Мольер и Люлли «Мещанин во дворянстве»

Sep 30, 2019 16:37

image Click to view



Своим появлением на свет комедия-балет "Мещанин во дворянстве" обязана одному курьёзному случаю.


В ноябре 1669 года в Париж прибыл посол султана Османской империи Мехмеда IV некто Солиман Ага. Желая произвести впечатление на посла Блистательной Порты, самого могущественного государства Востока, Людовик XIV, монарх самой передовой во всех отношениях страны Запада, явил себя во всём великолепии. Парчёвое платье Короля Солнце было так богато украшено бриллиантами, что, казалось, будто монарх сам излучает свет. Однако на заморского гостя это не произвело никакого впечатления. Он сухо сказал, что когда его государь изволит показать себя народу, его лошадь одета богаче того, что он видит сейчас перед глазами. Людовик почувствовал себя уязвленным, а этот анекдот ещё долго с удовольствием обсуждался придворными в коридорах Версаля. Но самое досадное было то, что под видом посла дворец посетил неведомый авантюрист. Чтобы как-то подсластить горькую пилюлю уязвлённого тщеславия, Король Солнце повелел создать "забавную комедию из турецкой жизни", где можно было высмеять "турецких проходимцев". Создать комедию было поручено двум придворным гениям от искусства - комедиографу Жан-Батисту Мольеру и композитору флорентийского происхождения Жан-Батисту Люлли. В помощь Жан-Батистам был определён шевалье д`Арвьё, который недавно вернулся из Турции и был знаком с местными обычаями, культурой и языком. Он же создал эскизы сценических костюмов для актёров. Мольер написал шедевральный текст в стихах, а Люлли поставил хореографию и создал превосходную барочную музыку, ядром которой стал "Марш для турецкой церемонии", ставший без сомнения одной из вершин его музыкального творчества.

image Click to view



И вот, наконец, 14 октября 1670 года в замке Шамбор на Луаре состоялась премьера комедии в присутствии короля и придворных. В одном из залов замка построили импровизированную сцену и скамьи для музыкантов. В назначенный час в зале появился Людовик XIV в окружении многочисленных фавориток и их детей, прижитых от короля, а также напыщенные придворные, которым сама идея комедии не понравилась изначально. Сам Мольер играл роль господина Журдена, а Люлли вышел на сцену в роли турецкого муфтия. Король искренне веселился и хохотал, глядя на представление. Особенно понравилась ему сцена посвящения господина Журдена в мамамуши. Когда Люлли в роли муфтия появился на сцене, грозно топорщя приклеенные усы и, яростно вращая глазами, спросил: "Я муфтий здесь, а ты кто есь?" зал просто грохнул со смеху. Люлли продолжал нести тарабарщину якобы по-турецки, хотя этот "турецкий" был больше похож на его родной итальянский. Одновременно он пытался дирижировать оркестром, игравшим его "Марш для турецкой церемонии" на псевдо-турецких инструментах.

После премьеры король изволил благосклонно высказать своё удовлетворение, указав артистам "продолжать работать в том же стиле".

К сожалению, судьба была менее благосклонна, чем Король Солнце, к обоим Жан-Батистам. Через три года после премьеры "Мещанина во дворянстве", 17 февраля 1673 Мольер, играя Аргана в своей пьесе "Мнимый больной" почувствовал себя плохо, у него пошла кровь горлом (запущенный туберкулёз). Но чтобы не сорвать спектакль, он продолжал играть. Зрители, не зная правды, шумно высказывали своё одобрение, восхищаясь столь натуральной "игрой". Мольер же, не доиграв спектакля, был перевезён домой, где через несколько часов скончался в возрасте 51 года.

image Click to view



Основоположник французской оперы и школы французкого барокко Жан-Батист Люлли был автором и религиозных гимнов. Один из них, "Te Deum", он написал по случаю выздоровления Людовика XIV. Король обещал лично присутствовать на премьере, но не смог приехать. Люлли воспринял это, как плохой знак и, руководя оркестром в расстроенных чувствах, поранил себе ногу баттутой, тростью с металлическим наконечником, которой дирижёры в то время отбивали такт. Началась гангрена из-за заражения крови, антибиотиков тогда не было, композитору грозила ампутация ноги. Люлли, будучи искусным танцовщиком, не мог на это согласиться и скончался 22 марта 1687 года в возрасте 54 лет.

Что тут поделать, ведь все мы - актёры в Божественной комедии под названием жизнь.

видео, кино, история, музыка, Франция

Previous post Next post
Up