Интуиция в походе

Jan 24, 2020 23:11

Продолжение. Ранее было День Дороги

28 августа.

Утром увидели, что избушка стоит в тенистом кедраче и сама как из сказки. До Соруга 100 метров по мшистой тропе. Соруг несется с шумом и белыми полосами, вода клокочет по камням, скачет по чёрным склонам. Со склонов выпирают скальная порода. А повыше и ёлки.

Двинулись дальше вдоль Соруга. Нежданная гроза задержала нас на озере Верхнее. Пока пережидали под кедром, уже и свечерело. С трудом нашлось место под палатку: то кусты, то склон, то воды нет. А место для лагеря, как мы увидели на следующий день, было впереди - в восточной части озера, на горке, с дровами.

Время ещё оставалось, так сходил и на рыбалку. Налазился по кустам, промок, как говорится, до нитки: ветра не было, вода с неба буквально повисла на каждой травинуке, превратив кусты в водопады.  Но рыбу поймал. Три рыбы сготовили на сегодня и завтра, одну засолил в дорогу.

Сырость так и стояла всю ночь, просохло лишь к полудню следующего дня. Закат был великолепен: горный хребет высветился розовым, а затем и багровым.

Жить в тайге не просто, тем более в путешествии. Здесь постоянно надо перестраиваться, приспосабливаться, делать больше желаемого и возможного - порой лишь затем, чтобы элементарно выжить. Поэтому тайга для городского человека это всегда испытание, особенно если он тут оказался впервые. А если вы вдвоем, то добавляется и забота старшего, присмотр за младшим. Чаще всего это упреждение нежелательных ситуаций в будущем, ибо за них придется расплачиваться вам обоим, или даже тебе самому.

Новичку всегда особенно тяжело. И особенно в силу тех условных рефлексов, которые навязала жизнь в цивилизации. Самое, чем ограничивает цивилизация - это отбивает инициативу. Человеку становится легче саморефлексировать, чем попытаться изменить что-то в сложившейся ситуации.

Не обошло это и Аню. Время от времени она отказывается делать общую работу по быту. Особенно, когда скажешь ей что-нибудь «не тем тоном». Она даже сама призналась: школа, институт, все время что-то надо было делать через себя. Заставлять себя, пока я не поняла, что от меня требуют, чего не хочу, что делала, что не хотела. А здесь я просто наслаждаюсь свободой. Ну что ж, ничего страшного. Иду за дровами, водой, разжигаю костер. Я уже привык наблюдать, как цивилизация калечит людей так или иначе, манипулирует их волей и тем отбивает не только инициативу, но и веру в прекрасное. Наверное, это такие негласные заболевания, которые не классифицированы только лишь потому, что атмосфера природы не рассматривается как первозданная и как приоритет. Поэтому, если у твоего спутника настроение не очень, улыбнись. Авось полегчает! Природа учит: главное, это понимать друг друга, что между вами и с вами происходит, и отчего так. Учит суровыми условиями находить общие рациональные пути для выживания. Чтобы обоим дышалось легче. Можно назвать этот процесс «формулой счастья».

Это также древний символ. Именно этот процесс когда-то привел мужчину и женщину в пещеру, зажег огонь, обустроил быт. Поэтому «универсальная формула людских отношений» через природу будет звучать приблизительно так: если твоё сердце не готово откликнуться и принять широту души другого человека, то продолжительное созерцание необозримого горизонта в природе это обязательно поправит.

29 августа.

Да, потеплело и снова купались. Поднялись до истока Мыйыттыг-Хол-Тайма и встали на водоразделе между ним и озером Элие-Холь. Весь путь виды потрясающие. Тут горы уже совсем открылись, тайга еще не сошла, тундра и осенние краски.

Ночлег 29 августа

Вечорка на склонах Соруга

На водоразделе набрели на источник среди камней и это решило вопрос ночевки. Костер прогорел в ложбину и оказался ниже нас, перестал греть. Я догадался отгородиться к нему тентом, который прижал к земле. Получилось «у стены» и  потеплело.

У нас с Аней одинаковые закопченные кружки, подстилки. Виктор ей сапоги подогнал - теперь и сапоги стали одинаковые. А вчера Аня нашла миску побольше и полегче, выпрямила ее, отмыла - и миски тоже получились схожие до безобразия. Мятые, чёрные.

Доели жареную рыбу, осталось 1.5 соленой. Расслабились. Я прогулялся в поисках камня на ночь, обнаружил медвежью яму. Тот разрыл кладовую бурундука, раскидал камни. Один такой камень мы положили в костер, нагрели его, потом обмотали шарфом и камень грел нас всю ночь.

таймень, жаль, если бы сразу знал - выпустил бы

Так здорово спится в таежном лесу! И так как мы расположились на поребрике, мельчайшие звуки были слышны на расстоянии в сотни метров.

30 августа.

Наш источник превратился в ручей и вывел к озеру Элие-Холь. Посмотрели на озеро и пошли дальше на восток, вдоль притока - собственно Соруга. Сначала краем леса вела тропа, было замечательно идти. Появились пихтарники - их раньше не было, кедровая шишка в изобилии, на удивление жимолость в это время года. Но потом тропа стала теряться, прерываться - ну как обычно. Приятные кустики по сторонам превратились в дебри на пути.

Зашли в один кедрач - ох, какой же волшебный был лес! Деревья исполинские, пространства в десятки метров. Тропа смотрю уходит в сторону, все выше. Так повторилась уже известная ситуация: с тропы сошли, стали спускаться к притоку. И начались кочки, снова бездорожье. А потом и промоины, бесконечные ручьи, березовый кустарник, высокая трава с торчащими корнями этих кустов и завал на завале. Такой солнечный день, а мы опять забрели… кое-как преодолели отметку в 9 км по прямой от места ночевки. Это даже для меня был предел сил, для Ани так тем более. По карте впереди лесной ручей, думал у него ночевать, так местность мхи, ельник - не приткнуться. Аня: «Все, не могу!» Я еще немного вперед, а потом вдруг решаю, что все, пора в самом деле идти окончательно вниз, к реке. Спускаемся метров 70 вниз, справа смотрю крыша что ли, то есть изба. Ане еще вчера сказал: «Будем хорошо идти, завтра вечером изба». Вот Аня удивилась!! А чуть ниже и наша тропа на Чойган нашлась - ну та, что тянется за бродом, по другую сторону Соруга. Вышли наконец!

Вид на Соруг через пихтарник

Соруг. Кедрач

Про избу я не знал. Это была чистой воды интуиция. Я уж не знаю, как это происходит, но в какой-то момент организм говорит что-то вроде: «Все, ты меня достал со своим экстримом, завтра будет изба - дойди пожалуйста, хочу наконец отдохнуть». Не первый раз уже подобное случается. Точнее - в этом походе третий. Первый раз предсказал хорошую погоду на гарях. Знал и об участках тяжелой дороги.

В кедрачах

В Тувинской тайге на ягоднике

Какова природа происхождения интуитивных знаний? Наш отшельник Роман с озера Нойон-Холь бы сразу ответил: «Предки сказали. Духи они, леса, гор, камней... может среди них твои предки... помогают». Я же, несмотря на и опыт, и видение цельности творящегося с психикой человека в природе и городе, не знаю пока ответа на этот вопрос.

Ближе всего мне такое её определение. Интуиция это тонкая организация опыта безусловных и условных реакций на фоне теоретических представлений (культуры) зеркальных нейронов.

Окна в избе как обычно пустуют, завесили полиэтиленом - и он, и саморезы я специально ношу с собой на такие случаи. Дверь отвалившуюся приставили, и стало комфортно. К вечеру похолодало, растопили печь, потеплело. Согрелись, просушились.

Я вымотался, как ещё никогда. Пожалуй, это был ключевой день всего похода. И солнце, и тепло, и бездорожье, и неожиданная удача. Нога только опять разнылась… От шишек, в изобилии собранных сегодня, и орешка не осталось.

Аня молодец, не без рыданий, но выдержала трудности пути. На самом деле, это тяжелый маршрут для неё. И особенно сегодняшний день - не развлекуха совсем.

Далее Зачем человек в природе

интуиция в походе, Тоджа, формула счастья, мужчина и женщина, поход как наука, пешком автономно, жизнь в природе, двое в тайге, тайга, Тува