Хотелось бы познакомить вас с уникальной музыкальной группой "Требушет". Она действительно уникальна, так как исполняет очень редкие направления в музыке для нашей страны. И делает это еще и на редкость качественно и интересно.
Этим летом на фестивале морской музыки «Шанти-Петербург-2013», проходившем в Петропавловской крепости, Новороссийск был представлен группой «Требушет Sailors», одной из немногих в России исполняющей старинные морские песни - шанти. Корреспондент «НР» навестил музыкантов в их мастерской.
- Прежде всего, хотелось бы прояснить, что такое песни шанти (shantie songs). Это рабочие песни моряков времен парусного флота. Песни создавали ритм для слаженной работы команды. Изначально их пели везде, где были паруса, - поясняет Антон, лидер группы.
- Но в XVIII веке на военном флоте шанти запретили. Так как матросы часто сочиняли куплеты, в которых могли, мягко говоря, посетовать на плохую еду или от души посмеяться над начальством. Офицеры не очень любили, когда о них пели матросы. А когда такую песню поет вся команда за работой, то наказать кого-то конкретно невозможно. Вот британское адмиралтейство и запретило шанти на флоте ее величества. Так же поступили и флоты прочих стран. Поэтому шанти дошли до нас именно через флот торговый, в котором подобные запреты просто не работали. Есть еще песни «фоксл», их пели во время отдыха...
Уже восемь часов вечера, на улицу спустились сумерки. Мы заходим в святая святых музыкантов - их мастерскую. Возникает ощущение, что мы не просто переступили порог мастерской, а шагнули в другую эпоху - может, более суровую, чем наша, но полную романтики.
Публикация здесь Обволакивающий запах благовоний. На дверях мастерской с внутренней стороны наклеены афиши прошедших концертов. Волынки, флейты, дудки, бузуки и другие музыкальные инструменты разместились по стеллажам, полкам, на спинке дивана. На маленьком столике хозяйка Ганна (музыканты настаивают, чтобы фамилии их не звучали - артисту достаточно имени) заботливо поставила чай и угощение. Последним в мастерскую вбегает черный кот Гриша.
Костяк группы состоит из трех человек: Антон поет, играет на бузуки и духовых, Ганна поет, играет на барабане и духовых, Лида - на скрипке. Группа «Требушет» не ограничивает себя исполнением только морских песен, количество музыкальных направлений у них довольно большое, но сегодня они хотят говорить о шанти.
- Началось увлечение этой музыкой более 10 лет назад, прежде всего благодаря тому, что живем в морском городе, - пояснил Антон.
- Какие инструменты вы используете при исполнении песен шанти?
- Скрипку, мандолину и барабан. Шанти - это именно песни, - продолжает он после небольшой паузы, - их, как правило, исполняли вообще без сопровождения инструментов. Например, на кабестане (механизм для поднятия якоря, при вращении на него наматывается цепь или канат - авт.) сидел запевала и начинал песню, он мог играть на каком-нибудь инструменте, но это совсем не обязательно, а команда поддерживала. Мы пытаемся восстановить шанти в их изначальном виде...
Тем временем Гриша, прогнав пару любопытных котов, заглядывавших на огонек, сворачивается клубком на диване рядом с зачехленным барабаном.
- Я предвижу вопрос о старинных парусных песнях отечественных моряков, - продолжает Антон. - На самом деле эти песни почти не сохранились до наших дней, их никто не записывал. Большинство британских песен, что до нас дошли, были записаны собирателями фольклора в XIX - начале XX века, когда парусный флот еще вполне существовал. А в России таких собирателей на рубеже веков не нашлось, или было настолько мало, что сегодня мы не можем просто взять и почитать сборник матросских песен, составленный, допустим, в Новороссийском порту. Возможно, потому, что наш торговый флот был значительно меньше английского. Да и Великобритания - островное государство, которое живет морем, поэтому для них это был огромный культурный пласт.
- В этом году вы участвовали в фестивале морских песен?
- Да, в июле в Санкт-Пе-тербурге впервые в России проходил такой фестиваль в рамках «Недели классических яхт». Идейным вдохновителем фестиваля стал ансамбль «English Elements». Это русско-британская группа, также исполняющая шанти.
- И много там было групп с подобными песнями?
- Музыкальных групп там было, конечно, много, но в России нашлось только две, исполняющие настоящие старинные морские песни. У остальных репертуар оказался менее подходящим для такого фестиваля. Организаторы фестиваля выясняли, есть ли интерес к морским песням в Новороссийске. Ведь в следующем году в Черное море зайдут несколько крупнейших парусников, в числе которых всем известные российские корабли «Мир», «Седов», «Крузенштерн»... Парусники зайдут в том числе в Сочи и Новороссийск. И в Сочи планируется на время этого визита фестиваль морской музыки. Организаторы считают, нечто подобное должно появиться и в Новороссийске.
- Существуют ли записи ваших песен?
- Есть и записи. Например, один из наших трёх альбомов называется «Sea Songs And Shanties». Его мы записали в прошлом году. На нем только морские песни и парочка плясовых мелодий из Ирландии и Шотландии. Там и тексты есть, чтобы самим петь или на концертах подпевать. Скоро за еще один морской альбом возьмемся - люди просят новых записей.
- А как можно приобрести ваши альбомы?
- В Новороссийске, к сожалению, таких точек нет, поэтому приобрести можно или на наших концертах, или у нас лично, через группу ВКонтакте www.vk.com/trebushet, например.
- Вы исполняете, как шанти, народную музыку Шотландии, Ирландии, Испании. Что для вас эта музыка? Почему такие редкие направления выбираете?
- Мы очень любим историю. Если попадается интересный собеседник, то вон там, - Антон показывает вглубь мастерской, - у нас есть карты мира и Кавказского региона, и беседы за чаем льются до самого утра. А вообще, нам очень хочется показать связь настоящего с не очень известным прошлым, с теми элементами жизни, которых в быту современного человека уже нет.
Выпив с музыкантами четыре чашки круто заваренного чаю, выхожу вместе с хозяевами на улицу. Гриша (напомню - это кот) не пожелал оставить диван. Мои собеседники направляются по домам. Их силуэты исчезают в густоте глубокого вечера. А британские матросы XVII века все еще поют в моих ушах.
Павел ЛАРЬКИН.
Нельзя оставить вас и без видео.
Click to view