В Тувинской тайге

Mar 02, 2017 16:57

Продолжение нашего пешего похода в Туву летом 2016. Ранее было С Тоора-Хем на приток Ий-Хем



Вот мы и в тайге! В сердце некогда бескрайнего зелёного моря, величественно подступившего к пустыням Монголии и Китая. Именно такая картина открывалась древнему путнику Шёлкового пути, и даже сколько уже не безводье пустыни было страшно ему, а именно эта тайная лесная сила, подступающая с севера. Кто бы мог представить, что и пары веков не пройдёт, как изрежут эту громаду лесного церства вдоль и поперёк геологоразведкой да леспромхозами. Тайга, она в самом деле напоминает океан - первозданный лес хранит в себе объёма воды не меньше, чем какое-либо водохранилище.




30 июня. Ночуем у дороги. С утра дождь, везти груз на тележке, хоть и по дороге, что-то получилось не очень - работают разные мышцы, тянитолкай получается, понимаю - колёса надо бы повыше, чтобы не волочить через кочки «на пузе». Поэтому решили оставить телегу и нести груз традиционно - на плечах. Лето в тувинской тайге душное, жаркое. Чувствуется влажность затяжных дождей, в целом год теплый - прирост яблонь у Юрия Никитина в саду метр.



Поднимаемся по Ий-Хему: везде дороги, проезжие на ГАЗ-66. Почти к каждому крупному озеру есть дорога, пробитая по тайге в советское время рыбхозами. Местность холмистая: смешанный лес с лиственничными массивами чередуется с солнцепёками - привольными, открытыми местами, жаркими, наполненными духом лекарственных растений и звоном «цикад» - разноцветных кобылок. У дороги смотрим - заросли клубники, попаслись. Потом залипли на холодном притоке - купались, отдыхали. Потом нас окончательно пригрело, мы заболтались и пропустили дорогу. Пришлось возвращаться. На ужин испек подберёзовик на сетке, черви повыползали, но Аня съела и запила ядовитым чаем из багульника. В сумерках завыли волки - что ж, отличное начало!



Аня пишет: «Встали на ночевку возле болота, предварительно заблудившись. Набрала воду в болоте - в котелок попалась скользская зелёная тина. (Тайцы, - говорю, - из неё чипсы делают, ничего страшного). Дима пожарил на сетке подберезовик. Он вкусный. Много мелких червячков. Я их даже ела. И даже почти спокойно. Чай пахнет бензином. Дима утверждает, что это багульник. Добавил, что он ядовитый. Делать нечего, пью чай с багульником. Волки выли где-то. Дима повыл вместе с ними. Так и живем. Комары кусаются сильно, но переменно. Рюкзак тяжелый. Плечи устают. Но еще сложнее ноги в сапоги засовывать и из сапог».

Примеч.: стилистика текста и ошибки оригинала дневника сохранены по просьбе правообладателя



Аня удивляет: по дороге в Тоор-Хем она впервые в жизни попробовала костянику. А сегодня - голубику. Я и себя вспомнил 20 лет назад, такого же, только учащегося чернику от голубики отличать, а подберезовик - от подосиновика. Как же мы далеко ушли от нашей родной природы, думаю. Ладно, что человек ягод не отличает, - так он их ещё и не пробовал никогда! И так всю жизнь. Аня говорит: "Я в детстве очень подвижная была, постоянно бегала, за мной никто угнаться не мог. А потом раз и запихнули в школу, и там сидишь по полдня, самое активное время, потому что потом, когда выходишь - делать уже ничего не хочется... Всё с ног на голову перевёрнуто". И в самом деле, всё по Pink Floyd-у - запихивают в классы, сидишь там по 7 часов в день вместо того чтобы бегать, прыгать - уже радоваться! И вот, получается, теперь мы в природе - навёрстываем упущенное, чтобы просто не погибнуть, просто оставаться счастливыми. Полжизни тратим на возвращение... А ведь в Природе изначально показано, что не надо менять - желать большего, чем уже есть, и тем более - менять; что всё проходяще, не переживай, из праха в прах идем; поэтому главное - ты, твои личные чувства на данный момент, а не реализация чьих-то идей, мысли других, вынуждающие тебя действовать не так, как ты хочешь. Поэтому, даже если вокруг тьма, воют волки, и лишь одна звезда, настоящая, тобою наблюдаемая - это уже больше, чем тысячи ватт. И даже если ты в этом пути совсем одинок.



Продолжение: Озеро Ушпе-Холь - ур. Трёхозерки

одиночество, Тоджа, жизнь в природе, Большой Енисей, тайга, природа, Тува

Previous post Next post
Up