Остров Пасхи. Зачем ехать?

Jun 09, 2019 23:03


Продолжение. Ранее было Остров Пасхи для бэкпекера



Почему остров так популярен? Что там делать? Мало что ли других островов? Этим вопросом задаются часто. Казалось бы, в самом деле, обычный тропический остров, которых пруд пруди. Да, где-то в океане. Каменные истуканы, ну и что? Мало того, если почитать, то становится ясно: вулканический остров, каменистый, воды мало, жарко, пляжей почти нет. Есть острова живописнее. Да те же Мальдивы. Там хотя бы коралловый риф есть. Но ответ не лежит на поверхности.





Пляж Anakena, группа статуй Anakena, вид на кратер горы Пойке

Карта острова выдаваемая в парке, а эта из Вики



Вдумаемся. Первое. К сегодняшнему дню на острове обнаружено около 1100 статуй (именуемых моаи). Самая большая статуя высотой с 5 - этажное здание. Это сто тонн. Найдены дороги, но не найдено никаких следов вьючных животных или колёс. Моаи рассредоточены по периметру всего острова. Но до сих пор не определено, как их перемещали. Поставлен эксперимент с 10-тонной статуей, протащенной плашмя на полозьях и катках. Действует, но не более 10 тонн. Другой эксперимент - раскачивая верёвками, статую, также в несколько тонн, смогли заставить «ходить» по ровной поверхности. Но остров это не ровное поле, а застывшие лавовые потоки и шлак. Это склоны, провалы, неровности, по которым и пешком не легко. А прямых дорог или хотя бы подъездов к местам работ здесь не строили. Иначе бы они сохранились.

Также удивляет, что не находятся как упавшие, так и разломившиеся статуи в центральных частях острова, - а ведь таковые должны были бы остаться, раз они встречаются по берегу. Именно по причине отсутствия статуй в центре считается, что все моаи транспортировались вдоль прибрежной полосы на расстоянии максимум километр от океана. Под редкими разбившимися при транспортировке статуями (коих на удивление - на пальцах перечесть) также не найдено обломков, остатков средств транспортировки, таких как дерево, верёвки, которых хотя бы следы должны были остаться.

К этому надо добавить, что материал пород, из которых изготовлялось большинство статуй, ломкий. Это туф, состоящий из сцементировавшихся зёрен и кусков других пород, то есть неоднородное, изобилующее разнородными внутренними напряжениями вещество.



Вопрос второй. Почему статуи только здесь? Точнее - у черта на куличках в океане? Около 500 н.э. остров «открыли» и заселили полинезийцы. Тур Хейердал считал, это были перуанцы. Он основывался на обнаруженном на острове инкском типе стенной кладки (место называется Vinapu) и поставил эксперимент - достигнуть острова с побережья Южной Америки на бамбуковом плоту. То есть считал, что люди пришли на остров самым коротким путём. Казалось, все логично, ну а как еще? Но ДНК-анализ подтвердил обратное, что люди заселили остров не с востока, а с запада. Но в Полинезии нет ни только таких статуй, но и вообще чего-либо близко подобного по строительству и масштабу. Складывается впечатление, что остров Пасхи был избран. Для моаи и связанного с ними «культа». Но тогда кем?



Какие это уши, это пейсы! И шапки у ортодоксов иудаизма схожи. Еще один вопрос в копилку о взаимопроникновении культур.

Третье. Полинезийцы были отличными мореплавателями. Тысячелетиями они колонизировали Полинезию. Но остров Пасхи - это не архипелаг, а менее чем песчинка, затерянная в океане. Тысячи километров водного пространства окружают 30 - км участок суши. Графически Пасхи это 1 пиксель из 160 000 других на картине. Как люди добрались сюда и не промахнулись? Как переплыли Тихий океан, что им хватило запасов воды, что высадка прошла безболезненно,  а вода нашлась? Расстояния немыслимые. Это тысячи километров водного пространства что в одну, что в другую сторону. Что вниз, что вверх. Даже для самолёта проскочить остров и потеряться вполне реально. Или полинезийцы уже знали, где остров, как сюда попасть и располагали соответствующими возможностями. Или, что повышает вероятность попадания, пришли с неба.



Четвертое. Статуи не просто воздвигли и оставили как есть, а непрерывно работали с ними. При раскопках археологи обнаружили погребённые статуи, поверх которых ставились новые. К изготовлению статуй и поддержанию «культа» островитяне относились более чем серьёзно, со внушительным упорством и трудоголизмом. И это касается не только количества статуй. Но и аху - постаментов для них, требующих также немалого труда. А ещё и 1-2 тонные красные «шапки Мономаха» - камни на головах, уборы покахо, переводится как «пучок волос». Недавно было установлено, что ранние памятники сооружались временно, на 3-4 поколения, после чего их «демонтировали», перемещали в другое место или погребали, а на аху воздвигали новые. Старые места выравнивали красной породой (как в иных культурах охрой). То есть, работа со статуями это было не просто развлечение. Это был смыслом жизни островитян.

В-пятых. Отсюда и вывод, что изготовлением и и транспортировкой самих статуй, создание платформ для них дело не ограничивалось. К трудозатратам надо добавить ещё два момента: шапки покао - и установка их на вершину статуи, последнее требовало отдельного технического приёма. И второй момент, это сменяемость статуй и их антуража, что выводило весь процесс работы со статуями на немыслимый для тех времён технический уровень. Ведь кроме статуй, на острове не обнаружено никаких следов цивилизации, полинезийцы ютились в соломенных хижинах и вели примитивный образ жизни. Что ещё раз косвенно нам говорит о неком «наследии», роль которого терялась со временем всё больше.



Шестое. Сложная обрядность, проводимая с моаи, связанная с почитанием усопших. На первом этапе истории острова мертвых сжигали, пепел развеивали перед ликами статуй. Старые статуи имеют впадины для глаз, куда помещались вставки из коралла со зрачками из красной глины. Создавали оринго орас - живые лица. Считалось, что статуи глазами излучают энергию жизни, называемую мана. Интересно совпадение с манной небесной, спасительной силой, приходящей свыше в последний момент.

В позднее время мертвых стали хоронить. Одно захоронение выглядит так. Сначала соорудили склеп для нескольких человек, потом сверху была поставлена статуя. Через какое-то время статую опрокинули, но не бросили, как если было бы с завершением культа, а заложили сверху камнями. Это говорит, что скорее всего статуи символизировали идолов родов, обитающих на острове. Статуя смотрит, чем благоволит роду, охраняет его денно и нощно. Видимо поэтому статуи и смотрят внутрь острова, на поселения и людей, а не в океан. Прерывание рода, естественно, это и «смерть», то есть погребение и статуи.



Поздние статуи были уже «слепые», вставки в глазницы не делались. Именно такие можно видеть на Рано Рараку. Здесь исповедовался уже измененный культ. Статуи  больше, и их явно не собирались перемещать.То есть, возводили общее святилище. На поясе одной статуи при раскопках нашли изображение трехмачтового судна, что дает основание предполагать о позднем сооружении статуй на Рано Рараки. Ведь остров открыт только в 18 веке.



Такая вот шапка Мономаха. Убор покахо, переводится как «пучок волос».

Седьмое. Но истинный возраст моаи так и остается неизвестен. Да, полинезицы прибыли около 500 н.э. А что было до этого? Какие статуи находились, и были ли? Или все воздвигнуты полинезийцами? Если «Культ предков» существовал тут и до них, то в каком виде и с кем?



Черта внизу это моаи Tongariki. Высота птичьего полёта, вид с горы Пойке

Восьмое это несколько необъяснимых феноменов. Первый - инкский тип кладки в Vinapu. Как он попал сюда? И почему был сооружён? Инкский тип кладки это же те только технология, но и специалисты. Которые ещё и планировали вернуться обратно. И почему эта кладка всего лишь в единственном месте на всем острове? Значит, и Хейердал был прав? Не принесли же инки свои идеи по пути полинезийцев, обогнув весь земной шар. Но как тогда это представить? На затерянный остров стекаются люди со всех сторон света?

Второй феномен это письменность, которая здесь была найдена. Письмо ронго-ронго оказалось похожим на письмена с печатей Монхенжо-Даро 3000-лет до н.э., то есть - символы попали сюда из долины Инда еще бог знает в какие времена. Похожи 174 символа, что также не может быть случайным.

Третий - символизм бережно сложенных на животе рук как у статуй, так можно наблюдать у каменных изваяний «Половецкая баба», распространенных не только от Южной Сибири и Алтая до степей Казахстана и Европы, но и в Турции. Тот же символ найден у фигур Гебекли-Тепе, а это 12 000 лет. Это также не могло оказаться случайно. Ладно, Алтай и Средняя Азия - их связывали Шелковые пути. Но не остров Пасхи, где даже не единичный случай этих рук, а массовый. Об этом древнем символе сложенных рук еще расскажу.



Девятое это странные легенды. Война короткоухих с длинноухими. Короткоухие скинули статуи и видоизменили культ. Легенды о людях-птицах и белых богах.

Ну и десятое, это изменение климата, экоцид, геноцид, или всё по порядку. Дело в том, что до прихода полинезийцев остров Пасхи был ещё более райским, здесь буйствовала зелень повсюду, протекали многочисленные ручьи. Это определено по пыльце донных отложений в кратерах вулканов. Также здесь была самая большая колония птиц в Тихом океане, десятки эндемичных видов, которые селились круглогодично.



Есть несколько версий обезлесивания острова. Одна из них, что моаи транспортировали на полозьях, то есть лес попросту срубили. Маловероятно, не были же поселенцы идиотами. Ты видишь, что происходит с участком, где лес срублен, понимаешь, чем это грозит в будущем, и продолжаешь рубить? Вторая версия, это изменение климата. Не исключены 10-летние засухи в сер. 17 века, каковые были в Новой Каледонии - они могли также изменить растительный облик острова, поменяв лес на степь. Ну и третья, что островитяне переселили остров и попросту съели птичьи яйца, сократили поголовья пернатых, что повлияло на всю экосистему.



Остров сегодня

Как бы то ни было, а результат был таков. Роды какое-то время жили в подземных гротах, у глубинных накопителей пресной воды и воевали друг с другом. В итоге они пришли к общему соглашению - культу Манутара, по сути демократическому правлению. Идея возникновения ритуальной деревни Оронго для этого культа, который  просуществовал уже до прихода европейцев, видимо, была такова.

Статуи перестали «видеть», то есть спасать, оберегать. Что связано с изменением климата и распрями. Но «сила жизни», видения осталась у верховного бога Маке-Маке. Ведь мир не погиб, жизнь продолжается, значит, где-то «бог видит, наблюдает». А раз так, значит, при определенном стечении обстоятельств, бог способен наделять своим взглядом ману избранного. Таким способом наделения взглядом и стал культ Манутара.



Для него было даже отведено специальное место - временное поселение Оронго. Раз в год все островитяне или представители родов собирались в нём. Избранные от каждого рода должны были сплавать на скалистый остров, расположенный в километре от Пасхи, и принести оттуда яйцо. Кто первый доставлял яйцо, старейшина того рода и наделялся силой ману, отвечал за благополучие островитян и правил островом год. Затем Манутара повторялся.



Одинокий идол на самом краю земли и мира. Полуостров Пойке

Ну как не побывать на таком острове? Как не увидеть все своими глазами? Не вдохнуть этот воздух? Не почувствовать себя исследователем и не попытаться приоткрыть тайну?

Потому мы и едем.

Продолжение По северной части острова Пасхи

моаи, тайны острова Пасхи, Южная Америка, остров Пасхи, Чили

Previous post Next post
Up