Ранее было
В Сипо: пастораль восточной Бирмы 29 марта. С утра сопли и кашель - всегда, как чуть прохладно, но сегодня что-то затянулось, приходится постоянно сплевывать с носоглотки, надо что-то с этим делать. Теплый климат, говорите? Ну-ну.
Первая же машина увозит в PyinOoLwi. Какой же замечательный в Мьянме автостоп - лучший в мире! Вчера автобус до источников подвез на 10 км и платы не требовал - водитель постеснялся... Так да, что там, подумаешь - всего 10 км! Что с оборванца брать. Но не предстставляю подобную ситуацию с автобусом в великой православной России, а в Мьянме это чуть ли не правило.
Все дороги с восточной части страны ведут в Мандалай,
КАРТА, поэтому неудивительно, что я опять оказался в этом городе. Привез парень «уес». Так я называю тех локалпипл, которые охотней говорят да, даже не понимая порой смысла твоих вопросов, от одного единственного желания помочь, и это похвально. У нас наоборот - в 99% услышишь «нет». И все же - тупость достает. Ты говоришь, пытаешься объяснить, а слышишь только «уес» без понимания сути. И ещё вопросы ведь задают! Заведомо зная, что ответов не поймут.
До Мандалая, как ни странно, ехать те же 7 часов - и ведь нигде не задерживался! С 8 до 15 был в дороге. Машины шли скоростные, автостоп отличный, не могу понять.
Самое интересное из жизни людей в Мандалае, я имею в виду трущобы конечно же, сосредоточено по каналу, впадающему в озеро. Заглянул на рынок жадеита - где обрабатывают этот камень. Наконец, насладился «кафешкой на голове» - только в Мандалае я и видел, чтобы женщины разносили еду на столиках, удерживаемых на голове. Видимо, прочная старая колониальная традиция. И разносят не только по улочкам, на автовокзале, но и даже по офисам ходят. Вот как это выглядит.
Женщина приходит, ставит столик, в чашки накладывает еду, рис или лапша на выбор, соль, специи по вкусу и дополнительному требованию, потом, когда съедают, в эти же чашки наливает ещё и супа - и все стоит 200. Покупатели ещё и капризничают - мне этого погуще, мне того побольше, а продавщица только улыбается - заинтересована в постоянных клиентах.
Нагулялся до 6, вышел к уже знакомому мне храму, оттуда на трассу - начал голосовать. Выехать сложно: сто раз приходится повторять одно и то же, да еще и не понимают, чего я хочу. Вот как полезно заранее подготовить мини-словарь - он позволяет экономить время и силы!
Водитель, к которому я навязался на светофоре, сказал да-да-да - и что же, привез на бас стейшн, откуда 400 м пришлось возвращаться! Он развернулся, и поэтому я вообще поймал машину не туда, хорошо, включил JPS - и увидел, что еду обратно в город! Следующий остановился посоветовать бас стейшн… Надо сказать, что этот совет очень част, тебя частенько пытаются развернуть в обратную сторону, да ещё и настойчиво порой. А так как люди практичные, то стараются и подумать, и решить за тебя.
Многоэтажный развал Мандалая
Вот, запрыгиваю в самосвал - водитель бросат руль и бежит искать англоговорящего в магазин, приводит какую-то девку, та: «Куда вы едете?». Да какая разница, прямо я еду! ПРЯ-МО! И всё! Где надо - тут же сойду. Поэтому не утруждаюсь разъяснениями, просто обычно запрыгиваю в машину - и всё, давая этим понять: только подвези - только это мне и нужно. Тут конечно же разворачивается другая история. Чтобы ограничить все дальнейшие рассуждения, отвечаю коротко: еду только прямо. Нет, девушка же умная, за меня всё подумала уже - и 5 раз повторяет мне этот же вопрос! Пришлось объяснять... Тогда она сразу начала про бас стейшн... И конечно же, что автостопом нельзя… Что это вообще не принято и невозможно...
Такие вот ручного плетения апартаменты, Мандалай
Такое тоже бывает: подходят к тебе и говорят, что мол ноу -ноу, автостопом тут не получится, идите на бас стейшн. Умники! Короче, самосвал вывез из города - и тут вроде бы проще, да стемнело, меня не видно, освещение же дорожное в Мьянме так себе. Кое-как выбрался за 30 км и попал в следующий город - водитель упорно отказывался останавливаться посреди леса! И мы проехали все самые комариные места, удобные для ночевки, зато оказались конечно же - где? На бас стейшн! Потому что та дамочка подумала за меня опять и сказала водителю: «Он не понимает! Довези его до бас-стейшн следующего города!» Вот водитель и довёз... Ещё и сунула ему копеечку наверное...
В ожидании автобуса
Пришлось 5 км выбираться из города - хорошо, что подвез мотоциклист, а потом дальнобой зацепил - но дальнобой этот ехал только на 15 км тк собрался загружаться и вообще не понимал, что я просто хочу уйти спать. Я ему: «Стоп! Пожалуйста! Мне надо в лес! Я идуспать!» А он: «Ок! Ок!» - и едет себе дальше... Тут я совсем устал: достали! Куда привезет - туда привезет. Привез, так я еще с час бродил по полям и мелеоративным канавам - затянулось до 22 часов. Зато устроился на сеновале - месяц в небе помог.
Вообще надо сказать, что выбираться из Мандалая - это какая-то битва: я буквально рубился через город, ведь приближалась ночь. Спасало желание людей помочь - неосознаваемое, бесцельное, подобное крохе тепла в бескрайнем холоде.
В стогах так замечательно спится! Солома нагревается за день и впитывает ночную влагу, поэт ты не чувств сырости. Обдувал ветерок, пели птицы разного времени суток, буркали лоягушки, даже цикада прилетала. Трасса далеко - шумит как морской прибой о камни или сахалинский шторм Охотского моря...
Решил всё-таки ехать в Мьяу-У.
Котики,
30 марта. Вышел в 8 на трассу, но только в 11 был в Мейтхиле. Подвезла маршрутка - ехал на самом ее верху, среди мешков с луком и прочей дребедени. Маршрутки эти останавливаются у каждого угла и собирают всех и всё без разбора. В ней может быть трое - водитель, кассир и зазывала - он же погрузчик. Зазывала кричит неустанно, а маршрутка даже притормаживает иногда - а вдруг кто в последний момент все же решит запрыгнуть, но при этом могут подвозить и бесплатно - даже в городах, таких как Мандалай. Чуть не завалили мешок с луком на отсек рюкзака, где у меня компьютер. Путешествие огорчил педик - второй в Бирме. Как у меня борода чуть отрастает - начинается! Прочему женщины ко мне не пристают? А я был бы бирманкам так рад! Вот парадокс!
Что-то рыночно-придорожное, вроде как въезд в какой-то город...
храм котиков,
Мейтхила - очередное распутье дорог, объездных здесь отродясь не строили, поэтому час перебирался через город, отличающийся корзинщиками на велосипедах. Теперь мне на запад, в сторону Magwe.
Конечно, здесь несколько раз самые умные меня пытались отправить на бас-стейшн. Один раз остановились сразу трое и все в один ряд показывают в обратную сторону. Потом был военный, он не верил моему JPS, зато несколько раз переспросил у местных и все же стал разворачиваться обратно в город. Потом подвез мужичок, который часто останавливался, показывал меня как достопримечательность, переспрашивал, а в конце угостил пивом - впервые и попробовал. Спорить с водителем уже не было сил, было жарко - 2 часа дня, и мы
все же хоть как-то, но ехали, двигались вперёд. Разрешилось как я и предполагал - само собой: мне пытались остановить бас, а я застопил мини-грузовик, который меня и забрал на глазах изймлённой публики. Как это так, белому мистеру бас не нужен, грузовик подавай... Ну и с того момента дело пошло лучше: мужик дал 5$, следующая машина минивен шла в Баган и англоговорящая девушка показала мне - вот, смотри, тут гора Попа; следом на развороте подхватил другой минивен - здесь оказался кондишен, впервые за всю поездку! Машина шла в Magwe - но это всё было только начало... Вообще, я планировал оказаться в Magwe еще в 12 дня, а не к 18 часам.
Водитель с кондишеном ко мне несколько минут присматривался - а посадить ли. Но недолго, бирманская демократия победила. Вообще приличные машины в Бирме редко подвозят. Наконец, согласился взять после усиленных моих объяснений о целях путешествия. Даже спросил, а есть ли у меня паспорт. Вот интересные люди: если нет денег, то почему паспорта то не должно быть? А если он есть - какое это имеет вообще отношение к наличию денег или к их отсутствию? На лице бирманцев можно читать все - они редко умеют скрывать эмоции, и это отдельная достопримечательность страны.
Повернув Kyaukpadaung в сторону Magwe попадаешь в царство - именно его я увидел тогда в поезде с утра на подъезде к Багану. Это пальмы, горы и дома с крышами из листьев среди прочно освоенного СХ ландшафта.
К тому же, прямо тут у дороги росли тенистые баньяны - о, как же они завораживающи! В воздушных корнях этих деревьев находят пристанище не только люди, но и кафешки и даже отдельные строения. Но этот приятный пасторальный момент длится совсем недолго - до Yenanguayng. После начинается что-то вроде холмистой полупустыни, наверняка зелененькой в дождливый сезон. Так что теперь я знаю, где настоящая Бирма! В эти горы неплохо бы сходить, между трассами около 20 км сельской местности.
снова котики,
В Magwe еще засветло перебрался через мост и стал выбираться в сторону Ann и Mrauk U. Однако, не все оказалось так просто. Неожиданно подвез мужик «уес». И сколько я не твердил ему, куда еду, сколько ни тыкал громко в бумажку с бирманским названием - он всё одно завез меня не туда, вообще в другой город километров за 15. Тут я решил ночевать и попробовать сделать это в полиции. И началось: в полиции нельзя, меня вывезли на байках по дороге обратно - в Minbe, там тоже дело с ночевкой не решилось. Во-первых, меня стали передавать из рук в руки. В случайной кафешке угостили опять же пивом, но тут ещё и рассыпчатым рисом, посыпанным орехами, и мясом.
опять котики,
Мясо к пиву подают вялеными палочками на отдельной тарелке. Посидели час, потом был пресловутый бас стейшн, где мне искали бас - я решил не терять времени. Я уже побывал на этом бас стейшене раньше, но цена 25 000 меня не устроила - дорого, и я подумал, что при полиции мужик снизит цену. Нет, не цена упала, и тут я уж решил платить, лишь бы завтра утром приехать в Mrauk U. Но тут оказалось, что автобус битком, сидеть можно будет только в проходе в обнимку с баулами. Я представил, как забит барахлом этот проход, к чему добавилось неимоверно длинное расстояние с Magwe до Mrauk U через горы - 300 миль и не менее 12 часов, да ещё и ночью - ничего не увидишь и не выспишься точно, поэтому это была моя последняя капля усталости за сегодняшний день.
везде котики!
Да, я наверняка всё же кое-как высплюсь, развалившись в проходе - так как засыпаю на каждом углу, но придется часто просыпаться, потому что народ станет по мне ходить; мне же надо будет лазить по Mrauk U целый день - и в 2 уже гнать через горы обратно, потому что виза заканчивается. То есть возвращаться на автобусе или заплатив такую же сумму, или как обычно - автостопом, чтобы кровь из носу вечером садиться в Magwe на бас до Янгона и утром быть в нем, чтобы до 4 успеть подобраться к потоку машин на границе. В этом плане достаточно было чуть нарушений, чтобы все полетело вверх тормашками - и Mrauk U не посмотришь толком, и поток машин на границу пропустишь. А машины на границе - дело проходящее: вот явятся китайцы со своими автобанами, и всё, закончится экзотика. Поэтому я решил уже не спешить - не ехать в этот Mrauk U. Таким способом Бирма сказала мне: «До встречи в рейнсизен, мой друг!». В следующий раз, если он случится, конечно, начнем путь пешком с ЖД через чудесные баньяны дороги на юг с Kyaukpadaung.
Вот они, ЧУМАданы!!
Гостиницы в Minbe тоже не оказалось, поэтому меня транспортировали обратно через мост и уже хотели было передать на эстафету следующему полицейскому, да я сказал, что дойду пешком, и он поверил. Надо сказать, что сначала со мной было 4 полицейских, потом 3-е, 2-е, и вот один. Даже туристическая полиция была - все поднялись на уши. Вообще полиция молодцы: для обычного туриста много пользы, потому что тебя выслушают, поймут, доставят, куда (они думают) нужно. Но для бекпекера толку мало, кроме случайной кормежки.
Слава котикам!
Теперь мне надо было отвязаться от этого полдицейского, так как расположиться спать в кустах он не даст. Поэтому я сделал вид, что зашел в гостиницу, а сам ускользнул в темноту. Эх, там, когда ехали через мост, столько было пагод, удобных для ночлега, а тут начался город - и пришлось через него переходить, что заняло ещё около часа. То, что я шел по ночной дороге, привлекло других волонтеров-полицейских, и отвязываться от них оказалось делом долгим. Они вновь догоняли, предлагали отвезти в отель, спрашивали - а куда это я собрался ночью, повторяли, что они друзья. Я многократно отвечал, что я иду прямо, в Янгон, что спать не хочу, но это было бесполезно, на ломаном английском они вновь что-то спрашивали, я не понимал их вопросов, уходил от них, но они продолжали брать меня байками в кольцо и всячески мешали мне просто убраться из города. Наконец, подвез случайный байк, и вывез меня прочь. Тут я разглядел пальмы и устремился к ним, так и оказался в полях за ЖД насыпью - уже знакомо. Было начало 12-го. Фото на заставке - вид поутру.
Корзинщики обгоняютидут на обгон!
Интересно, когда полицейский перевозил через мост, он остановился на корпункте и окликнул подельника, сказав ему, что вон там мол у тебя на мосту на гитаре играют. Блюдят честь по чести!
Вот такие вот они, эти автостопные приключения. Я описал пару деньков для представления, что это такое и надо ли оно вообще. В каждой стране свои нюансы, где-то автостоп вообще запрещён - и возможен, лишь соблюдая чёткие правила, например в Неваде. Так что дерзайте! Дороги ждут своих верных спутников!
Продолжение
Бирманская этнография на каждом углу