Турция расплёвывается с Западом

Jul 19, 2019 13:57

Эрдоган унизил Меркель и Трампа одновременно



© AP Photo / Lefteris Pitarakis

Иван Данилов

На этой неделе Реджеп Тайип Эрдоган наглядно продемонстрировал, что империи заканчивают свой жизненный путь тогда, когда их совсем перестают бояться. Сначала на их угрозы отказываются реагировать самые смелые, а потом желающие продемонстрировать импотенцию былых гегемонов выстраиваются в очередь. Турецкий лидер одновременно разозлил Вашингтон и Брюссель, причем в вопросах принципиального характера, но что самое интересное - несмотря на все грозные заявления администрации Трампа и Еврокомиссии, Турцию не смогли наказать хоть сколь-нибудь серьезным образом.


Сделка по покупке российских систем С-400 могла бы показаться изолированным инцидентом, но после того как Турция начала геологическую разведку в территориальных водах Кипра, стало ясно, что перед нами результат переосмысления конкретной страной возможностей, которые есть у Вашингтона и Брюсселя. Практика показывает, что в вопросе эффективных пунитивных мер в условиях новой геополитической реальности мультиполярного мира у США и Евросоюза все далеко не так радужно, как им хотелось бы.

Телеканал Euronews в красках описывает санкции, которые министры иностранных дел Евросоюза совместно решили ввести против Турции в качестве наказания за геологическую разведку на кипрском шельфе (который, по версии Анкары, принадлежит никем, кроме Турции, не признанной Турецкой Республике Северного Кипра):

"Европейский союз сократит свою финансовую помощь Турции и прекратит переговоры на высоком уровне со страной в рамках комплекса санкций за бурение у побережья Кипра. Министры иностранных дел ЕС, которые встретились в Брюсселе в понедельник, решили сократить помощь Турции до 2020 года на 145,8 миллиона евро. Они также приостановили переговоры по авиационному соглашению и двусторонние переговоры на высшем уровне между двумя странами. Наконец, они предложили Европейскому инвестиционному банку - некоммерческому кредитному учреждению ЕС - пересмотреть свою кредитную деятельность в Турции, которая в прошлом году составила 358,8 миллиона евро".

Легко заметить, что такие санкции - не более чем мелкий раздражитель. На кипрском шельфе - нефти и газа на миллиарды долларов, и при этом Евросоюз даже не стал угрожать санкциями турецким нефтяным компаниям, не стал вводить ограничения против кораблей, участвующих в геологической разведке, не стал вводить личные санкции против турецких должностных лиц и предпринимателей. Это не санкции, это позор дипломатии Европейского союза, которая продемонстрировала свою тотальную импотенцию, когда речь зашла о защите интересов не самых крупных стран - членов Евросоюза.

С американскими санкциями за покупку С-400 тоже возникают сложности. Как видно на китайском и российском примерах, Вашингтон ограничительные меры легко вводит и неохотно снимает, но в данном случае угрозы пока не подкрепляются реальными делами.

Нет, сомнений в том, что рано или поздно какие-то меры все-таки будут введены, нет. Проблема в том, что они, скорее всего, окажутся символическими. The New York Times, главное печатное издание США, объясняет серьезность ситуации, которая может превратиться в полноценный кризис НАТО:

"По мнению стратегов Пентагона, сделка (по покупке. - Прим. ред.) С-400 является частью плана президента Владимира Путина по разделению НАТО. Американским чиновникам явно не по себе, когда их спрашивают о будущем альянса или даже о том, как Турция могла бы оставаться активным членом НАТО при использовании средств ПВО российского производства".

По-хорошему, за такой проступок из НАТО нужно выгонять. Но администрация Дональда Трампа откровенно боится идти на столь радикальные шаги - тем более что потом вернуть все назад будет уже очень проблематично, а президенту США вряд ли хочется войти в историю в качестве "главнокомандующего, развалившего НАТО". Более того: оголение юго-восточного фланга НАТО в случае ухода Турции - кошмар еще больший, чем С-400 на службе турецкой армии.

Ввести санкции против Эрдогана лично и против его окружения, наверное, можно, но это только усилит антиамериканские настроения у части турецкой элиты. Конечно, Турцию, скорее всего, лишат допуска к новейшим разработкам, таким как F-35. Но, судя по реакциям турецких властей, такое наказание за проявление государственного суверенитета на них не производит особого впечатления. В этом смысле "турецкий прецедент" довольно показателен, ибо демонстрирует, что американское законодательство, которое практически принуждает президента вводить ограничения против тех стран, которые совершают крупные сделки с российскими оборонными предприятиями, на самом деле не такое зубастое, как кажется. Следовательно, у российских экспортеров оружия могут появиться дополнительные покупатели.

Как Эрдоган, несмотря на сложную ситуацию в экономике и поражение проэрдогановского кандидата на (повторных. - Прим. ред.) выборах мэра Стамбула, оказался в положении лидера, который может безнаказанно доставлять неприятности Вашингтону и Брюсселю? Турецкому руководителю, вероятно, удалось нащупать болевые точки Евросоюза и США, и эти точки дали возможность Анкаре изменить прозападный курс, который Турция когда-то последовательно демонстрировала. Уязвимая точка ЕС - тот самый "западный либерализм", об истечении срока годности которого недавно говорил Владимир Путин. Из-за сирийского кризиса, а также из-за непрекращающегося потока экономических мигрантов из Афганистана и прочих азиатских стран у турецкого руководства есть возможность сравнительно легко "открыть ворота в Европу" для потоков мигрантов и даже помочь им логистически. И тем самым устроить Германии, да и всему Евросоюзу, в целом кризис похлеще, чем в 2015 году. Тот, первый кризис, напомним, едва не стоил Меркель политической карьеры. А закрыть границу Евросоюза перед носом сотен тысяч голодных азиатских мигрантов не позволяют постулаты того самого "западного либерализма". В этих условиях вводить по-настоящему болезненные кары против Анкары европейские политики просто боятся.

Уязвимая же точка США - в желании любой ценой сохранить 1) НАТО (хоть в каком-то виде) и 2) свое активное присутствие на Ближнем Востоке. В данный момент - с прицелом на очень вероятную войну с Ираном, которой добиваются многие "ястребы" в администрации Трампа. Опять же, в этих условиях исключение Турции из НАТО или любая другая форма по-настоящему серьезных санкций - слишком тяжелый удар по позициям США на Ближнем Востоке. А значит, скорее всего, придется ограничиться символическими мерами.

Так что если только Турция не скатится в полноценный экономический кризис (а такой риск есть и он связан скорее с финансовой политикой турецких властей, а не с санкциями), то она может стать примером успешного противостояния одновременно с двумя "великими державами" современности - США и Евросоюзом. Такой пример обязательно окажется заразительным, и для отношений США и ЕС с другими странами он не предрекает ничего хорошего.

Эрдоган готов к войне с Европой за газ Кипра

Александр Запольскис



У за­ста­ре­лых нераз­ре­шен­ных тер­ри­то­ри­аль­ных кон­флик­тов есть одна  непри­ят­ная сто­ро­на. Од­на­ж­ды, в самый для многих непод­хо­дя­щий момент, они  имеют свой­ство вы­ли­вать­ся в се­рьез­ную про­бле­му, чре­ва­тую об­ру­ше­ни­ем  всего сло­жив­ше­го­ся мира. Вплоть до пер­спек­ти­вы воз­ник­но­ве­ния пол­но­цен­ной  войны, ко­то­рую никто как бы не хочет, но именно потому она неред­ко  ока­зы­ва­ет­ся со­вер­шен­но неиз­беж­ной.


Сейчас воз­ни­ка­ет именно такой случай между Тур­ци­ей и Кипром. Хотя до  прямой стрель­бы дело еще, к сча­стью, не дошло, однако сама ди­на­ми­ка  раз­ви­тия со­бы­тий и ле­жа­щие в ее основе мотивы дей­ствия сторон имеют  нехо­ро­шую тен­ден­цию.

Дано: нераз­ре­шен­ная про­бле­ма с тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­стью  ост­ро­ва Кипр. Пока ста­ра­ни­я­ми бри­тан­цев остров оста­вал­ся неза­ви­си­мым  го­су­дар­ством и служил одной из ос­нов­ных баз флота бывшей ве­ли­кой  Бри­та­нии в во­сточ­ной части Сре­ди­зем­но­го моря, трения между гре­че­ской и  ту­рец­кой ча­стя­ми мест­ной общины оста­ва­лись в тени. Но когда узы  со­ста­рив­ше­го­ся бри­тан­ско­го льва ослаб­ли, греки-ки­при­о­ты все­рьез за­ду­ма­лись  об офи­ци­аль­ном вклю­че­нии Кипра в состав Греции. На что в 1974 году  Турция вы­са­ди­ла на остров войска "для защиты со­оте­че­ствен­ни­ков", под  ко­то­ры­ми под­ра­зу­ме­ва­лись турки-ки­при­о­ты. Так воз­ник­ла никем вообще не при­знан­ная Ту­рец­кая Рес­пуб­ли­ка Се­вер­но­го Кипра.

Меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство тогда при­ло­жи­ло все силы для за­мо­ра­жи­ва­ния  си­ту­а­ции и недо­пу­ще­ния греко-ту­рец­кой войны. Было со­вер­шен­но непо­нят­но,  на чью сто­ро­ну в ней надо ста­но­вить­ся Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­му аль­ян­су, в  ко­то­рый на равных вхо­ди­ли Греция и Турция. А отойти в сто­ро­ну не  поз­во­ля­ла Хо­лод­ная война и тео­ре­ти­че­ская пер­спек­ти­ва со­вет­ско­го  вме­ша­тель­ства в со­бы­тия. Москва войска, ко­неч­но, при­сы­лать бы не стала, а  вот день­га­ми, ору­жи­ем и по­ли­ти­че­ской под­держ­кой по­со­бить грекам с  пер­спек­ти­вой их вы­би­ва­ния из со­ста­ва НАТО - могла очень даже.

Чтобы не будить лихо, все ми­ро­вое со­об­ще­ство (в первую оче­редь,  Запад) дружно сде­ла­ли вид, что на Кипре не слу­чи­лось ничего такого  осо­бен­но­го. Просто мелкий се­мей­ные дрязги, об­ра­щать вни­ма­ния на ко­то­рые  не стоит. Так 45 лет назад (кстати, 15 июля был юбилей тех со­бы­тий)  сфор­ми­ро­ва­лась мина, ко­то­рая сейчас громко ба­бах­ну­ла.

Статус непри­знан­ной ту­рец­кой рес­пуб­ли­ки на Кипре никого не вол­но­вал  ровно до тех пор, пока в окрест­но­стях ост­ро­ва не нашли су­ще­ствен­ные запасы уг­ле­во­до­ро­дов. В бас­сейне Ле­ван­та их объем оце­ни­ва­ет­ся в 3,45 трил­ли­о­на ку­би­че­ских метров газа и более 1,7 мил­ли­ар­да бар­ре­лей нефти.

Чтобы лучше понять мас­шта­бы, стоит вспом­нить, что со­во­куп­ная го­до­вая  по­треб­ность всего Ев­ро­со­ю­за в газе со­став­ля­ет 450-480 млрд ку­бо­мет­ров.  На­хо­дя­щи­е­ся там только два из­ра­иль­ских га­зо­вых ме­сто­рож­де­ния - Ле­ви­а­фан и  Тамар - спо­соб­ны пол­но­стью по­крыть все по­треб­но­сти ев­рей­ско­го  го­су­дар­ства не менее чем на 40 лет вперед. Еги­пет­ский уча­сток Зохр  оце­ни­ва­ет­ся почти равным обоим из­ра­иль­ским вместе взятым.

Словом, делить есть очень даже что. В част­но­сти, в эко­но­ми­че­ской зоне  Кипра в районе ме­сто­рож­де­ния Аф­ро­ди­та на­хо­дит­ся по­ряд­ка 127 млрд  ку­бо­мет­ров при­род­но­го газа, что до­ста­точ­но для обес­пе­че­ния нужд ост­ро­ва  более чем на 100 лет.

Другое дело, что бо­гат­ства на­хо­дят­ся в воде. Их прак­ти­че­ской  раз­ра­бот­ке дли­тель­ное время пре­пят­ство­ва­ли три мо­мен­та. Во-первых, тот  самый не ре­шен­ный статус Се­вер­но­го Кипра, офи­ци­аль­но не при­знан­но­го,  однако ре­ши­тель­но пре­тен­ду­ю­ще­го на свою часть общих за­ле­жей. Во-вторых,  ре­ши­тель­ное неже­ла­ние Анкары усту­пать. В-тре­тьих, от­сут­ствие каких-либо  ва­ри­ан­тов мир­но­го раз­ре­ше­ния про­бле­мы, вкупе с неже­ла­ни­ем (да и  прак­ти­че­ской невоз­мож­но­стью) за­пад­ных стран устра­и­вать пол­но­фор­мат­ную  войну с Тур­ци­ей.

Дело стояло в мерт­вой точке, пока за­пад­ная кон­струк­ция устрой­ства  мира со­хра­ня­ла устой­чи­вость, а Анкара про­дол­жа­ла на­де­ять­ся таки по­пасть в  состав Ев­ро­со­ю­за и вос­поль­зо­вать­ся всеми его эко­но­ми­че­ски­ми и  гео­по­ли­ти­че­ски­ми пре­иму­ще­ства­ми. Как просто в день­гах лично для себя,  так и в ка­че­стве ис­точ­ни­ка су­ще­ствен­но­го соб­ствен­но­го эко­но­ми­че­ско­го,  во­ен­но­го и гео­по­ли­ти­че­ско­го уси­ле­ния по­зи­ции Турции в ис­то­ри­че­ском  про­ти­во­сто­я­нии на Ближ­нем во­сто­ке.

Се­год­ня мир из­ме­нил­ся. Глав­ный патрон - США - по­пы­та­лись устро­ить в  стране во­ен­ный пе­ре­во­рот, и вообще ведут себя так, что с по­доб­ны­ми  дру­зья­ми и врагов не надо. ЕС ди­на­мит заявку турок на вступ­ле­ние без  малого пол­ве­ка. Судя по всему, стать членом Ев­ро­со­ю­за Турции в  ре­аль­но­сти не светит вовсе.

Значит, дальше при­дет­ся раз­ви­вать­ся ис­клю­чи­тель­но за свой счет. Что  остро ставит ребром вопрос обес­пе­че­ния рас­ту­щей эко­но­ми­ки  энер­го­но­си­те­ля­ми. «Ту­рец­кий поток» - это, ко­неч­но, хорошо, но там за газ  пла­тить надо, тогда как через под­держ­ку Се­вер­но­го Кипра можно  по­пы­тать­ся отжать часть бук­валь­но под ногами ле­жа­щих "ни­чей­ных" за­па­сов.  Их там не бог весть сколь­ко, однако чет­верть на­ци­о­наль­ных по­треб­но­стей  лет на 10-15 вперед за­крыть можно.

Словом, Анкара решила, что сейчас для того, чтобы на­ло­жить лапу на  свою долю энер­ге­ти­че­ских бо­гатств Кипра, настал самый удоб­ный момент. И от­пра­ви­ла в район эко­но­ми­че­ских вод Се­вер­но­го Кипра свою бу­ро­вую уста­нов­ку "Фатих".

Дальше все пошло по пред­ска­зу­е­мо­му сце­на­рию. Гре­че­ская часть ост­ро­ва  воз­му­ти­лась - грабят! Анкара тут же при­кры­лась меж­ду­на­род­ным правом. К  делу под­клю­чи­лась сна­ча­ла Греция, за ней под­тя­нул­ся и Брюс­сель. Но к  нему Анкара уже лет пять как осо­бен­но­го пи­е­те­та не ис­пы­ты­ва­ет. И потому  что в ЕС брать от­ка­зы­ва­ют­ся. И потому что Ев­ро­со­юз за­ни­ма­ет ан­ти­ту­рец­кую  по­зи­цию в курд­ском во­про­се.

И потому, что ев­ро­пей­цы зажали деньги, обе­щан­ные за сдер­жи­ва­ние  араб­ской ми­гра­ции в Европу (в ко­то­рой турки, честно говоря, не осо­бен­но и  на­пря­га­ют­ся). И целому ряду разных других кон­фликт­ных во­про­сов. В том  числе, неже­ла­ния Европы усту­пать Анкаре даже ма­лень­кий ку­со­чек Кипра.

В общем, ЕС на­сто­я­тель­но по­про­сил Турцию "так не делать", на что  Анкара просто пожала пле­ча­ми и про­дол­жи­ла в преж­нем стиле. Ми­ни­стры  ино­стран­ных дел Ев­ро­со­ю­за одоб­ри­ли против турок санк­ции, ко­то­рые те под­черк­ну­то пуб­лич­но про­игно­ри­ро­ва­ли. На пресс-кон­фе­рен­ции 16 июля ми­нистр ино­стран­ных дел Ту­рец­кой рес­пуб­ли­ки заявил,  что груп­пи­ров­ка гео­ло­го­раз­ве­ды­ва­тель­ных судов в кипр­ских водах будет  до­ве­де­на до че­ты­рех. Страна утвер­ди­ла план бу­ре­ния до пяти сква­жин в год  и на­ме­ре­на его вы­пол­нить в полном объеме. А если кто по­про­бу­ет  по­ме­шать, Турция готова за­щи­щать права турок-ки­при­о­тов на шель­фо­вые ме­сто­рож­де­ния даже с при­ме­не­ни­ем во­ору­жен­ных сил.

В пе­ре­во­де на рус­ский это значит: да пошли вы все лесом, мы будем  по­сту­пать, как счи­та­ем нужным, а вы... ну, а что вы нам смо­же­те сде­лать?

С этого мо­мен­та на­чи­на­ет­ся самое ин­те­рес­ное. Потому что в  прак­ти­че­ском смысле гроз­ные ев­ро­пей­ские санк­ции ничего су­ще­ствен­но­го не  со­дер­жат. Анкару не возь­мут в ЕС? Так ее и так туда не пус­ка­ют. Ей  пе­ре­ста­нут пе­ре­чис­лять около 1,5 млрд дол­ла­ров фи­нан­со­вой помощи? Так на  газе она сэко­но­мит мно­го­крат­но больше. Ее вы­го­нят из НАТО? Сильно ли  она от этого по­стра­да­ет? А на любые по­пыт­ки во­ору­жен­но­го дав­ле­ния,  прежде всего, силами ВВС НАТО, у Турции  теперь есть до­стой­ный ответ -  С-400, по­став­лен­ные Пу­ти­ным.

То есть, на наших глазах фор­ми­ру­ет­ся первый за более чем сто лет и  точно первый за всю по­сле­во­ен­ную ис­то­рию пуб­лич­ный пре­це­дент за­хва­та  ре­сур­сов и тер­ри­то­рии только потому, что они "ничьи", и потому, что  пре­тен­дент по­доб­ный шаг поз­во­лить себе хочет и может. И это плохо. Если  пе­ре­де­лить ре­сур­сы, опи­ра­ясь только на право силь­но­го, сейчас про­ка­тит у  турок, до­воль­но скоро по­доб­ная прак­ти­ка станет счи­тать­ся делом  есте­ствен­ным, и же­ла­ю­щих ею вос­поль­зо­вать­ся по­явит­ся очень много.

ИА REX

Запольскис правильно подчеркнул абсолютную беспомощность ЕС. Эти идиоты не способны ни на что, кроме болтовни. Явно к такой беспомощности постепенно дрейфуют САСШ. Заметив это, Эрдоган пошёл на Вы против Запада. Не до него пока политиканам. Даже для Вашингтона возможный конфликт с Анкарой очень опасен и крайне сомнителен по результатам. То есть, это - один из фрагментов разрушения Старого мира.

Турция, разборки внутри Запада, Пиндостанские обломы

Previous post Next post
Up