельзя. Это всем надлежит понимать, а тебе тем более, потому что в чужой деревне живешь, дом тебе дали, Молчуна вот в мужья пристроили. У него, может быть, голова и чужая, пристроенная, но телом он здоровый, и рожать тебе отказываться нельзя. Вот и получается, что "нельзя" -- это самое что ни на есть нежелательное...
Нава, злая и надутая, схватила со стола корытце и ушла в чулан. Старец поглядел ей вслед, посопел и продолжал:
-- Как еще можно понимать "нельзя"? Можно и нужно понимать так, что "нельзя" -- вредно...