Лагерь на Соловках создали белые. Д.Киселёву.

Nov 10, 2015 20:18

Надеюсь, 3 февраля Д. Киселёв в очередных «Вестях недели» процитирует такой текст:

В августе 1918 года международный англо -франко-американский контингент отбил у большевиков Архангельск, где была и поставлена антибольшевистская власть. В городе и области было множество принявших Советскую власть,  сочувствующих ей; активно выступили против декретов новой власти профсоюзы. 7 августа состоялось многотысячное собрание рабочих и служащих 18 лесозаводов Маймаксы. Последовали аресты и запрет на проведение митингов и собраний. Заработали военно-окружные суды. В ноябре пошли расстрелы.  По-полной машина репрессий заработала 15 января 1919 года с назначением генерала Миллера генерал-губернатором.

3 февраля 1919 года правительство т.н. «Северной области» Миллера-Чайковского, которое поддерживали  страны Антанты, приняло постановление, по которому граждане, «присутствие коих является вредным…могут быть подвергаемы аресту и высылке во внесудебном порядке в места, указанные в пункте 4 настоящего постановления».
Указанный пункт гласил: «Местом высылки назначается Соловецкий монастырь или один из островов Соловецкой группы…».
Как пишет исследователь истории гражданской войны П.А.Голуб, «вожди белого режима на Севере - Чайковский, Миллер, Мурушевский и прочие, уже пребывая в эмигрантском далеке, не уставали чернить большевиков за ссылку контреволюционеров на Соловки. Но при этом дружно демонстрировали провал памяти, а именно: дорогу на Соловки проложили именно они».

Соловецкие острова были не единственным местом, куда отправлялись репрессированные демократами -
13 августа совещание под председательством командующего войсками генерала Марушевского предложило Миллеру выслать из тыла на Мудьюг, Соловецкие острова и в другие гиблые места около 4 тыс. человек, в том числе из мест заключения Архангельска - 876 человек, из ближайших окрестностей города - 249 военнопленных и бывших солдат Дайеровского дисциплинарного батальона, 240 арестованных солдат и каторжан из более отдаленных мест, около 800 бывших солдат славяно-британского легиона, а также дисциплинарных батальонов Дайера и Бэрка, находившихся в прифронтовом районе.

23 августа 1918 года на острове Мудьюг  интервентами был создан концентрационный лагерь - сначала как лагерь для военнопленных, со 2 июня 1919 года использовался  как ссыльно-каторжная тюрьма. Из-за этого Мудьюг получил прозвание «остров смерти».

Одним из первых туда попал заместитель председателя Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов А. Гуляев. На третьи сутки пребывания в карцере он уже не мог передвигаться и вставать с места.
Бывший узник Мудьюгской тюрьмы Павел Петрович Рассказов писал: "Представление о Мудьюге неразрывно связано с представлениями о высших страданиях, о высшей человеческой жестокости и неизбежности мучительной смерти. Кто попал на Мудьюг, тот живой труп, тот не вернется к жизни".

"Люди, названные военнопленными, доводились до крайних пределов голода: как голодные псы бросались, хватая обглоданные администрацией тюрьмы кости, зная вперед, что это будет стоить побоев прикладами, карцера и т.д. Организм заточенных был доведен от голода до состояния, когда незначительное дуновение ветра валило их с ног, что почиталось симуляцией, и потому на несчастных снова сыпались побои... Из заточенных на Мудьюге более 50 процентов расстались с жизнью, многие сошли с ума..." (Из заявления Архангельского совета профсоюзов, август 1919 г.)

Ссыльно-каторжная тюрьма на Мудьюге, как главный пункт концентрации «врагов режима», закончила свое существование  восстанием  и  побегом  заключенных  15  сентября  1919  г. Правительство в спешке, уже в конце сентября, взамен Мудьюга открыло новую «фабрику смерти» на Кольском полуострове, на берегу Баренцева моря, в глухом становище Иоканьга. Эта каторжная тюрьма стала такой же страшной, как и Мудьюг. «Режим Иоканьгской каторги, - вспоминал один из её узников В.П.Чуев, - представляет собой наиболее зверский, изощрённый метод истребления людей медленной, мучительной смертью» (Чуев В.П. Архангельское подполье. - Архангельск. 1965. С. 117).
Первая партия арестантов - в 360 человек - прибыла в Иоканьгу в конце сентября 1919 года. За короткий срок  население каторги за превысило 1 200 человек, доставленных сюда с Мудьюга, с фронта, из тюрем Архангельска и губернии.
Анкета, проведенная Иоканьговским Совдепом уже после  падения  Северной области, показывает,  что из списка всех арестантов,  побывавших  в  застенках Иоканьги, лишь 20 человек принадлежало к коммунистической партии,  остальные были беспартийные.
В тюрьме применялись изуверские пытки: жгли каленым железом, закапывали живьем в землю. Широко применяли железные  кандалы. На сутки 200 грамм непропечённого хлеба и консервную банку (вместо мисок) подобия супа. Свирепствовала дизентерия и цинга. Заключенные  пытались группами или в одиночку бежать, но их ловили и расстреливали.
"Чтобы ускорить вымирание заключенных, - вспоминает  узник  Воронцов,  - администрация тюрьмы вводила всевозможные "новшества", в хлеб  примешивалась карболка,  которой  дезинфицировали  уборные,  суп  заправляли  вместо  соли морской водой"
К моменту освобождения Иоканьги от белогвардейцев в тюрьме из полутора тысяч заключенных в живых, по свидетельству Чуева, осталось 576 человек, 205 из них уже не могли передвигаться. В ожидании перевозки в Мурманск скончалось ещё около 90 человек и 24 умерли в пути на пароходах. Сойти на берег в Мурманске смогли только 127 мучеников Иоканьги (см.: Чуев В.П. Указ. соч. С. 123-124).
"По неполным подсчетам исследователей гражданской войны на Севере, через тюрьмы, концлагеря и каторгу прошло около 52000 человек, то есть до 11 % всего населения. Согласно официальным данным властей, по приговорам военных судов было расстреляно около 4000 человек" (Голуб П. "Белый" террор на Севере России). И это кроме запытанных, умерших от голода и болезней.
Таков итог деятельности настоящих основателей Соловецкого лагеря, уважаемые телезрители.

#Соловки #ГУЛАГ

Соловки, Информационная война, История

Previous post Next post
Up