Разговор с отшельником. Как стать шаманом

Jun 10, 2018 11:10


продолжение. Ранее Тувинские болота



Ещё один отшельник, (Роман, прозвище Мортай-сы, род. Чезылар, 1961), к кому мы наведались вчера, теперь буквально взрывал нам мозг своими повествованиями. К тому же, день 16 августа случился ну совсем простылый, лило нестерпимо, и не скажешь, что солнечные дни вообще существуют. Озеро застыло полосой мглы, неприятно, но тепло. Конечно сегодня никуда не пошли, остались с Романом под тентом, коротать день у костра, и уж наслушались вдоволь. Повесили тент - у Романа нет, пережидая непогоду, он торчит в избушке, заворачиваясь в полусырой хлам. Так, в целом, и живёт.





- Знал, что вы придёте, - говорит.

- Откуда?

- Костёр рассказал. Два раза позавчера протрещал. Потом две искры выпорхнули. Значит, за один раз придут, двое.

Верить этому или нет - личное дело каждого, я лишь передаю, что услышал. Тут, конечно, скептически замечу, что чуть ли не любой тувинец считает себя шаманом, пусть даже маленьким. Не обошло это веяние и Романа.

- В крови это живёт… Дар от шаманки мне достался. Не я один такой - каждый может. Сала, водки в костёр - предкам поклон, уважение. Потом сам рассказывать, о своей жизни, что да как - обратиться к предкам. Как шаманы поют. Отсюда и песни пошли, что люди пережили - сказания.

- А как самому почувствовать, если говоришь - в каждом?



- Помнить предков, чтить надо. Я из племени Белый (Ак). А вы? Видишь, рода не знаешь. Основу свою, связь с тайгой, духами.

Рассказал ему про мусор на Аржане - о, говорит, это не наши люди, с Кызыла.

- Я коренной тувинец, не западник… Мы светлоглазые в отличие от них. Западники самозванцы, родов не помнят, и шаманы у них слабые.



Однако, несмотря на тягу к природе и духам, сетку Роман ставит поперек устья реки, все перегораживает - ни один хвост не проскочет. Себя как браконьера не признает. Кабаргу первый на озеро прискакал стрелять - уверен, ни одну не пожалеет. Воткнуть топор в живое дерево - а что тут такого? Грибы распиннать, чтобы на дороге не росли. Все эти противоречия каким-то образом уживаются в этом человеке с его размышлениями о солнце, вере, предках. Посидели, чая попили - пошли сетку проверять на речку, называется Довурактыг-Мюн. Я с камерой конечно, объективами, под проливным дождём. Ох, смотрю, небо затянуло, время остановилось. Так посмотришь на карту - до Чазылара 35 км... Ну что там, день ходьбы. А уже неделя пути.



злополучная Довурактыг-Мюн

Стали речку переходить, я по лиственнице пошёл, за ветки страхуюсь, чтобы не соскользнуть. А мёртвые ветки то у лиственницы всегда хрупкие, а я привык за сосновые цеплятся - так привычки подводят! Ну и свалился в воду, по грудь, за ствол зацепился - тянусь обратно, фотоаппарат же, объективы… Хорошо, что только по грудь, ногами оттолкнулся да вскарабкался обратно, иначе бы плыть пришлось. Смог выбраться, кофры фототехнику кое-как защитили. Тут уж не до рыбалки... Рома остался, я обратно под тент, сушиться. Растянули верёвку, подвесили технику, я с одного угла узелок, Аня с другого - кое-как, ну с её стороны развязалось, в костёр бух! Ещё и тряхонуло объективы. Остаток дня сушил, переживал, будет ли работать камера, в сердцах сам чуть сапог не спалил, аккумулятор даже подплавил - забылся. Жалко без камеры оставаться перед самой интересной частью пути! Но - повезло, только кнопка спусковая стала западать. Объективы тоже, сбереглись. Спас кофр. И всё это под нескончаемым потоком воды с неба... У Ани тоже потери, правда, с летальным исходом - для читалки. Раздавила.



Ане досталось. Прихожу мокрый - ни костра, ни чая. Да что же это такое, месяц воспитательной работы, и вот на тебе, ноль заботы о товарище. Говорю: а если зима? Под лед провалился - а костра нет? Умрет твой напарник. Аня конечно в спор. Конечно, красивые женщины всегда правы, им внимания достаётся во много раз больше, чем остальным. Не поругались, но повздорили. А тут ещё эта верёвка, которую Аня кое-как привязала… Однако тайга быстро помогает людям найти друг друга вновь. Хорошо, когда дорога одна. Именно такой дорогой и был крестьянский быт, коммунальные хозяйства. Каждый пользовался в равной степени благами всех в семье, и качественное отношение, ответственность закладывались как основы всей жизни. Таково свойство самой природы - воспитывать в человеке истинные ценности.

Продолжение Тувинец Роман и НЛО-шки

Тоджа, цельность природы, привычки подводят, Тыва, отшельник в тайге, двое в тайге, тувинцы, истинные ценности, единство в дороге, шаманизм

Previous post Next post
Up