Заповедник Кологривский Лес и Кологрив

Jun 05, 2013 07:47

окончание. Начало здесь.



Кологривскому Бобику не удалось побывать в гостях у Барбоса

Меня не удивило, что егеря бродят по заповеднику со спиннингами.
Мужики слегка пришалели. За все время их работы, - заповеднику, правда, всего 7 лет, - к ним вот так, с Судая пешком, тем более за 2 дня - ещё никто не приходил. Даже бывалый охотник Алексей призадумался. Посовещавшись, решили все же протокол составить. Попросили паспорт.
-Нету, - отвечаю.
-Как нет?
-А зачем? Чтобы потерять?



-А как же билет на поезд? - сообразил кто-то.
-Какой билет? - отвечаю. - Сейчас все онла-айн! - и многозначительно поднимаю палец к небу. - Паспорт уже не нужен.
Ответ удовлетворил сполна, больше вопросов не нашлось, и тема с удостоверением личности отпала - протокол, естественно, был составлен на «деревню дедушке». Алексей с таким старанием заполнял бумажки, что мне даже стало  жаль его скорбный труд.



Кологривские сморчки

-Завтра в контору поедем, - сказал. Мужики не злые: накормили ухой, сала дали кусок и хлеба в подарочный обмен на пакетик набранных сморчков. Ну я тоже не злой: в конторе про спиннинги упоминать не стал. Ночевать отправили в вагон поезда, сохранившийся со времен "железных дорог".



Кологрив. Центр

Узкоколейные железные дороги были проложены по насыпям в послевоенные годы в целях освоения лесных пространств леспромхозами. Существовало несколько посёлков 200-300 человек, курсировал пассажирский поезд сначала ведомый паровозом, а потом оснащённый даже вагоном-"рестораном", сложились свои быт и традиции сельской, леспромхозной жизни, функционировала проводная связь. На заработки приезжали в сегодняшнем смысле "гастарбайтеры" - жители союзных республик. Но к концу 80-ых все посёлки поэкономическим соображениям были расформированы. Идея создания заповедника появилась еще во время начала освоения планомерного лесного хозяйства в районе, но была осуществлена только недавно, когда от первозданных лесов осталась лишь небольшая кроха в несколько квадратных километров. Этот лес, единственный 300 летний в районе, сохранился южнее и юго-восточнее истоков Вонюха. Интересно, что о периоде леспромхозов в краеведческом музее Кологрива ни слова.



Ещё интересное наблюдение: в устремлении к "лучшей жизни" на примере леспромхозов мы видим, как не случайно - а планомерно уничтожается то, что уже существует и что надо бы беречь. То есть, мечтая о лучшей доли мы пренебрегаем тем, что уже есть здесь и сейчас под ногами, и это распространённый мотив. Леспромхозы, ведущие одну из основных остраслей-целей в обществе, в итоге были упразднены за отсутствием рентабельности, а леса, - то, что надо было бы само собой - сохранять, - были незаметно уничтожены - до степени, что даже пришлось создавать заповедную территорию. Хороший пример иррационального способа мышления и разницы ложных и истинных ценностей.



Кологрив. Центр.

Утром в вагон заскочила белка и стала носиться в поисках выхода по мне, стенам, окнам. Котелок и мелкие вещи полетели на пол. За 10 минут она навела такой замечательный кавардак,  где каждая вещь нашла свое законное место в системе "хаос-порядок", что пришлось вмешаться. Вскоре завёлся УАЗик, и мы отправились в Кологрив.



На улицах города

В конторе заповедника, расположенной на втором этаже деревянного дома, услужливо отзывающегося скрипучими, поблескивающими краской половицами, произошло всё то же самое: расспросы про паспорт и заполнение протокола. Мне вновь удалось убедить в своей компетентности и честности, что - да, виноват, ходил, топтал землю и мох, ибо летать только учусь, костры жег хоть и в специально отведенных местах - но без пропуска. И что штраф я заплачу обязательно! Но по месту жительства. На том и порешили.



Кологрив. Воскресный рынок.

Так во время полудня я оказался в центре города Кологрив.



Кологрив - замечательный городок на высоких берегах трёхсотметровой по ширине Унжи



На центральных улицах - все признаки деревни: по обочинам песок, пыль. То, что мы называем "запустение". Иностранцы, кстати, приезжают в РФ именно за этим - полюбоваться, в какой отсталости живут русские по сравнению со многими другими странами.  Деревянная покосившаяся застройка; колодцы и колонки водоснабжения; выбоины на проезжей части; картонные коробки в окнах домов вместо стёкол; лужи, требующие наличия сапог и валки грязи по обочинам, а также сугробы - снег, который из большинства городов РФ не вывозят - всё это для иностранцев жуткие диковинки. Всё то, что для местного - вынужденное мучение, нелепая с точки зрения современных технологий трата сил. По виду сегодняшний Кологрив мало чем отличается от себя же с картин 19 века.



7 звезд

Кстати, еще пару дней назад в Клогриве шли дожди. Погода, как я понял, в районе и соседнем с ним может быть одновременно различна. В Костороме бывает, что на одной стороне Волги дождь, а на другой - солнце. А вот в Самаре, где я родился и вырос, такого явления не помню, хотя ширина реки там полтора километра.



Кологрив. У здания районного городского суда. Я более чем уверен, что этот пластик на здании или что там - бутафорские. Внутри здание - развалюха.

Народ так же колоритен. И снова вспоминается не город, а деревня.





За пожарной обстановкой в Кологриве по-старинке наблюдают с каланчи



Здание краеведческого музея - оно же несостоявшийся жд вокзал, потому что жд дорогу сюда так и не дотянули. Это здание - главная достопримечательность города.



Особое место в музейной экспозиции занимают полотна Е. В. Честнякова, которые он изображал самодельными красками. Это был бедный художник - здешний нац герой, который ходил по берегу Унжи и подбирал цветные камни, которые потом растирал для изготовления красок, от чего его картины кажутся тёмными. Особое полотно вот это, называется "город", в котором Ефим Васильевич в феериях, напоминающих творчество Черлёниса, изобразил своё идеалистическое представление о мегаполисе. В этом конкретном случае - видении деревенского жителя, для которого город казался чем-то фантастическим, мы не увидим ни панков, ни граффити, ни проводов, ни мусора, ни отстойных мест - ничего из типичных атрибутов сегодняшнего "центра просвещения".



Портреты местных жителей руки Честнякова



Рубль неразменный!!



Чайный сервиз русской работы

Поплелся из города на трассу в сторону автовокзала. Начал фотографировать мужиков, копающихся у колёс, и они мне:
-А-а, это тебя сегодня в заповеднике поймали??
Надо же! Все уже знают;) И двух часов не прошло, как из лесу на связь вышли!



Автобус до ближайшего Мантурово только через три часа... Конечно стал голосовать, в результате сменив несколько машин так и доехал до Москвы (за 12 часов) - в Честняковские, написанные природными красками "города" даже заглядывать не хотелось. Последовательно сменил 5 машин: лесники, сельский предприниматель, водитель грузовика, армяне и дальнобой-узбек. Много чего интересного услышал, как обычно. Водитель грузовика Алексей до этого работал нач охраны в сети супермаркета Ярославля. И он рассказал мне, что частые воры в магазине не кто-нибудь ещё, а бабушки! После Кологрива я не удивлён.



Дома был в 3 ночи. Автостоп не имеет границ)

Кологрив, сельская жизнь, глубинка России, заповедник Кологривский лес, автостоп, Костромская область

Previous post Next post
Up