Продолжение. Ранее
Куско - итоги. Как мухлюют с полётами над плато Наска. О самом плато Наска. Все фотографии сделаны мной из самолёта и доступны любому.
Так и хочется назвать: геоглифы плато Настьки... Где некая Настя раздухарилась и намалевала от души. Дали ей в руки карандаш, бумагу рисовать - и вот посмотрите...
Первое. Сразу видно, что это древний религиозный объект, ибо часть рельефа изменена многочисленными речными потоками, эрозией, урезанием склонов, что оборвало линии рисунков.
Второй момент, что все изображения животных, людей, объектов, то есть не линии, несут на себе как бы отпечаток другой культуры. А все «линии и геометрические фигуры» Наска, это точно ориентированные геометрические объекты, больше напоминающие инженерные чертежи электрических плат (линии сплошные, то есть - если даже это фигура, то она нарисована сплошной непрерывной линией).
Здесь имеет смысл отделить «изображения», как то рисунки, пусть даже симметричные, которые под силу к изготовлению человеком даже в условиях безводной пустыни. От «линий и геометрических фигур» сложного изготовления. Между этими двумя пластами есть и смысловая разница: рисунки показательны, это или обожествление животных и природы, или обращения к богам. То есть, они и принадлежат культуре Наска. А вот смысл многочисленных прямых, треугольников, трапеций и пересекающихся линий загадочен. Он явно древнее.
Третье, что на плато есть известные во всем мире символы. Это многочисленные спирали (их около 100). Лабиринт. И мандалы конечно, называемые "звезды". Что говорит о взаимопроникновении мировых культур точно также, как существование по всему свету пирамид, удлиненных черепов, курганов, половецких баб, стел.
Для справки. Традиционалисты говорят, что все объекты были созданы с одной только целью: умилостивить богов в пору надвигающейся смены климата, то есть наступающей пустныни.
Сомнительно звучит. Зачем тогда было создавать акведуки? Боги и так помогут. И тем более покидать насиженные места, если акведуки работают по сей день. А Наска всё же покинули. И далее - в традиционном взгляде много противоречий противоречий. Так или иначе, любой понимает, если наступила засуха, одна-другая, то пора мигрировать. Совершить миграцию легче, чем проложить тысячи линий на безводном плато в молитвенных целях.
И еще, непрерывность линий и контуров связывают с перемещением. Что они создавались для того, чтобы использовать объекты как тропинки, как раз совершать те самые обряды всем миром, деревней или поселением во главе с шаманом в ожидании лучшего. Однако, гигантские треугольники совсем не тропинки. И уж тем более не было смысла подравнивать вершины гор для этого.
Из музея. Кликабельно
Невозможно поверить, что люди были столь безрассудны, что верили жрецам, и отказывались верить эквадорцам и амазонцам (что там-то вода есть), а жрецы были столь глупы, что продолжали пичкать народ идеями о восхвалении богов путем неимоверного труда ради одной только возможности дождя... Проще ради воды было ещё тысячу километров акведуков прокопать! Даже
если бы Наска жили в современную нефтяную эру, трудозатраты возведения таких точных линий также оказались бы бессмысленны. Потому что практического смысла в них нет и сегодня. С таким же успехом можно гадать, что жители Наска могли изготовлять инструменты из инструментальной стали. Но сталь не нашли. А вот тонны керамики да, и они досконально объясняют времяпровождение и демонстрируют занятия и уровень достижений их хозяев на плато. Религиозное почитание. Но никак не топография изменения ландшафта.
Общая информация выглядит так:
- Всего на площади в 500 кв. км. Наска + Пальпа раскинулось 13 тысяч линий и полос, 800 прямых линий (самая длинная линия 14 км), около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций). В 2024 обнаружили около 300 новеньких рисунков;
- Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса);
- На плато Наска практически отсутствуют следы троп. То есть люди (подразумевается многочисленные рабочие), выполнявшие данные земляные работы по изготовлению полос в несколько метров шириной и в сотни метров длиной, не оставили следов своих ног, натоптанных троп. Тропинки если и можно найти, то только на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне, на самом плато их нет. Также не обнаружить и пород, которые должны быди остаться от выровненных участков гор;
Четвертое. Нет загадочных изображений, все узнаваемы и несут эмоциональный, то есть художественный окрас.
Пятое. Изображения, созданные народом Наска, ориентированы не на людей. Даже наоборот, спрятаны от людских глаз. Народ до Наска, называемый паракас (раньше считалось, что он жил по побережью), наоборот, создавал рисунки на склонах.
Шестое. Многочисленные следы проток говорят о большом поступлении воды в прошлом. Также стало известно, что в период между 11000 и 2000 лет до н. э. здесь был равнинный ландшафт лугов, на плато тоже росла растительность и было влажно - 200 мм осадков в год. Засухи начались около 4000 лет назад. К 100 году н. э. пустыня угрожала уже всему региону. Предки Наска пришли сюда около 12 000 лет назад.
Седьмое. Кроме отмеченных на путеводителях, названных объектах на плато скрыто немало других, неявных к определению. Нужно смотреть очень внимательно, буквально вглядываться в поверхность. Это значит, что «линии и геометрические фигуры» наносились в разное время. Потому они и пересекаются (в 2024 обнаружили около 300 новеньких рисунков).
Обнаруженные в 2023-24
Восьмое. И линии, и поздние изображения (народа Наска) предназначены для рассмотрения только с высоты птичьего полета или чуть ниже - детально. Так, как и устроен бинокулярный взгляд кондора. Видимо, по этой причине присутствует здесь и его изображение. Крокодила же нет. То есть люди, понимая, что линии и геометрика есть творение не их рук, изображая кондора, как бы говорили: «Мы понимаем, что вы изобразили и как это увидеть - мы знаем о вас!». Именно поэтому видимо изображение паука, это отражение расположения звезд созвездия Орион, а вытянутая лапка паука - Сириус. Позже стали изображать и фигурки людей, то есть себя, продолжая тему: «А мы здесь!».
Девятое. Плато было символом чего-то важного там, наверху, в то время как жизнь людей протекала у его подножия. Это труднодоступный район: ни воды ни укрытия, засуха может длиться десятилетия. Это сегодня шоссе, автобус каждый час. Видимо, в свое время люди обнаружили линии, что и послужило причиной заселить регион (около 12 000 лет назад здесь уже были люди). Кто-то увидел одну, пошел по ней "дорогой богов", та оборвалась. Потом кто-то снарядил поход в горы и составил карту. Так появился и религиозный центр Кауачи - место поклонения, куда люди стали совершать паломничества, в том числе и из дальних рубежей.
Пирамида Кауачи (Cahuachi был крупным церемониальным центром культуры Наска, который возвышался над гигантскими изображениями в пустыне Наска, существовал в I - V вв.), представлял собой около 40 церемониальных сооружений. Регион линий Наска - Пальпа тогда постоянно населяло около 60 000 человек. Для торговли был основан город на побережье Монте-Гранде, была торговля и с Эквадором.
Самые таинственные объекты плато
Также культурой Наска созданы 8 - м спиральные акведуки, называемые на местном охас, но это же... слово «око» «ojos de agua» (водяные глаза), прямо-таки только слетело с русского языка. Это удивительное совпадение, потому что колодцы сверху и в самом деле выглядят как глаз: воронка, а внизу течет вода. какое-то невероятное совпадение.
Итак. Люди понимали, что плато не творение рук природы, а нечто выдающееся. И относились к нему соответствующе. Возможно, поэтому и зародилась сама культура Наска. Появился церемониальный центр Кауачи, куда совершались паломничества в течение тысячи лет. Потом в 20 веке геоглифы, а точнее линии, открыли вторично. Сто лет их совмещали с самими линиями, и вот наконец стало возможно не только посмотреть сверху, но и скопилось достаточно статистики для понимания, что линии были проведены давным-давно. До геоглифов.
Мы тут!
Десятое. Многочисленные ямки скорее всего служили формой для чего-то другого, например для помещения украшений, отражающих поверхностей. Возможно, они связаны с погребениями сидя, специфика народа Наска. Ну или это постарались чёрные копатели, методично разрывшие ландшафт.
Одиннадцатое. Плато Наска и Пальпа не единственны. Есть и отдаленные линии.
Двенадцатое. Плато - это как застывшее время, и похоже, что древние люди это тоже понимали. Что след, оставленный на плато, сохранится на сотни, а то и тысячи лет. Я думаю, что этот символ, застывшее время, был также сакральным для культуры Наска. Люди понимали всю древность и загадочность этого места и пытались идти «в ногу со временем». Жить бок о бок с вечностью.
Тринадцатое. В плато можно вникать многократно. В нем много мелких деталей, которые становятся видны только лишь при близком рассматрении, например фотографий. Часть этих деталей уже совсем фрагментарна, что определяется лишь как контур некогда существовавшего объекта. Другая часть узнаваема лучше. То есть, или время повлияло, или природные особенности разнятся. И это значит, что рисунки можно обнаруживать, открывать новые и сейчас.
Одним словом, впечатляет. Уникально, что есть такая возможность полетать над плато, что разработаны маршруты. Можно даже в населенный пункт Наска не заезжать - сразу дуть в аэропорт к 6 утра. Ну кто ж знал, в инете много дурной информации. А ещё важно не принимать пищи, ничего кроме воды перед полетом.
Общая сумма на полет вышла 200$ + 20$ сборы в аэропорту. Это стоило того, если вы интересуетесь загадками и древностью.
Самые таинственные объекты плато: мандала, точки, гигантские треугольники. Именно ради них стоит полететь и на них обратить внимание.
Надо же, и здесь побывал!
Самые таинственные объекты плато
В 11 я уже вернулся в поселок Наско и решил заглянуть в музей археологии Антонини, посмотрел картинки в интернете. Обязательно, оказалось, надо заходить. Много о регионе и культуре Наска. Во дворе оригинальный акведук бывшего древнего поселения. Макеты погребений, то есть сидячие мумии с атрибутикой - достаточно, можно наверное на реальное захоронение уже и не ездить. Мертвых набивали кстати хлопком и сажали в позе эмбриона. В отличие от приятного зеленого уголка
Геоглифы Настьки... Настя передает привет!
музея, где птицы поют, сегодняшний город выглядит порой страшно. Горы недожженноно мусора, пыль, отсутствие тротуаров. Древние в жизни наверное бы не стали выстраивать свои рисунки, если бы вы увидели, во что их труд превратится. Вода, ради ресурсов перерезали глотки и чертили линии - вот оно, изобилие. У центральной площади статуя Марии Райхе с распростёртыми объятиями. Ещё одному герою - альтруисту, 20 лет посвятившей борьбе за признание. Был в Тиуанако, потом в Мачу-Пикчу. И вот теперь здесь. Куда ни глянь, везде спасали памятники именно такие люди.
По окрестностям интересны спиральные колодцы и некрополь Чаучильяс. Но получается уже повторение пройденного материала.
Вернулся в гест, сварил пожрать, пролежал и вперёд, в город Ика. Трасса как раз та, над которой летали - одна единственная, то есть пересекает плато (Панамериканское шоссе). На пути в Ику можно остановиться у края плато в поселке ElIngenio, ступить ногами на черные камни пустыни и посетить музей Марии Райхе. Но это видимо уже в другой раз...
Ну чем не Настя?
Продолжение следует