Продолжение. Ранее
Озеро Чойган-Холь, Шойгу и коррупция 26 августа. Ночью заморозок до -4, зато днем теплынь разлилась…Но листва стремительно желтеет - с каждым днем теперь холодает. От кордона вдоль Соруга тропа через кедрачи. Меня удивил подлесок. Это - бадан!
Прошли пару километров, Аня вдруг запротестовала: «Ноги в болота проваливаются, ветки хлещут....» Вот, что значит расслабиться, покушать вдоволь в тепле. Хотя, на самом деле, болотина была метров 10, да и кустарник - метров 100 протяженностью. Погода отличная, иди да иди, а мы, сели, сидим, обсуждаем несуществующие проблемы: болот, кустов. Идем, говорю. Виктор сказал - изба впереди. Я не хочу палатку ставить, тент натягивать. Затопим печку и все. Аргументы плохо помогают: впереди 100 км, говорит Аня, и их идти…
Опять себя узнаю «тогда», в 24. Сейчас я совсем другой, полностью изменился. Теперь я уже не понимаю, как можно о чем-то сожалеть в тёплый, +18, солнечный день, когда ни комаров тебе, ни холода. Когда рядом дорогой твоему сердцу товарищ. Вот и твёрдая дорога тебе. И лес красивый, густой, с прохладным ветерком. Ни дождинки, просто чудесно! Откуда могут взяться сожаления? «Ужасно на душе», - вздыхает Аня.
Знаю я все эти предчувствия. Теперь понимаю причину. Они это не что-то свыше, а элементарно - ум и тело сопротивляются. Экономят энергию. Не хотят, чтобы воля твоя разменивала сытную жизнь на что-то им неизвестное и новое, ведь придётся налаживать новые рецепторы, строить другие нейронные связи. Но на словах этот процесс не пережить. Понять можно, но все одно - органы чувств будут действовать принципиально по-старому, пока ты их сама, говорю, не переломишь и не перестроишь на новый лад. Крах ценностей бывает не потому, что мы их теряем, а потому, что не обретаем вообще! «Ужасно на душе» - быть не может! Ведь посмотри, разве солнце не светит?
Понять этот принцип, пережить изменение не на словах - это как мысленно бывать в дикой природе и по-настоящему пожить в ней. Обратите внимание, с какой силой красота природы и горы впереди способны выводить нас из нашего оцепенения на твердый путь за один лишь день.
Происходит это по давней схеме: любопытство - стремление к прекрасному - реальные шаги в этом направлении. И путешествовать по дикой природе автономно - лучшая форма такой практики. Да, красоту можно видеть во всем. Но восхищает только природа!
Решившись на эту практику раз, два, три - ты обретешь новый взгляд на вещи, новое видение, знание от природы. Пятнадцать лет на это понимание сам потратил, веришь?
А теперь, говорю, в жизнь эту проекцию построй. И поймешь, как много лишнего негатива люди себе придумывают просто потому, что не замечают, не умеют наслаждаться тем, что дано. Помнишь, на днях прятались от дождей, солнце ловили - лишь бы согреться. А сегодня приятная прохлада в тени - сколько неожиданно высветило нам радости! Что ж обращать внимания на кажущуюся усталость и другие пустяки? Вроде убедил, пошли. Полчаса проходит, смотрю - Аня снова сидит. Тут я и сам устал. Сказались беспокойные ночи: ногу ломило, выворачивало после переходов. Просыпался по 10 - 20 раз, чтобы её аккуратно переложить. Сегодня вроде лучше, чем за всю последнюю неделю.
В кедраче. С одной стороны, темный лес. А с другой и яркий, светлый
До избы, как объяснил Виктор, всего 12 км пути, но мы не дошли. Тропа стала разбегаться, теряться. Шагнули по одной в сторону - лесом вернулись через бугор обратно к реке. Так и затянулось. В конце дня шли по террасе, река в стороне, довольно сложный участок. Хорошее место для ночлега в этой части подыскать оказалось не легко. То воды нет, то места под палатку. И вперед уже не пойти: в сумерках тропу легко потерять, а это кочки, кусты, провалы. Выбор пал на одинокий кедр. Здесь можно было спать без палатки, на столетней перине из кедровой хвои. Внизу, у реки виднелись места, но там открытое пространство, где уже подобрались сырые туманы, а с ними и мороз. За водой пришлось туда всё же идти, по кустам да кочкам метров 300, но кедр это было лучшее место, что встретилось за последние пару часов блужданий. Дрова, костер - все, как и говорил, а так хотелось добрести до избушки! Но уютно устроились: с одной стороны склон, вид на Соруг, стволы деревьев закрывают. С другой горячие угли. Хорошо, когда всё вместе. В природе быстро узнаешь человека, можешь ты жить с ним или нет.
Мы (ну то есть я) на фоне 2-м муравейника. Уникальное сооружение, которому явно не один десяток лет. Как эти муравьи успевают подготовиться и пережить зиму?
Интересно мне было прочесть эти её наблюдения над нами три года спустя. Изначально договорились вести один дневник на двоих, так интереснее. По которому я и восстанавливаю наш путь.
Далее
День Дороги p. s. Аня зачем-то жалуется в ЖЖ на мои посты, что там размещены ее фотографии, и фотографии удаляют. Как будто это не документальная хроника, а что-то лично ей посвященное и плохое. Написала бы лучше пару хороших строк за этот мой скорбный, многочасовой труд. При чем фото не лично её, а где она присутствует в кадре наравне с другими людьми. Что ж, буду размещать фотографии с размытием.