про пересмотренные взгляды

Jul 02, 2015 11:53

Около года тому назад я писала посты о швейцарском школьном образовании и спорте. Система образования мне казалось концом света и немыслимой тупостью, а спорт и швейцарцы понятиями не особо взаимосвязанными (за исключением лыж). Беру свои слова назад. Система образования вовсе не так плоха, как показалось мне вначале. А швейцарцы и спорт это как попугайчики неразлучники. Но обо всем по порядку.
Образование. Разнится от кантона к кантону, но в целом обязательно с 4 лет. Первые два года это подготовка к школе. Школьное расписание тут, конечно, феерично. Школа не каждый день и разбита на две смены с 8.15 до 11.40, потом два часа перерыв и после еще с 13.40 до 15.25. На работающих мам не рассчитана совершенно, но (!). В каждой коммуне (наш мегаполис в 40 тыщ жителей еще и на коммуны разбит), существует продленка. Куда дитя можно отвести утром и забрать после работы. Доступ туда только в случае если работают оба родителя. Стоит дорого. Скажу честно - из Солиного класса в 13 человек, в продленку ходит только четверо. Из которых только одна девочка ходит туда каждый день и сидит до вечера, потому что ее воспитывает одна мама.
У всех остальных матери сидят дома и местное сообщество довольно насторожено относится к тем, кто не выполняет свои прямые материнские обязанности. В городе еще ничего, а вот где-нибудь в селе будут смотреть ну крайне осуждающе. Мать должна заниматься ребенком. Точка. Но чтоб вы понимали "заниматься" не значит "заниматься" в нашем понимании. Для того, чтобы представить швейцарскую мать с букварем в руках или машущей перед носом малолетнего чада кубиками Зайцева, нужно иметь уж очень бурное воображение. Никаких школ раннего развития здесь не существуют, швейцарцы уверены, что их система образования самая образовательная в мире, поэтому понятие "заниматься ребенком" здесь включает в себя встретить его дома, накормить-напоить-погулять и отвести раз в неделю на какую-нибудь секцию. Максимум два. Ну это если маме совсем нечем заняться. Швейцарцы считают, что развитием детей должна заниматься школа. В чем-то они правы.
В школе все зависит от учителя. Какого-то четкого педагогического плана в стиле "к концу четверти ребенок должен отличать цвета и уметь писать свое имя" у мелких здесь нет. Есть общие рекомендации. Нам очень повезло и Соле досталась настоящий энтузиаст своего дела. В течение года они регулярно с учительницей ходили в лес, собирали там шишки, жарили зефирки, рассматривали растения и гуляли по ручьям. Она договорилась с местным концертным залом и дети ходили на репетиции симфонического оркестра. Устраивали пикники, ездили в кино и на представления кукольных театров, в обязательном порядке посещали новые экспозиции в местных музеях. Учили песни народов мира, играли и постоянно делали какие-то поделки. Сравнивала с детьми знакомых - в других школах не было и половины такой загрузки. Единственное, что обязательно для всех по школьному плану это СПОРТ! Да, к спорту тут приучают с пеленок. У Соли весь второй семестр было плаванье. Их организованно возили в бассейн и учили плавать. Про зимнюю "белую неделю" я рассказывала, это когда отменяют все занятия и дети выезжают кататься на лыжах. В этом году у малышей были санки, в следующем их будут забирать на целые дни на лыжи. Очень часты велосипедные прогулки, в школе еще есть гимнастика. Но академически детей не учат до третьего класса (6-7 лет).
В целом я очень довольна этим годом. Достигнута главная цель - Соля свободно заговорила по-французски и уже даже начала приглашать в гости местных подружек, что значит полное взаимопонимание достигнуто. Ну и какое-никакое понятие дисциплины ей привили. Да. Учительница у нее была с ангельским характером.

Сейчас Солю перевели в третий класс к другой учительнице. Там уже начинается академическая программа. Если верить местному сайту, то будет французский, математика, естественные науки, история, география и, конечно, "искусство" - рисование, пение и еще что-то. И домашние задания. При всей кажущейся легкости школьная статистика впечатляет. В этом году в Неушателе в первый класс пошли 1748 человек, а закончили (т.е. поступили в универ) - 310. Остальные отсеялись в процессе обучения. Здесь образование обязательно до 15 лет. А после 8 класса детей делят на два потока - тех, кто идет учиться дальше, и тех, кто идет в "профессиональную подготовку". Чтобы пройти учиться дальше нужно набрать необходимую сумму баллов по всем предметам. И даже если ты гениальный математик, к примеру, но плохо пишешь по-французски - пойдешь в профподготовку. Оценки натягивать не будут.
Детям все же подстилают соломки. Мне прислали письмо с Солиным расписанием на следующий год и там указано, что раз в неделю еще будут "дополнительные занятия" с детьми, которым сложно осваивать школьную программу. Таких детей определяют по результатам прошлого года. Солю пока не включили. Но радует, что существует такая опция, потому что чем дальше, тем будет сложнее.
Если кратко резюмировать, то главное преимущество местного образования это всесторонность и большое внимание спорту и искусству. Главный минус - расписание. С другой стороны, дети действительно не переутомляются с таким подходом и еще остаются силы что-то делать после школы.
Ну и про спорт. Швейцарцы очень спортивны. Очень. Но для них это не некая мода, статусность и возможность запилить фоточки в инстаграмм, это просто часть жизни и удовольствие. Тут мало тех, кто занимается спортом профессионально (надо сказать, что в школах и спортклубах постоянно ищут таланты и кандидатов в юниорские сборные). Но полно тех, кто это делает для себя и собственного удовольствия. Совершенно спокойно можно встретить человека, который ездит на каком-нибудь убитом Фиате Панда, но при этом к авто у него прикручен велик тыщ за шесть. Марафоны-марафоны-марафоны. Постоянно. Участвуют с малолетства и до гробовой доски. Очень многие приезжают на работу на великах, принимают душ и идут работать. В обед количество выходящих на пробежку просто зашкаливает. Очень многие офисы оборудованы раздевалками и душевыми под это дело. Сейчас вообще мило. Идешь мима офиса какого-нибудь, а оттуда выруливает группа в труселях - мужики идут плавать в озере в обеденный перерыв. Да, мужики более спортивны чем тетки в общей массе. Но семейные развлечения типа совместным велопрогулок или катания на роликах, или самокатах это просто мастхев. Про лыжи я молчу. Дети туда с сосками во рту впервые выезжают. У особо продвинутых - в слингах.
В тренажерных залах народ клубится в основном зимой, но опять же нет засилья - они лучше выедут на лыжню, на коньки или продолжат бегать. Качков-качков, делающих что-то ради соревнований, я видела ну крайне мало. А вот тех, кто бегут по дорожке или катят на велике как не в себя - масса. Вот в кайф им и все. Напрягаться ради спортивных рекордов - кому это надо?
Теперь я понимаю, как Стэн Вавринка выиграл Роланд Гаррос. Думаю, что исключительно потому, что он Стэн Вавринка, а не какой-нибудь Жан-Пьер Олланд. Тот бы играл в зале исключительно в свое удовольствие. Теннис забыла. Тоже часть местной религии. Корты забиты, после победы Вавринки количество записавшихся на теннис мальчиков подскочило просто до небес. В клубе, куда я записала Солю на следующий год, даже спрашивают не против ли, что с ней в группе будут мальчики, потому что их количество просто зашкаливает.

школа, спорт, Швейцария

Previous post Next post
Up