В этом году случилось нечто из ряда вон удивительное - в Краснодаре в конце ноября выпал снег! Нет, снег зимой у нас все же бывает, но чтобы в конце ноября, да еще и лег, а не растаял за пару часов... Когда такое было последний раз - я даже не вспомню. А что нужно делать, если выпал снег? Правильно! Катать! На велеке по снегу - безумие? Нет! Безумие - это за город поехать на велеке по снегу. Что я и сделала.
Всю прошлую зиму мечтала о том, чтобы выехать за город, почитать книгу жизни, написанную звериными следами на снегу. И не то, что бы в прошлому году снега совсем не было - был!
Даже на Новый год лежал, что для нас вообще явление исключительное, но вот как-то выбраться не сложилось. Не скажу, что мне в полной мере удалось осуществить мечту, тем не менее первый опыт состоялся!
Вот вы, наверное, читаете сейчас все это и недоумеваете - как можно ехать на велеке зимой? Идти же холодно, на вале так вообще задубеешь! И будете не правы! Зимой при езде на велосипеде точно такая же проблема, как и летом - ЖАРА! Да, именно с жарой, а не с холодом приходится иметь дело.
Но вернемся к поездке.
День шел как обычно - сидела, клепала очередной макет и тоскливо смотрела в окно. И вдруг стало ясно, что работа - никуда не денется. А вот снег - растает. И когда он вновь выпадет, да еще и так, чтобы мороз был... Может и вообще только в следующую зиму. А значит не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня! Даром, что нормальные ботинки купить не успела. Поеду в замшевых.
Ехать решила через стройки. Пришлось попетлять в частном секторе, так как привычную дорогу убили строительством очередного коттеджа. Может и можно было проехать по ней, но здесь нужна была бы другая обувь. Сколько еще раз я буду об этом думать! Зато пока петляла - встретила стайку хохлатых жаворонков. Птички тут же взлетели и сели на ближайшие провода, лишь один остался на земле, так и не улетев. Затем они опять уселись передо мной на дороге, но лишь для того, чтобы вскоре с возмущенным тиу-тиу улететь насовсем.
Треш начался уже на подъезде к стойкам, но я твердо решила не сдаваться, в наиболее спорных участках пройти аккуратно пешком. Награда за настойчивость не заставила себя ждать - сразу на развилке попался на глаза след зайца. Дорога через поле оказалась вполне проезжабельной - вел бодро хрустя льдом катил на пониженных. Так доехала до бетонки, сразу за которой начался ад. На ближайшие метров 300, не меньше дорога была убита машинами. Кому и зачем могло понадобиться ездить туда в такое время года???
Кое-как прошла этот участок пешком.
Кстати, не стоит думать, что если я называю отдельные участки как сложно проходимыми, то это значит, будто бы все остальное время можно ехать на расслабление. Лучшие участки были худо -бедно приемлемыми для передвижения, не более того. Далее дорога стала относительно приемлемой. С права от колеи, со стороны садов шла утоптанная псовыми тропинка. К сожалению, точно сказать кто тут ходил нельзя - многие следы слишком разрушались. Собачьи точно были. Тем более летом встречала здесь стаю парий 1 . Водятся ли здесь лисы или шакалы - не знаю. Заячьих следов стало больше. Примечательно, что косые так же не редко использовали дороги для перемещений.
Подчас спешивалась для того, чтобы лучше рассматривать следы.
Мокрый снег постоянно наматывался на колеса. Почти как грязь. Но чистится легче. Да и лужи спасают. Ведь если вода не замёрзла полностью - значит она имеет положительную температуру.
Вокруг тишина, нарушается только птичьими криками. То раздастся одинокий кра-а грачи или треск сороки, то вспугнутая стайка воробьёв возмущение зачирикает. Фазаны не попались, зато в достатке были их следы с характерными чёрточками от хвостов. Пока рассматривала снежный покров - рядом сел зяблик. Птица подпустила к себе на удивление близко - жаль не стала снимать.
Проезжая лесополосу подняла с дерева канюка. Коршун резко взмыл в вышину и долго кружил, прежде чем улететь в более безопасное место. Подбрюшье у него было на удивление светлым. Зимняк 2 ?
Под многими деревьями с обоих сторон дороги снег утоптанная птицами и зайцами.
Наконец доехала до дороги, ведущей к заброшенному складу химзащиты. Она была раскатана машинами до непроезжабельного состояния, но за лето я хорошо изучила сады, так что знала - если проехать в глубь, то, не доезжая трубопровода, будет второстепенная дорога. По ней машины ездят ровно с той частотой и в ту погоду, чтобы она не зарастала и колеи не образовались. И не прогадала. Дорога была просто в идеальном состоянии. Примечательно, что именно там, где теоретически могла быть колея снег несколько подтаял. Возможно, травы здесь растет меньше и снег таял, пока земля не остыла.
И опять звериные тропы натопаны.
Тут только заметила, что уже давно темно и наступила ночь. Просто привычной ночной темени нет - отраженный свет от снега и облаков позволял комфортно передвигаться даже без фонарика.
Но вот показался заброшенный склад. Кучи строительного мусора напоминают гигантские сугробы.
Колеса вела к этому времени превратились в два снежных плохо оформленных диска. Спицы только угадываются непонятными рёбрами. Снежный нарост на месте заднего переключателя. И только тормозные диски гладкими блинами четко обозначены. Правда сколько в этом длине диска, а сколько - снега - не ясно. Педали напоминают большие ледышки, к тому же скорее цилиндрической, чем плоской формы. Шипов не видно. Жаль не сфотографировала. Кажется, что к отличию от грязи вел больше забивается снегом при качении, чем при езде. Наверное трение согревает. К слову сказать - в прошлые года каталась неоднократно при сильном морозе и сухом снеге - такого кошмара с написанием не было.
В одном я несколько ошиблась. Да, от склада до ул. Кирилла Россинского ведет гравийка. Но вот после склада - грунтовка. И сейчас она представляла из себя сплошное месиво из грязи и снега. Не то, чтобы ехать - идти нельзя. Пришлось брести прямо по придорожной канаве, таща изрядно потяжелевший велосипед. В рюкзаке зазвонил телефон. Мысленно посылаю звонившего и решаю игнорировать. Но звонящий оказался настойчив. После очередного звонка сдаюсь, останавливаюсь, снимаюсь рюкзак... Ну, конечно заказчик! И вот я на морозе стою в придорожной
канаве, поколено в грязи и снегу, в мокрых сапогах, таща залепленный грязью и снегом вел консультирую заказчика по неймингу его компании и выслушиваю новые идеи по разработке логотипа... "Я тут недавно эмблему Хогвартса увидела... Ну знаете - из Гарри Поттера. Так вот, а давайте какой-нибудь такой же еще вариантик сделаем?" Обожаю свою работу!
Пока общалась по телефону - с дерева взлетела сова, покружив, села на снег с другой стороны дороги, взлетела, вновь села, но чуть дальше. И лишь потом улетела. Давно заметила, что местные ушастики людей не боятся и даже относятся с некоторым любопытством. Они даже снимать себя позволяют с относительно близкого расстояния со вспышкой. Но в таких случаях встроенной вспышки мала, а "башмак" я с собой не таскаю (должна же я хоть что-нибудь не таскать с собой!). Следом за этой совой показалась другая, на этот раз помельче. То ли просто мелкая особь, то ли сплюшки наши все-таки зимуют. Эх, добыть бы орнитолога...
Вскоре грязевая часть дороги закончилась и началась гравийка.
Обратная дорога осложнилась разве что пробитым колесом. И хоть с собой была сменная камера, тем не менее возиться с шиномонтажом мне не хотелось (для этого бы пришлось долго чистить колесо от снега), так что решила ограничиться докачкой.
Велосипед стойко выдержал все испытания. Дома пришлось разве что болты заднего тормозного диска подтянуть. Но не факт, что это было вызвано экстремальной поездкой. Разве что в коридоре с него натекло несколько литров воды.
Теперь жду следующего снега, и надеюсь в этот раз - сухого.
Примечания:
1 Парии - одичавшие собаки. Собаки дичают лишь во втором поколении, но дичают. В том числе приобретают антропофобию (боязнь человека), свойственную диким псовым. Парии часто населяют окраины городов.
2 Зимляк - мохноногий канюк, обитающий на севере. Чуть крупнее нашего и более светлоокрашенный. Зимует, в частности, в южных областях Европы.