Закат Европы 376. Раскол Запада продолжает углубляться

Jan 04, 2019 22:19


ПЕТР ИСКЕНДЕРОВ

Евросоюз-2018: в экономике снова неуверенность

Торговля в американских долларах подвергает бизнес валютным и политическим рискам

Завершившийся 2018-й год стал одним из самых трудных для Европейского союза с момента его образования. Отличительными особенностями ситуации, имеющей предпосылки к обострению, являются три: комплексный характер кризиса, охватившего как финансово-экономические, так и общественно-политические стороны жизни; опережающее развитие кризисных явлений в ведущих странах-членах Евросоюза в сравнении с его периферией (молодой Европой); встроенность положения дел в ЕС в контекст отношений между другими центрами силы - США, Китаем, Россией.


Снижение темпов экономического роста в третьем квартале 2018 года по сравнению с аналогичным предшествующим периодом особенно заметно в Германии и Италии, входящих в число ведущих экономик ЕС. По данным аналитического доклада UBS Securities, в настоящее время существует риск сокращения ВВП Италии второй квартал подряд, что означает техническую рецессию. А Банк Англии, со своей стороны, предупредил, что выход Великобритании из Евросоюза без торгового соглашения с Брюсселем может привести к экономическому спаду в стране в 2019 году.

«Нет никаких сомнений, что экономика сейчас замедляется», - говорит главный экономист компании JPMorgan Брюс Кэсман. «В следующем году многое в мировой экономике может пойти не так», - подтверждает The Wall Street Journal.



«Решение прекратить программу принято на фоне экономических прогнозов, которые в лучшем случае можно назвать сомнительными», - указывает агентство деловых новостей Bloomberg: темпы роста ВВП еврозоны в третьем квартале 2018 года сократились вдвое - до 0,2%. Это самый низкий показатель с 2014 года. «Есть внутренние проблемы еврозоны и проблемы в американской экономике, в целом есть риск замедления глобальной экономики в следующем году, особенно если не будет разрешен конфликт США и Китая», - подтверждает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.

Теперь экономика ЕС оказывается фактически беззащитной перед лицом угроз, не менее серьёзных, чем долговой кризис в Греции, на Кипре или в Италии. Марио Драги относит к числу негативных факторов для еврозоны геополитические проблемы, рост протекционизма и колебания на рынках.

Баланс рисков для единой европейской валюты движется в отрицательную сторону: лондонская The Financial Times особо выделяет эти слова Марио Драги на итоговой пресс-конференции 2018 года. «Риски для еврозоны продолжат концентрироваться вокруг итальянского госдолга, дефицита бюджета и торгового баланса Франции, а также Brexit, - говорит главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович. - Наиболее пугающим, по нашим оценкам, является отсутствие на сегодняшний день адекватных решений для данных проблем в экономических блоках ЕС; это позволяет предполагать, что отсутствие монетарных стимулов со стороны ЕЦБ отзовётся продолжением ослабления европейской экономки».

Последний месяц 2018 года ознаменовался ещё одним показательным решением руководства ЕС, предвещающим новые коллизии во взаимоотношениях Евросоюза с Соединёнными Штатами. Еврокомиссия обнародовала 5 декабря «дорожную карту» по расширению международной роли евро в торговле и финансовых потоках. Документ преследует цель сделать евро более привлекательным в международных расчётах и в глобальной финансовой системе, расширить применение евровалюты на рынках нефти и газа и в стратегических индустриях, в частности в самолётостроении.

«Пришла пора, когда евро должен развить свою глобальную роль. Евро должен отражать политический, экономический и финансовый вес еврозоны и поддерживать сбалансированный, основанный на правилах международный политический и экономический порядок», - убеждён вице-президент Еврокомиссии по вопросам евро и социального диалога Валдис Домбровскис.

В обнародованных документах не говорится, естественно, о необходимости сломать гегемонию доллара, но это подразумевается. «Европейские компании по-прежнему торгуют в американских долларах на ключевых стратегических рынках, зачастую даже если торгуют между собой. Это подвергает бизнес валютным и политическим рискам, таким как односторонние решения, которые напрямую затрагивают долларовые транзакции», - подчёркивает Еврокомиссия.

Ещё более откровенно высказываются европейские эксперты. В частности, аналитики Центра за европейскую реформу отмечают, что администрация президента США Дональда Трампа «превращает экономическую политику в оружие, из-за чего положение евро на мировых рынках становится вопросом внешней политики, а не просто экономики».

«Если и когда наступит очередной кризис, реальной проблемой станут не ошибки реагирования на него, а отсутствие специальных инструментов для его предотвращения», - пишет лондонская The Financial Times.

В ближайшим будущем основным фактором динамики международных экономических отношений может стать углубление торговых противоречий между США и ЕС.

Локомотивы Евросоюза на трудном пути

Кризис, из которого нет выхода?

Важным фактором развития кризисных явлений внутри Европейского союза является нарастание противоречий в ведущих государствах-членах ЕС. Особняком здесь стоит Великобритания, выход которой из Евросоюза по «жёсткому» сценарию видится всё более вероятным. Провал попытки внутренней оппозиции в Консервативной партии вынести вотум недоверия премьер-министру Терезе Мэй не стабилизировал ситуацию. «Разве проблема в премьер-министре? Это вечная проблема. Любая сделка, которая устроит ЕС, не устроит евроскептиков из консервативной партии», - отмечает профессор Лондонского университета королевы Марии Тим Бэйл.


В Брюсселе уже заявили, что не намерены менять согласованный план выхода Великобритании из Союза, и единственной альтернативой этому может быть выход вообще без соглашения. «Мы не намерены вносить дальнейшие изменения в соглашение. Это общая позиция 27 стран-членов ЕС», - заявила в середине декабря федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Евросоюз не хочет менять условия 585-страничного соглашения, потому что на его разработку и заключение потрачено уже достаточного времени и ресурсов. «Всё говорит о том, что вопрос решён, - считает директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов. - Мэй, как и все, это понимает. Можно изменить трактовку, но не сами условия».

Британское правительство может попытаться отсрочить решающее голосование в парламенте в январе 2019 года с тем, чтобы не осталось времени на внесение поправок в соглашение Лондона и Брюсселя (датой Brexit назначено 29 марта 2019 года), но для консерваторов и лично для Терезы Мэй это рискованно, так как создаёт возможность вынесения вотума недоверия правительству со стороны оппозиции, что повлечёт за собой досрочные выборы. В случае же проведения в Великобритании внеочередных парламентских выборов применение статьи 50 Лиссабонского договора ЕС, на основании которой Великобритания выходит из Евросоюза, может быть отложено; по данному вопросу возможен и повторный референдум. Согласно опросу, проведенному осенью 2018 года компанией Sky News, менее 20% граждан Великобритании оценивают работу кабинета Терезы Мэй по переговорам с Брюсселем как «достаточно хорошую» и «очень хорошую».

… Теперь британские парламентарии, настроенные против Brexit, с ещё большей вероятностью проголосуют против соглашения с Брюсселем и будут настаивать на повторном референдуме, прогнозирует газета The Independent, считающая, что «это выглядит как кризис, из которого нет выхода».

Примечательно, что противники выхода Великобритании из Евросоюза широко используют в своей пропаганде образ президента Дональда Трампа как апологета Brexit и призывают расстроить в этом вопросе расчёты Вашингтона. «Американский президент открыто поддерживает выход Британии без договоренности с ЕС», - подчёркивает The Guardian.

Эксперты датского инвестиционного банка Saxo Bank в своём прогнозе на 2019 год допускают и внеочередные парламентские выборы в Великобритании, и победу на них Лейбористской партии во главе с Джереми Корбином. В этом случае в стране возможны новый референдум по вопросу о выходе из Евросоюза, национализация железных дорог, предприятий в сфере ЖКХ, энергетических компаний, а также введение впервые в британской истории прогрессивного налога на недвижимость. Всё это, по мнению авторов прогноза, приведет к острому финансовому кризису в Великобритании, в результате чего фунт стерлингов снизится до паритета с долларом США. Экономическую рецессию они считают возможной в 2019 году и в Германии, в том числе в автомобилестроении.

Что касается Терезы Мэй, то она намерена сделать всё возможное для выхода Великобритании из ЕС и довести Brexit до конца.

Если в Великобритании социально-экономические проблемы и внутриполитические противоречия пока не вышли за рамки дискуссий, то во Франции они уже вылились в массовые антиправительственные акции. Существенное значение здесь имеет сложность социального состава протестующих, что позволяет использовать их выступления политикам разной ориентации. С одной стороны, в поддержку лозунгов демонстрантов, включая лозунг отставки президента Эммануэля Макрона, уже выступили лидеры французских левых - недавний кандидат на пост главы Пятой республики от партии «Непокорённая Франция» Жан-Люк Меланшон и один из основателей Новой антикапиталистической партии Оливье Безансно. Это понятно: «жёлтые жилеты» выступают в том числе за восстановление отмененного президентом Макроном «налога солидарности» на богатых. С другой стороны, с требованиями протестующих солидаризировалась лидер правого «Национального фронта» Марин Ле Пен.

Отсутствие у движения протеста, захватившего уже не только Францию, но и Бельгию, структурированной организации и общепризнанных лидеров, делает возможным вспышки подобного протеста в других государствах-членах ЕС, в том числе в Германии, вступающей в сложный период «после Меркель».

(Окончание следует)

Когда в 14 году вернулся к анализу мировой политики, удивился тому, насколько хлипок и ненадёжен ЕС. Мощнейшее экономическое объединение оказалось гигантом на глиняных ногах. Кажется, это начало доходить и до глобалистской верхушки, уже несколько десятилетий правящей Старой Европой и прочно подмявшей лимитрофы Европы Восточной. Раньше они чувствовали за спиной мощь САСШ (явно её переоценивая), сейчас, после заселения в Белый дом националиста Трампа, они вынуждены его терпеть. Между тем он со смаком разрушает весь порядок, выстроенный глобалистами после ВМВ. Сейчас их главная надежда - проигрыш Трампа на следующих выборах. Весьма вероятный - признание прихода Песца принадлежащие глобалистам СМД Запада наверняка попытаются списать на клоуна в Оральном кабинете. Однако, промышленникам САСШ, выдвинувшим Трампа в президенты проигрыш грозит тотальным разорением, что может обвалить страну в Гражданскую войну. Явно недооценивают глобалисты и антиглобалистские процессы в самой Европе, они нарастают. К тому же, англосаксы зримо вступили в антиевропейский сговор по развалу ЕС, что невооружённым глазом видно по бунтам во Франции. Это ещё один повод для развала Атлантического союза. Но в то,  что ЕС успеет обзавестись армией и сможет сгладить внутриевропейские противоречия, не верю. Поздно спохватились. Вон, Россия, уже пять лет срочно выстраивает структуры для собственной независимости, но назвать их готовыми пока нельзя. Уж очень много работы. Для нас было бы выгодно иметь под боком экономически развитую Европу, но и развал единого Запада - тоже приемлемый результат.

==================================================================

Политические линии США и Европы расходятся в разные стороны

ДМИТРИЙ СЕДОВ

Европейцы больше не могут полагаться на США, как прежде

Двух лет правления президента США Дональда Трампа оказалось достаточно, чтобы в Европе начался пересмотр системы трансатлантических отношений. Коронный лозунг Трампа «Америка прежде всего» вступил в прямое противоречие с интересами союзников. США и Европа начинают двигаться в разных направлениях. Эта мысль часто встречается в прогнозах американских и европейских СМИ на 2019 год.


Начался процесс отстыковки европейской системы от США. Ещё большие изменения ожидают трансатлантические отношения в 2019 году. Один из самых наглядных примеров - возрождение идеи создания самостоятельной европейской армии, к которому призвал французский президент Эммануэль Макрон. Ответом Трампа на это (разумеется, в «Твиттере») стало: «Лучше платите за НАТО!» Интересно, что осторожная Меркель живо отреагировала на инициативу Макрона и поддержала её.

Какими могут быть последствия создания самостоятельной европейской армии, если дело не ограничится призывами?

В первую очередь последствия коснутся интересов европейских производителей оружия, перед которыми откроются новые горизонты. Закупки военной техники в США начнут сокращаться, её производство в Европе расширится. На мировом рынке оружия возрастёт конкуренция, это затронет и американских оружейников; в частности, может привести к сокращению рабочих мест в американском ВПК.

Между прочим, определённый опыт в создании самостоятельной армии у европейце имеется. Например, в Литве офицер бундесвера командует частями из Бельгии, Франции, Исландии, Норвегии, Нидерландов и Чехии. Кроме того, генеральный инспектор бундесвера Эберхард Цорн (Eberhard Zorn) внёс предложение рекрутировать в немецкую армию граждан других государств-членов ЕС - Польши, Ирландии и Бельгии на службу в качестве IT-специалистов и медиков. Несколько словацких врачей уже служат в немецких частях.

Много неясного в торговых отношениях. После того как Трамп отказался от почти готового Трансатлантического соглашения по торговле и инвестициям (ТТИП), тянутся вялые переговоры на этот счёт без перспективы успешного завершения. Зато появилась такая новация, как увеличение пошлин на ввоз в США стали и алюминия, угроза повышения тарифов на ввоз европейских и японских автомобилей. Эти проблемы заставили председателя Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера метаться в 2018 году между Вашингтоном и Брюсселем в поисках компромисса, который так и не был найден. Европейцы не понимают позицию американского президента. Например, он говорит Ангеле Меркель, что «половина автомашин на американских дорогах имеют немецкое происхождение». Однако из 1 млн. 300 тыс. немецких автомобилей, ежегодно ввозимых в США, 800 тыс. производится на американских заводах, и в их изготовлении занято 50 тыс. американских рабочих. В глазах европейцев это ставит под вопрос репутацию Трампа как честного партнёра.

Не лучше обстоит дело с доверием к политике Трампа в области военной безопасности. Когда президент США объявил о победе в Сирии над «Исламским государством» (ИГ) [организация запрещена в России] и выводе из Сирии американских войск, британский министр обороны Тобиас Эллвуд (Tobias Ellwood) заявил о своём категорическом несогласии с этим решением. Терроризм, сказал Эллвуд, «преобразовался в иную форму экстремизма, и опасность ещё очень велика». Аналогичные опасности возникают в связи с решением Трампа о сокращении почти наполовину американского контингента в Афганистане, где, помимо талибов, сражающихся с правительством в Кабуле, появились боевики ИГ.



К числу критиков Трампа присоединился и уходящий со своего поста руководитель аппарата Белого дома Джон Келли, который в предпоследний день старого года в интервью Los Angeles Times охарактеризовал президента США как человека, следующего своим внутренним позывам, а не советам компетентного окружения; больше того, зачастую принимающего решения без консультаций с ближайшими помощниками.

На рубеже 2019 года становится ясно, что европейцы будут стремиться к созданию политических, экономических и военных механизмов, функционирующих относительно автономно от Соединённых Штатов, полагаться на которые, как прежде, они больше не могут.

Вопрос только в том, придётся ли Вашингтону признать приход Песца раньше, чем будет запущен процесс распада ЕС. Это определит главных проигравших.

крушение мира, ЕС разваливается, песец

Previous post Next post
Up