Цеппелины - Конец эпохи

May 03, 2013 05:00




Дирижабль "Гинденбург" был самым крупным жёстким дирижаблем в мире. Размерами он не намного превосходил своего более удачливого предшественника "Графа Цеппелина", чьё имя стало нарицательным для обозначения всех дирижаблей вообще.




Дирижабль LZ-129 (Luftschiff Zeppelin) "Гинденбург" был построен в Германии в 1936 году. Его строительство продолжалось пять лет. Это был самый крупный в мире пассажирский дирижабль жёсткой конструкции. Длина его составляла 245 метров, диаметр в самой широкой части 41,2 метра, объём водорода в газовой гондоле - 200 тысяч кубометров. Назван дирижабль был в честь рейхспрезидента Веймарской республики маршала Пауля фон Гинденбурга. Дирижабль был оснащён четырьмя дизельными двигателями "Даймлер-Бенц" мощностью 900 лошадинных сил каждый, позволявшими "Гинденбургу" развивать скорость до 135 километров в час. Дирижабль мог брать на борт до 100 тонн полезной нагрузки и 50 человек пассажиров (после реконструкции зимой 1936-37 эта цифра выросла до 72 человек). Столь большие габариты дирижабля были вызваны тем, что проектировался он под гелий, который должен был заменить взрывоопасный водород. Но США, бывшие мировым поставщиком этого газа, не очень-то стремились экспортировать его в страну, где к власти пришли фашисты. Поэтому "Гинденбург" был модифицирован для использования водорода.







На борту "Гинденбурга" был ресторан с кухней, салон, две прогулочные галереи с наклонными окнами, бар, двухместные спальные купе, душевые и даже курительная комната с единственной на цеппелине электрозажигалкой.







В курительную можно было попасть только через шлюз и вентиляторы создавали внутри помещения избыточное давление во избежания проникновения водорода.







Вся мебель на "Гинденбурге" была максимально облегчена и сделана из алюминия, как и специально изготовленный на заказ рояль в салоне.







Даже посуда несла на себе логотип Немецкой компании дирижаблеплавания Deutsche Zeppelin Reederei.




"Гинденбург" совершал коммерческие рейсы через Атлантику - в основном в США и Бразилию. Помимо пассажиров, цеппелин перевозил также почту и коммерческие грузы в небольших количествах. Лететь дирижаблем было значительно быстрее, чем добираться пароходом, и гораздо комфортнее, чем тогдашними самолётами. Это было также очень престижно, как в наше время лететь на "Конкорде", когда они ещё были в строю. Стоило это удовольствие тоже недёшево и было по карману только весьма состоятельным пассажирам. Например, средняя цена билета до Нью-Йорка составляла 400 долларов.




Воздухоплавание (какое удачное слово!) на "Гинденбурге" стало популярным и все билеты на ближайшие рейсы быстро раскупались. Так продолжалось до рокового дня 6 мая 1937 года. В тот роковой рейс "Гинденбург" отправился, имея на борту 97 человек пассажиров и экипажа, 17 тысяч почтовых отправлений, 149 кг груза и 879 кг багажа. 3 мая в 20:15 по среднеевропейскому времени цеппелин покинул Франкфурт, а уже днём 6 мая плавно парил над Манхэттеном, как изящная серебристая сигара.







Пролетая над небоскрёбом Эмпайр-стейт-билдинг, капитан воздушного корабля лётчик-ветеран Макс Прусс, к общему восторгу пассажиров и нью-йоркцев, подвёл цеппелин так близко к зданию, что находившиеся на его смотровой площадке и пассажиры смогли помахать друг другу.




Сделав круг над городом, "Гинденбург" направился в сторону военно-морской базы Лейкхёрст, Нью Джерси, на посадку. Но дул сильный ветер, приближалась гроза, и руководство базы рекомендовало посадку отложить. Цеппелин-гигант медленно двинулся вдоль побережья, ожидая улучшения погоды. Около 19:00 пришло сообщение с базы, что посадку желательно совершить как можно быстрее. В 19:20 "Гинденбург" подошёл к причальной мачте, после чего с носовой части были сброшены швартовочные канаты. В 19:25 в кормовой части диржабля, перед стабилизаторами, произошло возгорание обшивки, а через 20 секунд раздался первый взрыв.




Красавец-дирижабль, объятый пламенем, рухнул на землю, вызвав крик ужаса у собравшихся на земле встречающих.




В результате катастрофы погибло 36 человек - 22 члена экипажа, 13 пассажиров и один сотрудник наземных служб. Не самая страшная катастрофа по числу жертв, тем не менее, положила конец эре пассажирского воздухоплавания на дирижаблях, а ведь как жаль, что нет более этих неспешных, гигантских и в то же время таких изящных и прекрасных воздушных кораблей эпохи ар-деко. Оставшимся дирижаблям было запрещено перевозить пассажиров, "Граф Цеппелин" превратили в музей, а с началом войны в 1940 году по приказу Геринга оба оставшихся в Германии пассажирских дирижабля были уничтожены.
    На смену эпохе ар-деко пришла другая эпоха - эпоха блицкрига, скорости и жестокости...


Германия, история, воздухоплавание

Previous post Next post
Up