Как и зачем появился подоходный налог

Dec 09, 2012 01:15

Власть, война и деньги были неразрывно связаны в замкнутый цикл на протяжении тысячелетий. Люди были заложниками воинственной власти, жертвами войны за деньги, и источником денег для для власти. Деньги, будучи эффективным инструментом сохранения и обмена труда в экономике, были превращены властью в не менее эффективный инструмент порабощения людей. Одним из ярких примеров этого зла является подоходный налог.

В 1188 королям Европы приспичило отобрать у мусульман Святую землю. На первый взгляд дело хорошее, но было несколько препятствий. Первое -- отсутствие технологического превосходства над противником: обе стороны были вооружены острыми палками, мясом и отвагой. Мысль приобрести технологическое превосходство путём развития науки, техники и повышения производительности труда, реализованная Архимедом 14 веками ранее, для просвещённых королей 12 века видимо была слишком старомодна, и преимущество достигалось наращиванием количества мяса и острых палок. Но это простое и элегантное решение упиралось во второе препятствие -- накопление нужного количества мяса и острых палок требовали принуждения подвластных королям людей к непродуктивному труду на обеспечение военных действий. Чтобы не отвлекать подданных от продуктивного труда на земле, короли честно отбирали у них часть плодов различными методами: десятиной, данью за землю, данью внешних врагов, откупом от участия в войнах, и прочими нехитрыми выдумками далёких предков финансовых инженеров. Этого хватало на жизнь, но совершенно не хватало на постоянные войны. Но в 1188 произошёл прорыв. Король Англии Генри 2 издал указ о десятине Саладина: "В этом году все должны добровольно отдать десятую часть их рент и движимого имущества для помощи земле Иерусалима, кроме оружия, коней и одежды рыцарей, также книг, коней, одежды и одеяний клириков, используемых при богослужениях, и драгоценных камней клириков и простолюдинов."

Так родился целевой подоходный налог для обеспечения наступательной войны. Для придания затее веса в глазах подданных и эффективности изъятия ценностей, сбор налога проводился в присутствии клирика, неуплата каралась анафемой, а к оценке платежеспособности привлекались соседи. Результаты превзошли ожидания -- удалось изымать больше, чем всеми прочими способами ранее. Генри 2 не дожил до похода, на который столь ловко насобирал, а его сын Ричард был захваче в плен в 1192 на обратном пути. Для выкупа из плена, его брат Джон, будучи регентом, изъял у подданных огромные средства: четверть от рент и движимого имущества -- сверх десятины Саладина. И через три года после блестящего дебюта, подоходный налог был увеличен с 10% до 35%, а идея окончательно прижилась, как метод финансирования наступательных войн за счёт подвластного населения. Сколько людей тогда умерло из-за этого выкупа история не знает -- не в английской традции отвлекаться на такие пустяки. Позже идея была развита: будущие поступления налога король продавал по рекомендациям своих финансовых советников и кредиторов, что дошло до наших времён с несущественными изменениями и считается нормой. Почти все современные государства мира живут в неоплатных долгах.

Ни одно государство не смогло бы позволить себе сколько-нибудь значимые и продолжительные военные расходы, если бы не эти две идеи, потому что война не только поглощает свои и чужие материальные ценности, но и уничтожает создающее их население вместе со средствами производства. И всё же до 20 века оставалось одно последнее препятствие на пути к неограниченной войне. Подготовка к его устранению потребовала нескольких веков организованных усилий некогда подвластных королям финансовых советников, овладевших властью и известных сегодня как "банкстеры".

война, экономика, история

Previous post Next post
Up